Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Особенности приобретения и прекращения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, физическое лицо не становится собственником в силу юридического факта рождения, тогда как юридическое лицо становится собственником в момент его государственной регистрации и этот юридический факт (хотя и не тождественный рождению ребенка) может считаться началом «жизни» нового субъекта права.

Во-вторых, будучи собственником юридическое лицо осуществляет свои права только опосредованно, через специально управомоченных физических лиц (группы лиц). Иначе и быть не может, ведь мы имеем дело с фикцией субъекта права. Что же касается физического лица - собственника, то свои права владения, пользования и распоряжения объектом собственности гражданин осуществляет, как правило, лично.

В-третьих, юридическое лицо почти всегда ограничивается в возможности иметь на праве собственности то или иное имущество. Причем такие ограничения связаны не только с имуществом, изъятым из оборота. Даже для коммерческих организаций действуют законодательные и уставные ограничения, не позволяющие, к примеру, приобретать имущество, не соответствующее заявленным в уставе целям и задачам деятельности. Для физических лиц фактически единственным препятствием для приобретения имущества в собственность является положение п. 1 ст. 213 ГК РФ.

На сегодняшний день ограничиваются только виды имущества, которые могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам, причем такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].

Юридические лица, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Исключение составляют случаи, когда в учредительных документах хозяйственного общества (товарищества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования им. Собственником такого имущества юридическое лицо являться не может.

Таким образом, несмотря на то, что право собственности едино по составу правомочий для всех участников гражданского оборота, оно не может не отличаться по основаниям возникновения и прекращения в том случае, когда правообладателем выступает юридическое лицо. Так, основанием возникновения права собственности организации в момент ее создания может быть только внесение вкладов ее учредителями (участниками). В последующем юридическое лицо может также приобрести право собственности на имущество на основании таких юридических фактов, существование которых невозможно в отношении иных участников гражданских правоотношений, к примеру, в результате реорганизации другого юридического лица. Одновременно реорганизованное юридическое лицо (лица) утрачивает право собственности либо на все принадлежащее ему имущество (слияние, присоединение, разделение, преобразование), либо на его часть (выделение). Право собственности юридического лица также может прекращаться в случае ликвидации или, к примеру, в результате выдела доли участника при выходе из юридического лица, что невозможно в отношении других субъектов гражданского права.


Кроме особенностей возникновения и прекращения права собственности, присущих всем юридическим лицам, определенная специфика существует в формировании имущества, а также в порядке распоряжения и пользования им в зависимости от организационно-правовой формы и целей деятельности юридического лица. Например, коммерческая организация не вправе распоряжаться своим имуществом посредством его передачи в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником (акционером), руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ). В то же время юридическое лицо может распорядиться своим имуществом посредством наделения частью такого имущества созданного им представительства или филиала.

В результате анализа законодательства и научных концепций, изложенных в юридической литературе приходим к выводу о том, что понятие права собственности юридического лица, определяемое из правомочий собственника, закрепленных в ст. 209 ГК РФ, не может отражать специфики абсолютного вещного права такого субъекта. При выработке собственного определения права собственности юридического лица, прежде всего, учитывается его фикционная природа, особенности возникновения и осуществления права собственности. На наш взгляд, право собственности юридического лица, также являющееся фикцией, производной от первичной фикции субъекта права, можно определить следующим образом.

Право собственности правосубъектного юридического лица есть возникающее в момент его государственной регистрации и признаваемое в силу закона абсолютное право владения, пользования и распоряжения имущественным фондом, образованным учредителями, осуществляемое в рамках ограничений, установленных законодательством и учредительными документами. После государственной регистрации право собственности на имущество может возникать у правосубъектного юридического лица по основаниям, предусмотренным гл. 14 ГК РФ.

При рассмотрении проблем осуществления вещных прав на имущество юридического лица необходимо дать развернутое определение понятия «правовой режим» имущества. Именно в рамках правового режима имущества реализуются правомочия по его владению и использованию. Категория «правовой режим» активно используется в законодательстве и цивилистической науке. В правовых актах встречаются различные словосочетания, означающие правовой режим: «режим имущества» (семейное и гражданское право), «правовой режим земель» (земельное право), а также понятия «правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи», «правовой режим имущества, находящегося в общей собственности».


Режим объекта гражданских прав понимается законодателем и большинством ученых как элемент правового регулирования возникающих отношений, поэтому режим, закрепленный в нормативном акте, является правовым. В данной работе рассматривается законодательное использование категории «правового режима» применительно к объекту -имуществу юридического лица. В этой связи уместно говорить о «правовом режиме имущества юридического лица».

Употребляя термин «правовой режим», законодатель не раскрывает понятие режима и не определяет его составляющих. Представляется, что понятие «правовой режим имущества юридического лица» должно быть единым, однако его содержание может отличаться в зависимости от характера объекта. В связи с этим уместно говорить о «правовом режиме недвижимости» и «правовом режиме движимых вещей» в составе имущества юридического лица. Несмотря на отсутствие определения понятия «правовой режим имущества юридического лица» в федеральном и региональном законодательстве, можно предположить, что законодатель имеет в виду совокупность правил, определяющих статус движимых и недвижимых вещей, имущественных комплексов, иных объектов в составе имущества юридического лица (прав требования, объектов интеллектуальной собственности), а также комплекс мер, направленных на его сохранение.

В последние годы понятие «правовой режим» получает дальнейшее теоретическое развитие: делаются небезупречные предположения, что правовой режим многообразных благ, а не сами блага, можно было бы признать объектами гражданских правоотношений. Данная позиция является интересной, однако она противоречит сложившейся теории об объектах гражданских прав, закрепленной в действующем ГК РФ.

Правовой режим определяется как система юридических правил, устанавливающих положение объекта гражданского права, его правовую характеристику, статику и динамику правового существования объекта, особенности возникновения и прекращения гражданских прав применительно к объекту, возможность совершения в отношении объекта определенных юридических действий. Все сказанное, разумеется, относится и к имуществу юридических лиц. Юридические лица в силу закона являются обладателями права собственности на самые разнообразные материальные объекты: «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам»; «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом... » (ст. 213 ГК РФ)[6].


Статья 209 Гражданского кодекса РФ определяет, что под правом собственности понимается возможность совершения собственником любых действий по своему усмотрению, но, несмотря на широту своих действий в отношении закрепленного за ним имущества, он ограничен в них указаниями закона, правами и интересами других лиц. Как видим, в трактовке данного права российский закон отошел от триады полномочий собственника.

Заметим, что ст. 209 современного Гражданского кодекса РФ содержит действительно хорошо продуманную норму, появление которой имеет свою историю. Так, ст. 420 десятого тома Свода законов дореволюционной России определяла данное право следующим образом: «Кто был первым приобретателем имущества по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого ее приобретателя дошла непосредственно или через последующие законные передачи и укрепления, тот имеет на сие имущество право собственности»[7]. Данное понятие права собственности подвергалось в XIX в. справедливой критике: его называли излишне растянутым, многословным и даже неправильным. Русский дореволюционный законодатель не посчитал возможным заимствовать норму Французского гражданского кодекса 1807 г. о праве собственности как наиболее полном господстве субъекта над вещью и, нагромождая дефиниции, фактически увел правоприменителя от сути понятия права собственности.

Конструкция права собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации получила в основном положительные отклики российских юристов. Норма ст. 209 ГК РФ воплотила положительный опыт зарубежного правового регулирования. Таким образом, были решены по крайней мере три задач.

Первая связана с признанием того факта, что право собственности не есть сумма трех правомочий. Эти правомочия могут быть не только владением, пользованием, распоряжением, о которых упоминало предшествующее законодательство России. Можно также назвать, например, право потребления, видоизменения. Следовательно, право собственности - это возможность наиболее полного господства, которая вполне может быть заключена в формулу «любые действия по своему усмотрению».

Вторая касается ограничений, ее суть можно сформулировать кратко: «собственность обязывает». Такого словосочетания ГК РФ не содержит, но ограничения собственности рассматривает в ст. 209 ГК РФ («действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц»), а также в ст. 210 ГК РФ, касающийся бремени содержания собственности.


Третья задача связана с правами других лиц на объект права собственности. Статья 209 ГК РФ разрешает собственнику обременять вещь, например сдачей в залог. Такое обременение, подчеркивает законодатель, не лишает собственника его права.

ГК РФ называет юридическое лицо «организацией» (ст. 48), признавая наличие у него внутренней структуры. Это означает, что волю юридического лица, направленную на пользование и распоряжение принадлежащим ему «обособленным» имуществом формирует и доводит до сведения окружающих некий «орган». По сути, этот орган, названный в специальном законодательстве «распорядительным», и есть субъект права собственности, признаваемого за юридическим лицом.


 

Глава 2. Особенности приобретения и прекращения права собственности

2.1 Способы приобретения права собственности

Из анализа статей гл. 14 ГК РФ и юридической литературы следует, что существующее в российской юриспруденции разделение оснований и способов приобретения права собственности является лишь номинальным и, более того, эти понятия используются законодателем как синонимы. Вместе с тем еще дореволюционные ученые указывали на необходимость их разграничения, поскольку этот вопрос, наряду с теоретическим, имеет важное практическое значение.

В юридической литературе дореволюционного периода понятие «способы приобретения права собственности» тщательно не раскрывалось. В частности, можно выделить такие способы приобретения права собственности, как находка, военная добыча, пользование, передача, приращение, давность[8]. В.А. Микрюков в качестве таковых называл передачу, находку, давность владения, отделение плодов, приращение, переработку, завладение, наследование, соединение[9].

Многими из современных юристов термин «способ» используется лишь для того, чтобы разграничить на первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Среди существующих точек зрения на данную проблему особого внимания заслуживает мнение Е.А. Суханова, которое заключается в следующем: «Различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности делает возможным различие понятий «основания возникновения права собственности» (то есть титулов собственности, или правопорождающих юридических фактов) и «способы приобретения права собственности» (то есть правоотношений, возникших на основе существующих юридических фактов)»[10]. Указанные дефиниции не позволяют четко уяснить, в чем суть правоотношений, которые возникают на основе определенных юридических фактов, а также отличие этих правоотношений от правоотношений собственности. Разница между рассматриваемыми понятиями в последующем тексте данной работы не раскрывается.