Файл: «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности Российской Федерации.

Задачи являются производными от целей и в то же время раскрывают основные направления ОРД в их достижении. Они конкретизируют основное содержание назначения данного вида оперативной деятельности.

Статья 2 Закона об ОРД определяет следующие задачи ОРД:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

Указанные в Законе задачи образуют единую систему, в которой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют, в свою очередь, внутреннюю организацию ОРД (субъектов ОРД, их права и обязанности, ОРМ, правовую регламентацию и т.д.) для их решения.

В связи с этим следует иметь в виду соотношение указанных задач с задачами и функциями субъектов ОРД (ст. 13), которые закреплены в соответствующих законах с определением нормативно-правового статуса субъектов.

Так, к числу задач оперативно-розыскных органов полиции относятся, прежде всего, задачи, закрепленные в ст. 2

Закона о полиции. Это предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также похищенного имущества.

В Законе о полиции сформулирована задача о добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Данная задача концентрирует внимание на обеспечении в целом национальной безопасности России, составляющими которой и являются государственная, военная, экономическая и экологическая безопасность. ОРД рассматривается как реальное средство защиты (обеспечение безопасности), для устранения или предотвращения появления конкретной, зачастую скрытой угрозы национальной безопасности. ОРМ направлены, прежде всего, на "добывание информации, создающей угрозу" национальной безопасности, т.е. проведение в первую очередь разведывательно-поисковых мероприятий.


Основные направления обеспечения национальной безопасности конкретизируются в специальных нормативных правовых актах – в законах о безопасности, о ФСБ, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

Поэтому в Законе о полиции четко прописано, что органы, осуществляющие ОРД, решают указанные задачи в пределах своих полномочий, и не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

Суть содержания этих задач состоит в следующем.

Выявление преступлений и установление лиц, к ним причастных, осуществляется гласно и негласно всем комплексом ОРМ, указанных в законе (ст. 6 Закона об ОРД). Это важнейшая функция оперативно-розыскных подразделений. Без деятельности по "выявлению" и "установлению" невозможно продвижение по пути предотвращения, пресечения, раскрытия и т.д. Законодатель акцентирует именно данный признак задач ОРД, подчеркивая тем самым главную черту ОРД – ее разведывательно-поисковую сущность. Этим она особенно отличается, как самостоятельный и уникальный вид деятельности.

Выявление преступлений осуществляется с учетом специфики совершаемых деяний – общеуголовных, экономических, в налоговой сфере и т.д. Если отдельные виды преступлений очевидны с точки зрения совершения самого факта (события) – кражи, грабежи, разбойные нападения, – и необходимо установить лиц, их совершивших, то другие виды, совершаемые в сфере экономики, нередко связанные с коррупцией, взяточничеством, требуют большой разведывательной работы по выяснению как механизма его совершения, так и нередко большого круга соучастников.

Выявление же деятельности большинства организованных преступных групп, отличающихся высоким профессионализмом, а организованность и профессионализм - явления взаимосвязанные, сопряжено с комплексом ОРМ вплоть до оперативного внедрения в такие группы (п. 12 ст. 6 Закона об ОРД), с серьезной информационно-аналитической работой по обнаружению многочисленных фактов тяжких преступлений и устранению членов криминальных формирований.

Работа по выявлению преступлений и лиц, их подготавливающих и совершивших, – это особая организационнотактическая сторона (форма) ОРД, которая характеризует уровень мастерства сотрудников, эффективность их специфической, в основе негласной, разведывательно-поисковой деятельности, и перспективу раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников.


Задача ОРД – предупреждение и пресечение преступлений – предполагает обнаружение и изучение фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке противоправных деяний, и принятие мер упреждающего характера. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы теории и практики оперативно-розыскного обеспечения предупредительного воздействия на преступность. В этом отношении заслуживает особого внимания эффективно зарекомендовавший себя опыт оперативно-розыскной профилактики по реализации идей профессоров Д. В. Гребельского, А. Г. Лекаря, В. Г. Самойлова, В. Г. Боброва, И. П. Козаченко и др., но, разумеется, с учетом современных реалий.

Организация и тактика предупредительного воздействия должна быть как по линии общеуголовных преступлений (убийства, грабежи, разбойные нападения и т.п.), так и в сфере экономических преступлений.

Думается, система мер оперативно-розыскного предупреждения должна быть задействована на более ранних этапах криминального события, а именно с момента зарождения и обнаружения криминального замысла с целью проведения общих и индивидуальных профилактических мер. Особенно это значимо в отношении несовершеннолетних правонарушителей, лиц, впервые замышляющих и начавших подготовку к совершению конкретных преступлений, в том числе и к таким, которые могут привести к необратимым последствиям.

2.2. Основные функции оперативно-розыскной деятельности

Функции ОРД (как функции отраслевые) - это предусмотренные, федеральными законами отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей. Их можно разделить на основные и дополнительные.

Основные - это следующие:

- предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

- обнаружение преступлений;

- розыск лица, совершившего преступление (по факту данного преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющегося от уголовного наказания), а также предметов, сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;

- разрешение ДОУ;

- содействие уголовному судопроизводству;

- содействие исполнению уголовного наказания.

Кроме того, в зависимости от предусмотренных в ФЗ об ОРД целей защиты соответствующих объектов (см. ст. 1) в ОРД можно выделит следующие основные направления работы: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).


К дополнительным функциям относятся обеспечение прав, интересов - и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства, обеспечение ОРД, оперативно-служебное руководство производством по делам оперативного учета (ДОУ), обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с федеральными законами, розыск лиц, без вести пропавших, содействие международным правоохранительным организациям и органам иностранных государств в соответствии с национальным оперативно-розыскным законодательством и международными договорами России.

2.3. Оперативно-розыскные мероприятия по нейтрализации обстоятельств, благоприятствующих и способствующих подготовке и совершению преступлений и разрушению криминогенной ситуации

Предупреждение и пресечение осуществляется с использованием таких ОРМ, которые бы учитывали криминальный образ жизни лиц, намеревающихся совершить преступление, их устойчивую антиобщественную направленность поведения, прежний преступный опыт, например рецидивиста, и другие криминологические характеристики подготавливаемого деяния и самих лиц.

В отношении лиц, представляющих оперативный интерес, проводятся меры по разобщению неустойчивых преступных группировок, переориентации поведения лиц, потенциально склонных к криминальной активности. Принимаются мероприятия по нейтрализации обстоятельств, благоприятствующих и способствующих подготовке и совершению преступлений; разрушению криминогенной ситуации, формирующей соответствующую обстановку и мотивацию у отдельных субъектов; устранению виктимологических факторов в складывающихся взаимоотношениях потенциального преступника и жертвы и др.

ОРМ осуществляются на объектах оперативного обслуживания и вероятного совершения преступлений, в местах возможного появления лиц, представляющих оперативный интерес, в наркопритонах и т.п.


Серьезную озабоченность вызывают следующие ситуации, требующие оперативно-розыскного внимания по их выявлению и возможному принятию превентивных мер.

1. Низкая социальная работа по адаптации освобожденных из мест лишения свободы, их слабая правовая защищенность (бытовая неустроенность, невозможность получить профессиональную подготовку, отказ в приеме на работу и т.п.).

2. Рост детской беспризорности и безнадзорности, вовлечение подростков в антисоциальную (пьянство, наркомания, проституция) и преступную деятельность, преступления против самих несовершеннолетних.

3. Увеличение числа лиц, групп, экстремистски и националистически настроенных, разжигающих враждебные отношения па религиозной, национальной или политической почве.

4. Постоянно расширяющиеся правонарушения в организации и осуществлении финансовой, кредитной, производственной, коммерческой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.

5. Дальнейшее развитие организованных форм преступности, расширение коррупции, консолидация преступной среды, формирование разветвленных криминальных структур, в том числе транснациональных и межрегиональных формирований, деятельность которых будет направлена на расширение контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса.

6. Активизация контрабанды, распространения оружия и наркотиков, преступного бизнеса с автомобилями, антиквариатом, драгоценными металлами.

В задаче по предупреждению и пресечению преступлений очевидно стремление законодателя использовать возможности ОРД по получению из различных источников значимой оперативной информации и прежде всего от граждан с целью локализации, недопущения и пресечения противоправных действий.

Раскрытие преступлений и установление лиц, их совершивших, как задача ОРД, предполагает проведение комплекса ОРМ по получению информации об основных обстоятельствах совершения преступления и лиц, причастных к нему. Это общая рабочая дефиниция, поскольку законодательного определения "раскрытия" преступлений нет, а многочисленные точки зрения в той или иной мере сходны с приводимым (Р. С. Белкин, С. В. Бородин, И. Ф. Герасимов, И. В. Жогин, А. Ф. Дубин и др.). При этом необходимо учитывать, что в уголовно-процессуальном законе нет такого термина, а в Законе об ОРД "раскрытие" является одной из главных задач. В связи с этим следует полностью согласиться с мнением профессора И. И. Карпеца, которое, кстати, было высказано до принятия указанных законов: "оперативно-розыскное понятие раскрытия означает обнаружение преступника, а все остальное скорее характеризует стадии расследования преступления, чем раскрытие его, ибо оно уже раскрыто (преступник найден)"[1].