Файл: Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния которых нет необходимости составлять паспорт, а маркировать их на изделиях технически невозможно и нецелесообразно, то составля ется этикетка;

формуляр, составляемый на оборудование, для которого необходи мо вести учет состояния и данных по эксплуатации. При приеме обору дования проверяется в первую очередь наличие следующих разделов формуляра: комплект поставки, свидетельство о приеме ОТК завода изготовителя, свидетельство о консервации, об упаковке, гарантийные обязательства и ведомости ЗИП. Если на изделие в целом составлен формуляр, а на полученные в готовом виде части изделия составлены паспорта, то технические данные из паспортов должны быть включены в формуляр изделия;

ведомости ЗИП, которые составляются на оборудование, постав ляемое вместе с комплектами запасных частей, инструмента, принад лежностей и материалов, используемых на месте эксплуатации обору дования. Ведомости с указанием нормы расхода или сроков замены со ставляют также на наборы ЗИП, поставляемые отдельно от оборудования, например, групповой комплект ЗИП (для обеспечения эксплуатации группы изделий) и ремонтный (для обеспечения капи тального ремонта оборудования). В них допускается не включать ком плект технических (эксплуатационных) документов, если количество наименований, входящих в комплект ЗИП, незначительно и они пере числены в формуляре;

каталоги (например, каталоги чертежей и схем), списки и перечни (например, контрольно проверочной и измерительной аппаратуры);

спецификации (специального назначения).

3. Эксплуатационные документы должны быть переплетены вмес те с их описью в альбомы или книги или сброшюрованы и уложены в пронумерованные папки или футляры.

Перечень документации может быть уточнен при заключении с за водом изготовителем договора (контракта) на поставку конкретного оборудования.

461

П р и л о ж е н и е 4

Требования по сохранению оборудования в целости

при транспортировке его от места хранения (разгрузки) к месту монтажа, сборки или использования

1.Транспортирование сборочных единиц и укрупненных элемен тов оборудования должно быть организовано в соответствии с после довательностью монтажа оборудования. Укрупненные элементы, ко торые монтируются в начале работ, транспортируются в первую оче редь, а сборочные единицы и детали, требующиеся при завершении монтажа, – в последнюю.

2.Элементы и сборочные единицы оборудования должны грузить ся на платформы, вагонетки и другие транспортные средства, имею щие деревянные подстилы, и тщательно крепиться с помощью прово локи, цепей и других приспособлений.

3.Они должны размещаться на транспортных средствах так, чтобы их максимальные габариты были на 100 мм меньше размеров проезжей части зданий, сооружений, по которым осуществляется транспортиро вание.

4.Фундаментные болты и детали крепления сборочных единиц и элементов оборудования должны укладываться так, чтобы избежать механических повреждений при транспортировке. Резьбовые концы де талей необходимо защищать гайками.

5.Транспортные работы должны осуществляться с применением электровозов, вагонов, лебедок, тележек, рольгангов, конвейеров, тя гачей и других механизированных транспортных средств, а также дом кратов, талей, тельферов, кранов, подъемников и других грузоподъем ных и погрузочно разгрузочных устройств.

6.Для бесперегрузочной доставки оборудования к месту монтажа выбор транспортных средств должен определяться их грузоподъемнос тью и габаритами.

7.В случае применения стропов для транспортировки и перемеще ния оборудования должны быть предусмотрены средства, предупреж дающие скольжение стропов или повреждение выступающих частей оборудования.

8.В случае передвижения оборудования волоком площадка должна быть тщательно спланирована и свободна от препятствий, а под обору дование подведены специальные салазки, если таковых не прислал с оборудованием завод изготовитель.

9.Устройство и способы применения различного транспортного оборудования должны быть хорошо известны всем рабочим монтаж никам. Проверка знаний должна производиться не реже одного раза в полгода.

462


10.Транспортировка оборудования к месту монтажа является под готовительной операцией и должна осуществляться в соответствии с инструкциями заводов изготовителей.

11.Транспортировка сложного энергетического оборудования к местам установки является трудоемкой и весьма ответственной опера цией. Правильная транспортировка позволяет избежать:

повреждений оборудования, вызывающих дополнительные объемы работ;

значительного увеличения длительности монтажных ремонтных работ;

непроизводительного повышения стоимости ремонтных работ; несчастных случаев с ремонтным персоналом.

463

П р и л о ж е н и е 5

Перечень дефектов машиностроительных изделий, которые могут быть выявлены на разных этапах монтажа или сборки

и опробования оборудования на месте применения

Перечень явных дефектов, обнаруженных во время приемки обо рудования, может быть расширен за счет дефектов, выявленных при подготовке к монтажу, в процессе монтажа, наладки, монтажных ис пытаний, пуска или опробования, регулирования, обкатки и сдачи в эксплуатацию.

При этом могут встретиться скрытые дефекты изготовления дета лей общего вида и явные дефекты изготовления сборочных единиц в разобранных машинах, а также скрытые дефекты в тех сборочных еди ницах, которые по инструкции завода изготовителя не запрещается вскрывать (разбирать) при монтаже.

Дефекты изготовления выявляются на всех этапах монтажа обору дования в соответствии с инструкцией по монтажу, пуску, регулирова нию и обкатке оборудования, предусмотренной ГОСТ 2.601–68 «Эксп луатационная и ремонтная документация», в частности в процессах:

подготовки оборудования к монтажу, состоящей из транспортиро вания оборудования со склада к месту монтажа, распаковки, осмотра и проверки комплектности, расконсервации и удаления консервирующих элементов, предмонтажных ревизий и испытаний;

размещения монтажных технических средств, монтажа всех состав ных частей оборудования в технологической последовательности, про верки правильности выполнения монтажа;

наладки и монтажных испытаний, включающих необходимые на ладочные работы и частичные испытания, предшествующие пуску;

пуска и опробования смонтированного оборудования, состоящих из проведения подготовительных операций и осмотра перед пуском, проверки готовности к пуску, серии включений и выключений;

регулирования, т. е. настройки оборудования на заданные режимы работы;

обкатки в соответствующем режиме, проверки оборудования и из мерительных приборов, соблюдения режима приработки, продолжи тельности обкатки и других параметров, характеризующих достаточный объем обкатки оборудования и его составных частей;

сдачи оборудования в эксплуатацию, заключающейся в конт рольном вскрытии отдельных частей оборудования и фиксации дефек тов, обнаруженных в процессе монтажа (от подготовки до сдачи) обо рудования.

Не ограниченные временем работы по устранению дефектов, с од ной стороны, предотвращают возможные поломочные отказы (аварии)

464


оборудования в процессе будущей эксплуатации, с другой – позволяют предъявить в установленном порядке претензии заводу изготовителю в период, когда еще действует гарантия завода.

Если дефекты и недостатки изготовления и сборки оборудования на заводе изготовителе не обнаружены организацией, осуществляющей подготовку к монтажу, наладке и монтажным испытаниям, пуску или опробованию, обкатке до сдачи оборудования в эксплуатацию, но об наружены в процессе эксплуатации после истечения срока гарантии за вода, то претензии предъявляются монтажно наладочной организации,

азаводы изготовители ставятся об этом в известность.

Кскрытым дефектам производственного характера (результат не качественного изготовления), обнаруженным в процессе монтажа, от носятся:

в отливках: трещины;

раковины на необработанных поверхностях шириной более 5 мм (в наибольшем поперечнике) и глубиной более 1/4 толщины стенки – для отливок с толщиной стенок до 50 мм, а также шириной более 8 мм и глубиной более 1/10 толщины стенки – для отливок с толщиной стенок свыше50мм;количествораковинменьшихразмеровирасстояниемежду ними не должны выходить за пределы, указанные в таблице;

раковины группового расположения (т. е. в количестве не более 20 штук на площади не менее 20 см2) с размерами 2 мм (в наиболь шем поперечнике и по глубине) в количестве более двух групп на мелкой, трех групп на средней и пяти групп на крупной отливках; любые раковины, плены, спаи, ужимины, рыхлости и другие

дефекты;

 

Количество

 

Допустимое

 

раковин на

Расстояние между

Габариты

количество

поверхности

раковинами, мм

отливок, мм

раковин на детали

100 см2

(не менее)

 

(не более)

 

(не более)

 

 

 

 

 

 

 

До 400×300×300

 

 

 

включительно (мелкие)

3

20

12

Свыше 400×300×300 до

 

 

 

800×600×600

 

 

 

включительно (средние)

3

30

18

Свыше 800×600×600

 

 

 

(крупные)

3

30

25

 

 

 

 

в деталях из пластмасс:

трещины, вздутия, коробления, задиры, расслоения, прижоги и пористости;

следы от литников, выталкивателей и вставок (знаков) прес сформ, выступающие над поверхностью деталей или углубленные более чем на 0,5 мм;

465


деформированные и залитые пластмассой втулки, пальцы, кон такты, резьбовые кольца, рычаги, стержни, оси и металлическая арматура в армированных деталях;

пятнистость в виде неокрашенного наполнителя и материала другого цвета на поверхностях литых и прессованных деталей об щей площадью, превышающей 20% всей поверхности деталей;

вмеханически обработанных деталях: следы черноты, вмятин, за боин, задиров и других механических повреждений, а также заусенцы; рванины и выкрашивания на поверхности резьб, если глубина их выхо дит за пределы среднего диаметра, а длина превышает половину витка;

втермически обработанных деталях – трещины и расслоения;

вдеталях с металлическими покрытиями: утолщения по краям, взду тия, пузырьки и отслаивания цинкового покрытия; питтинги, дендри ты (ярко выраженный неоднородный состав), темные пятна, трещины

иотслаивания никелевого покрытия, а также пригар на нем; трещины, пузырьки и шелушения слоя хромовых покрытий; пригар, вздутие, от слаивание и шелушение оловянно свинцовых покрытий;

вместах соединения деталей пайкой – разрывы пайки, газовые поры, свищи и следы флюса;

всварных соединениях: неплавный переход сварного шва к основ ному металлу; неравномерная чешуйчатая поверхность; неравномерное заполнение шва, открытые кратеры, прожоги кромок, перерывы шва, трещины в сварных швах и в околошовной зоне основного металла, непровар, подрезы, поверхностные поры; трещины, выплески и про жоги при точечной сварке;

всборочных единицах: влага, стружка, окалина и другие загрязне ния; наклепывание, подкерновка и другие способы искусственного поднятия поверхности соединения; несовпадение по торцам шестерен, находящихся в зацеплении, свыше 3% длины зуба; сжатие резиновых

прокладок, уплотняющих собранные узлы, более 1/3 начальной толщи ны; поврежденные рабочие поверхности и кромки резиновых уплотне ний (манжет, колец, круглого сечения) и грязесъемников; течь масла в соединениях гидросистем при рабочем давлении; течь воды в соедине ниях системы орошения при заглушении мест установок форсунок и создании гидравлического давления в 20 кг/см2 с выдержкой в течение 5 мин.; утечка воды в неподвижных соединениях; капание воды в мес тах подвода к вращающимся валам со скоростью падения капель более 2 в секунду.

Дополнительные требования по входному контролю указываются в договорах заводов поставщиков. Так, например, на поставку газопро водных труб, соединительных труб, соединительных деталей, фонтан ной и запорной арматуры входной контроль включает в себя проверки:

упаковки и маркировки, комплектности на соответствие условиям поставки (договора);

годности материалов, применяемых для эксплуатации в особых средах;

466