Файл: Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.4.3. Органы Федерального надзора обеспечивают:

контроль соблюдения правил устройства и безопасной эксплуата ции паровых котлов и сосудов, работающих под давлением выше 0,07 МПа, водонагревательных котлов при температуре нагрева воды более 115 °С, трубопроводов пара и горячей воды;

выдачу предприятиям и организациям разрешений на право изго товления объектов котлонадзора, а также периодический контроль из готовления этих объектов;

регистрацию объектов котлонадзора и выдачу разрешений на их эксплуатацию;

проведение технических освидетельствований объектов котлонад зора;

контроль устранения предприятиями изготовителями и монтажны ми организациями выявленных недостатков в конструкции объектов котлонадзора, а также дефектов их изготовления и монтажа;

контроль соблюдения установленных техническими нормами сро ков ППР объектов котлонадзора.

6.4.4.Федеральный надзор осуществляет надзор за изготовлением

ибезопасной эксплуатацией объектов котлонадзора на предприятиях

ив организациях федерального, регионального и местного подчинения, за исключением предприятий, подведомственных министерствам, име ющим в своем составе инспекции котлонадзора, и объектов, подконт рольных непосредственно Федеральному надзору.

6.4.5.Правила котлонадзора устанавливают требования к устрой ству, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации объектов, нахо дящихся под давлением пара или газа выше 0,07 МПа или воды при температуре выше 115 °С, или другой жидкости при температуре, пре вышающей температуру кипения при давлении 0,07 МПа. К таким объектам относятся: паровые котлы с топкой, в том числе котлы бой леры, встроенные и автономные пароперегреватели и экономайзеры; водонагревательные котлы; содорегенерационные котлы; котлы ути лизаторы паровые и водонагревательные; котлы электродные паровые

иводонагревательные; котлы паровые и жидкостные, работающие с высокотемпературным теплоносителем, в том числе органическим; со суды, цистерны и баллоны для перевозки сжиженных газон, давление паров которых при температуре до 50 °С превышает 0,07 МПа; сосуды и цистерны для хранения и перевозки сжатых, сжиженных газов, жидко стей и сыпучих тел без давления, но опорожняемых под давлением газа более 0,07 МПа; баллоны для хранения и перевозки сжатых, сжижен ных и растворенных газов; барабаны сепараторы установок охлажде ния; трубопроводы пара и горячей воды.

6.4.6.Из приведенного перечня объектов правила котлонадзора не распространяются: на сосуды и баллоны вместимостью не более 25 л, для которых произведение вместимости (в л) на давление (в МПа) не превы шает 20; на части машин, являющиеся самостоятельными сосудами; на

139


трубчатые печи независимо от диаметра труб; на сосуды из труб внутрен ним диаметром не более 150 мм; на трубопроводы 1 категории наружным диаметром 51 мм и менее и трубопроводы прочих категорий наружным диаметром 76 мм и менее; на сосуды из неметаллических материалов.

6.4.7.Государственный надзор за безопасной эксплуатацией объек тов котлонадзора органы Федерального надзора осуществляют путем периодических обследований условий эксплуатации и технических ос видетельствований.

Порядок проведения обследований и технических освидетельство ваний объектов котлонадзора регламентирован «Методическими ука заниями по обследованию и техническому освидетельствованию объек тов котлонадзора», утвержденными Федеральным надзором.

6.4.8.Цель обследования – проверка соблюдения предприятием или организацией требований правил, постановлений, приказов и указа ний Федерального надзора и его местных органов, а также выполнения мероприятий по котлонадзору, разработанных во исполнение указаний директивных органов.

6.4.9.Цель технического освидетельствования – проверка техничес кого состояния объекта, его соответствия правилам и определение воз можности дальнейшей эксплуатации.

6.4.10.Обследования и технические освидетельствования объектов котлонадзора, зарегистрированных в местных органах Федерального над зора, проводят инспекторы Федерального надзора. Котлы, сосуды обсле дуют не реже одного раза в год, трубопроводы пара и горячей воды – не реже одного раза в 3 года, вновь установленные сосуды обследуют не по зднее, чем через 6 месяцев после ввода их в эксплуатацию.

6.4.11.При наличии на предприятии надлежащего надзора со сто роны администрации за безопасной эксплуатацией сосудов по реше нию местного органа Федерального надзора их можно обследовать вы борочно, обследуя каждый сосуд не реже одного раза в 3 года.

6.4.12.Для проверки выполнения предприятиями отдельных тре бований правил котлонадзора, указаний органов Федерального надзо ра, мероприятий по результатам расследований аварий производят це левые обследования.

6.4.13.Обследование проводят в присутствии представителя техни ческой администрации предприятия и лиц, осуществляющих надзор за объектами и ответственных за их безопасную эксплуатацию. Для учас тия в обследовании в зависимости от его характера приглашают техни ческих инспекторов профсоюза, инженерно технических работников вышестоящих организаций, работников, осуществляющих надзор за объектами на аналогичных предприятиях, и представителей других орга низаций.

6.4.14.При периодических обследованиях проверяют: организацию и эффективность осуществления технического над

зора за безопасной эксплуатацией объектов;

140



организацию обучения, аттестации и проведения проверки знаний обслуживающего персонала;

проведение проверки знаний руководящими и инженерно техни ческими работниками норм и инструкций по технике безопасности;

наличие и содержание требуемой правилами НТД; соответствие технического состояния и обслуживания объектов тре

бованиям правил; выполнение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуата

ции объектов, разрабатываемых во исполнение решений и указаний директивных органов;

выполнение постановлений, приказов и указаний Федерального надзора и его региональных, местных органов, а также ранее выданных предписаний.

6.4.15.По результатам обследования инспектор или группа инспек торов, проводивших обследование, составляют акт предписание. В пас порте каждого обследованного объекта должна быть сделана запись: «Произведено обследование», поставлены подпись и дата.

6.4.16.Акт предписание вручают руководителю предприятия (ди ректору, главному инженеру), а его копии представляют местному орга ну Федерального надзора для контроля выполнения указанных в нем мероприятий.

6.4.17.Если при обследовании выявлены нарушения, не требующие немедленной остановки объекта, указывают срок их устранения. По возможности выявленные нарушения должны быть устранены в пери од обследования. В зависимости от результатов обследования проводят обсуждение на совещании руководящих и инженерно технических ра ботников результатов обследования; инструктивную беседу с обслужи вающим персоналом по вопросам предупреждения аварий и несчаст ных случаев при эксплуатации объектов; внеочередную проверку зна ний обслуживающего персонала и т. д.

6.4.18.Если при обследовании выявлены повторные нарушения, по которым ранее выдавались предписания, инспектор (руководитель группы) обязан потребовать от руководителя предприятия издания при каза о наказании лиц, допустивших нарушения, и проведении мероп риятий по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

6.4.19.Местными органами Федерального надзора может быть про ведена внеочередная проверка знаний руководящих и инженерно тех нических работников предприятия, а также могут быть наложены штра фы на должностных лиц, виновных в неоднократном нарушении пра вил, норм и инструкций по безопасному ведению работ.

6.4.20.При выявлении нарушений, создающих непосредственную угрозу аварий, эксплуатацию объекта запрещают наложением пломбы. Объект может быть запрещен к дальнейшей эксплуатации также и в том случае, если истек срок очередного освидетельствования или обслужи вание объекта не обеспечено подготовленным персоналом или отсут ствует предусмотренный надзор за его эксплуатацией.

141


6.4.21. Разрешение на пуск в работу остановленного объекта может быть выдано инспектором (руководителем группы) Федерального над зора по письменному ходатайству предприятия после устранения на рушений и издания приказа о мероприятиях по недопущению подоб ных нарушений в дальнейшем. Инспектор обязан проверить на месте устранение нарушений и согласовать с руководством местного органа Федерального надзора выдачу разрешения на пуск объекта в работу.

6.5. Расследование и учет аварий и инцидентов

6.5.1. Основными задачами расследования, учета и анализа нару шений нормального режима работы оборудования являются:

тщательное, технически квалифицированное установление причин и всех виновников нарушений;

разработка мероприятий по восстановлению работоспособности поврежденного оборудования, предупреждению подобных нарушений в его работе, повышению ответственности эксплуатационного и друго го персонала предприятий, на которых произошло нарушение, а также имевшего отношение к нарушению персонала других предприятий;

оценка экономических последствий (ущерба) потребителя и (или) энергоснабжающей организации;

получение и накопление полной и достоверной информации о на рушениях нормального режима работы оборудования.

6.5.2.Каждая авария и инцидент в работе должны быть тщательно расследованы с установлением причин и виновников и разработкой конкретных противоаварийных мероприятий по предупреждению по добных случаев.

6.5.3.Подробное описание порядка учета и расследования аварий приведено в Приложении 9.

6.5.4.Кроме аварий и инцидентов на производстве могут иметь ме сто несчастные случаи. Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен Трудовым кодексом Российской Федерации.

142

Ч а с т ь II

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА РЕМОНТНЫХ РАБОТ, РЕМОНТНЫЕ НОРМАТИВЫ, НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТ

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В состав электротехнического оборудования включены: электричес кие машины, силовые трансформаторы, электрические сети, устрой ства РЗА, электрические аппараты низкого и высокого напряжения, аккумуляторные батареи, электроизмерительные приборы, средства связи и сигнализации, электросварочное оборудование.

Рекомендации по ТО и ремонту, нормативы периодичности про должительности и трудоемкости ремонта, нормы расхода материалов и запасных частей на ремонт для каждого из перечисленных типов обо рудования, кроме устройств РЗА, разработаны по единой схеме и даны как для их индивидуального применения, так и для использования в составе технологических комплексов.

При разработке данного раздела Справочника учтены предложения о необходимости унификации состава работ ТО, текущего и капиталь ного ремонтов по типам оборудования, а также пожелания по расши рению номенклатуры материалов и запасных частей на текущий и ка питальный ремонты каждого типа оборудования.

При установлении нормативов периодичности ремонтов электро технического оборудования учитывалась необходимость максимально возможного сближения периодичности ремонта электротехнического оборудования и технологических комплексов, с которыми взаимодей ствует или конструктивно объединено это оборудование.

Страховой запас электротехнического оборудования, запчастей к нему и материалов установлен из расчета обеспечения восстановления работоспособности вышедшего из строя оборудования в кратчайшие сроки и с минимальными потерями (затратами).

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Указания по ТО и ремонту приведены для следующих типов элек трических машин: асинхронные, синхронные и постоянного тока.

143