Файл: «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая не только теоретическую, но главным образом практическую значимость данных понятий, которые, кстати, вызывают острые дискуссии особенно среди практических работников, остановимся на них подробнее.

И хотя некоторые современные ученые-процессуалисты не желают увязывать понятия "раскрытие" и "расследование" в борьбе с преступностью в связи с тем, что "права и свободы человека ставятся теперь выше “галочки” в раскрытии преступлений"[2], тем не менее данная важнейшая государственная задача может быть успешно разрешена только при сочетании оперативно-розыскной и следственной деятельности. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Не может содержание расследования преступлений обойтись без понятия раскрытия. Это совершенно очевидно из предписаний ст. 73 УПК РФ "Обстоятельства, подлежащие доказыванию", где указано, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением, и т.д. Все это, несомненно, должно выявляться в ходе оперативно-розыскного раскрытия преступлений и установления лица, его совершившего. Разумеется, виновность по уголовному процессу, формы вины могут быть определены лишь при обнаружении личности. Если же лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то в соответствии со ст. 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается. Иначе говоря, понятие "раскрытие преступления" – это главная составляющая расследования, и только наличие такого факта является результатом успешного расследования преступления. Не может содержание расследования обойтись без раскрытия преступления. Точно так же и оперативно-розыскное понятие "раскрытие преступления" без соответствующего расследования не может иметь юридической завершенности. Оперативной практике известны многочисленные ситуации, когда выявлены оперативным путем обстоятельства криминального деяния, установлены лица, к нему причастные, но оперативная информация была недостаточно задокументирована, либо в ходе следствия были допущены серьезные просчеты в доказывании, и преступление с известными по оперативным данным лицами продолжало оставаться нераскрытым и нерасследованным (приостановленным) в юридическом смысле. Раскрытие преступления – это, в конечном счете, основанное на требованиях уголовно-процессуального закона установление фактов, действительной причастности лица к совершению преступления. Оперативно-розыскное раскрытие – это, в определенной мере, движущий фактор уголовного процесса, предусматривающий интеграцию усилий органов, осуществляющих ОРД, и участников уголовного процесса (должностных лиц) со стороны обвинения.


В Законе об ОРД сформулирована задача по осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

Данная задача требует своего решения путем не только применения комплекса определенных законом ОРМ (ст. 6 Закона об ОРД), но и организационно-правовых мер розыска, осуществляемых специальными розыскными подразделениями, а также процессуальных мер (п. 38 ст. 5; п. 4 ст. 38; ч. 5 ст. 208, ч. 2 ст. 209; ст. 210 УПК РФ).

Задачу розыска подозреваемых и обвиняемых перед органами, осуществляющими ОРД, ставит следователь, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ст. 208 УПК РФ). Статьей 210 УПК РФ "Розыск подозреваемого, обвиняемого" следователю предписывается в случае неизвестности местонахождения этих лиц поручить их розыск органам дознания (имеется в виду органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность). Такая задача может возникнуть и с момента побега преступников из-под стражи, изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, мест отбывания наказания.

Организация розыска регламентируется специальными ведомственными нормативными актами.

Решение об объявлении розыска оформляется специальным постановлением, в котором излагается сущность деяния, его квалификация, данные о личности преступника, избранная в отношении него мера пресечения, адрес его доставки при обнаружении (копии постановления об избрании меры пресечения прилагаются к постановлению). Инициатор розыска, мотивируя необходимость проведения розыска, в справке, прилагаемой к постановлению, информирует розыскное подразделение о личности скрывшегося подозреваемого, обвиняемого или осужденного, указывает его полные установочные данные, приобщает фотографию, если она имеется, описывает внешность, особые приметы, характерные особенности поведения, привычки, состояние здоровья, наличие судимостей, родственные, преступные и иные связи, последнее место работы, жительства и иного пребывания (содержание под стражей и т.п.), данные о документах и прочие сведения, могущие оказать помощь в розыске. При необходимости сотруднику, осуществляющему розыск, предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, личными делами осужденных и сделать из них необходимые для розыска выписки и т.п.

По масштабу осуществления розыскной работы различаются следующие виды розыска.

1. Местный. Он ведется на территории субъекта РФ после проведения первоначальной проверки и не позднее 10 суток с момента получения постановления и включает в себя комплекс оперативно-розыскных, информационносправочных и иных действий но обнаружению разыскиваемого лица с использованием местных возможностей, локальных учетов и информационно-поисковой системы.


Розыскными мерами могут быть следующие следственные действия: обыск, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, допросы близких, знакомых, сослуживцев и иные организационные меры, а также использование возможностей средств массовой информации; направление запросов в ОВД по месту возможного нахождения преступника, в органы исполнения наказаний, где может находиться разыскиваемый, осужденный за иное преступление и другие меры.

2. Федеральный (всероссийский). Проводится на всей территории РФ с использованием специальной сигнальной системы оперативно-справочных учетов, с применением современных информационно-вычислительных систем. Он объявляется, когда меры местного розыска не принесли

желаемых результатов, как правило, по истечении шести месяцев со дня его начала. Однако, когда разыскиваются лица, совершившие особо тяжкие преступления, вызвавшие широкий общественный резонанс или когда есть реальные опасения в том, что скрывшиеся преступники могут быть опасны окружающим, федеральный розыск их объявляется немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска.

3. Международный (межгосударственный). Он объявляется, когда федеральный розыск результатов не дал, либо когда получены сведения о том, что разыскиваемый обвиняемый находится за пределами Российской Федерации. Розыск проводится как с участием правоохранительных органов государств – участников СНГ[3], так и посредством возможностей международной организации уголовной полиции (Интерпол). Национальное бюро Интерпола (НЦБ) является структурным подразделением Федеральной службы криминальной полиции МВД России и, не принимая непосредственного участия в проведении ОРМ или следственных действий, обеспечивает выполнение запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, в частности, и по розыску опасных преступников[4]. Основанием для международного розыска граждан Российской Федерации является запрос органа внутренних дел, направленный в ПЦБ Интерпола. Используя систему международного розыска, розыскные подразделения России имеют возможность установить местонахождение лица, идентифицировать разыскиваемого, установить контроль над деятельностью и передвижением лица, скрывающегося от правоохранительных органов за пределами России, задержать его с последующей экстрадицией в соответствии с установленной процедурой.

Серьезной проблемой в современных условиях являются многочисленные факты исчезновения граждан, так называемых лиц, пропавших без вести. Ежегодно в России пропадает более 80 тыс. человек. Разыскивают лишь около 9 тыс., остальные пропадают бесследно. Для сравнения заметим, что в 1974 г. в СССР разыскивалось около 23 тыс. безвестно исчезнувших граждан. Совершенно очевидна неуклонная тенденция роста количества разыскиваемых лиц всех категорий. Здесь и жертвы преступлений с сокрытием трупов, и продажа в рабство, и нелегальный выезд за границу в поисках лучшей жизни, и добровольный уход из дома с разрывом всех родственных и иных связей, и многое другое.


Поэтому задача розыска без вести пропавших чрезвычайно актуальна и решается посредством проведения активных оперативно-розыскных и иных мероприятий. Юридическим основанием розыска является заявление заинтересованного в поиске лица: близких, родственников, знакомых или организаций, например, специальных медицинских учреждений, организаций, содержащих престарелых, и т.п.

Организация и производство розыска осуществляется без возбуждения уголовного дела в соответствии с Законом об ОРД и ведомственными инструкциями, например, Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утв. приказом Генпрокуратуры РФ № 70, МВД России № 122 от 27.02.2010.

Розыск лиц осуществляется с учетом конкретных обстоятельств их исчезновения. Исследуются соответствующие документы по месту работы и жительства, лечебных и прочих учреждений, криминалистические, оперативно-розыскные и иные виды учетов правоохранительных органов, используются возможности современных информационнопоисковых систем.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на высокую актуальность и существенную практическую значимость, проблема эта не подвергается активному научному исследованию. В сфере специальных работ исключение, пожалуй, составляют труды профессора В. М. Атмажитова.

Самостоятельной задачей является установление имущества, подлежащего конфискации (введена Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”").

Данная задача призвана обеспечить одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию, – характер и размер имущественного вреда, причиненного преступлением. В процессе ее решения необходимо установить оперативно-розыскными мерами, не приобретено ли имущество проверяемых или обвиняемых преступным путем или на средства, добытые от совершения преступления. Это включает в себя движимое или недвижимое имущество – здания, сооружения, помещения, земельные участки, транспортные средства, денежные вклады и иные ценности, которые преступники до принятия процессуальных решений, касающихся обеспечения возмещения вреда, пытаются различными способами вывести из персонального владения или собственности, запрятать в тайники и т.п. Ситуации по выявлению похищенного имущества могут возникнуть и по ходу обнаружения в процессе оперативно-розыскного документирования действий лиц, совершающих хищения и такие деяния, как присвоение и растрата, мошенничество, фальшивомонетничество, взяточничество и коммерческий подкуп, криминальное банкротство и другие экономические преступления, а также меры по борьбе с финансовыми нарушениями, включая способы легализации доходов, полученных преступным путем.


Заключение

Наиболее сложная проблема для оперативных подразделений, например, из-за возрастания количества факторов криминального террора в отношении представителей власти, предпринимателей и финансистов; столкновения между лидерами и авторитетами криминальной среды; сложного переплетения политических и криминальных интересов.

В итоге можно констатировать разрушение привычных для России стереотипов поведения в жизни, общепринятых норм морали и нравственности, что влечет рост проституции, противоправных проявлений не только на почве пьянства, но и наркомании, криминализацию подрастающего поколения и т.д.

Несомненно, что преодоление этих и иных негативных факторов возможно лишь на базе глубокого изучения скрытых и других процессов в криминальной и околокриминальной сфере. Безусловно, абсолютизировать возможности ОРД здесь нельзя, но и без активного их использования в деятельности правоохранительных органов и спецслужб и тесного взаимодействия между ними и с другими ведомствами, принимающими рычаги воздействие на общество, успеха достичь крайне затруднительно.

Требуется повышение качества работы оперативно-розыскных аппаратов в области аналитической, организационной, методической работы в интересах эффективного решения задач ОРД, касающихся организованной, в том числе экономической преступности, бандитизма и иными, не имеющих аналогов в недалеком прошлом преступлений.

Проблемой является сменяемость кадров в оперативных подразделениях и неудовлетворительный вследствие этого в ряде случаев подбор новых сотрудников с точки зрения их нравственно-психологических и профессиональных качеств. Наблюдается недостаток доверия к правоохранительным органам и спецслужбам в глазах общественного мнения. Можно констатировать наличие неверия людей в способность государства обеспечить защиту их интересов от противоправных посягательств, отсюда - социальная пассивность, снижение уровня правосознания, нежелание способствовать правоохранительным органам в борьбе с преступностью; опасной тенденцией является и рост незаконной вооруженности населения.

Важно и разрешение проблем, касающихся научно-методического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, так как минимальное выделение финансовых средств на проведение исследований в области проблем ОРД, слабое материальное стимулирование научной деятельности в этих направлениях приводит к недостаточной наработке теоретических обоснований относительно порядка проведения эффективных ОРМ по борьбе с криминальными проявлениями, характерными для современности.