Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Отличие от прослушивания и телефонных разговоров (Прослушивание телефонных и иных переговоров как следственное и оперативно-розыскное действие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия по прослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые, подозреваемые и лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.

Запись должна быть подлинной, а не копией, содержать полный текст, а не его части, т.е. должна исключать сомнения относительно ее монтажа. Установленный порядок хранения такой фонограммы исключает возможность подмены записи, ее фальсификацию, приведение в состояние, непригодное для проведения экспертного исследования, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека при осуществлении ОРД.

Правила представления результатов ПТП в целях использования их в уголовном судопроизводстве ограничиваются требованиями вынесения об этом постановления руководителя ОРО. Однако немаловажно представление материалов звукозаписи переговоров таким образом, чтобы исключались сомнения в возможности внесения каких-либо изменений в содержащуюся в материалах информацию.

Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (или другой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать в постановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделана запись телефонных переговоров, во избежание утраты информации при воспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования в уголовно-процессуальном доказывании.

Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица.

Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.

Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.

К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.

Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.


2.3. Отличительная особенность прослушивания телефонных разговоров от других оперативно-розыскных мероприятий

При проведении ПТиИП его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения ПТиИП наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ для его первого вида (собственно ПТП). Так, без использования сети телефонной связи не может идти речи о прослушивании именно телефонных переговоров. В результате ПТиИП в обязательном порядке возникают следующие юридически значимые последствия:

  • происходит законное расширение круга носителей тайны телефонных и иных переговоров (за счет оперативников, судей и других субъектов, участников ПТП) с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и юридической ответственности;
  • негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции).

Субъект проведения ПТиИП сложный: основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; дополнительный — специалист, операторы связи, переводчик и т.д. Характеристика особенностей льготного состава ПТиИП.

Различаю два вида такого льготного состава:

1) характерный для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России (ч. 3 ст. 8);

2) связанный с необходимостью экстренной защиты жизни, здоровья или собственности лица, обратившегося в оперативно-розыскной орган с просьбой о такой защите (ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первый вид льготного состава ПТиИП характеризуется следующими особенностями. Для проведения этого вида ПТП обязательно:


  • специальное фактическое основание для начала — возникновение угрозы жизни, здоровью или собственности определенному человеку, о наличии которой оперативники узнают от лица, обратившегося к ним с просьбой о защите;
  • наличие заявления лица на проведение ПТП или его согласия на его проведение, выраженного в письменной форме;
  • наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;
  • уведомление судьи в течение 48 ч о начале его проведения;
  • получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД); прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

Предмет ПТП здесь специфичен. Им может быть только телефон лица, обратившегося с заявлением в оперативно-розыскной орган и давшего согласие на прослушивание переговоров, ведущихся с принадлежащего ему телефона.

Лицо — носитель информации также весьма специфичен. Если признаки лица, которого подозревают в совершении тяжкого (особо тяжкого) преступления, неизменны по сравнению с основным составом, то юридический статус заявителя специфичен, так как с момента обращения в оперативно-розыскной орган он становится защищаемым лицом.

Форма проведения ПТП в льготном составе характеризуется тем, что в отношении одного из абонентов проводится негласное прослушивание, как и в основном ПТП. В отношении же другого — заявителя ПТП, с его согласия оно проводится гласно (для него самого).

Субъект в этом составе ПТП также специфичен.

В основном субъекте для начала проведения ПТП достаточно наличия не четырех, как при основном ПТП, а трех участников: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, разрешившего проведение ПТП, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа.

Судья как четвертый обязательный участник «появляется» после начала проведения ПТП. Причем его роль иная по сравнению с основным составом ПТП. Он разрешает не начать проводить ПТП, а продлевает его при наличии оснований. В качестве дополнительного субъекта ПТП может выступать сам заявитель на правах защищаемого лица.

Второй вид льготного состава ПТП характеризуется следующими особенностями. Для проведения контроля переговоров без предварительного разрешения судьи обязательно (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД) особое фактическое основание для начала:

  • наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России. Для ПТП второго вида обязательно:
  • наличие мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскного органа;
  • уведомление суда (судьи) в течение 24 ч о начале его проведения;
  • получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента на чала судебного решения на его дальнейшее проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);
  • прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

Субъект в этом составе ПТП имеет особенности. Вместо четырех обязательных участников основного ПТП для его начала достаточно наличия трех: 1) инициатора задания; 2) лица, разрешившего проведение этого ОРМ, — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения. Основные правила осуществления прослушивания телефонных и иных переговоров и оформления его результатов. Основаниями для проведения ПТП (его основного состава) служит наличие:

  • специальной информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), причем о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 8);
  • документально оформленного ходатайства перед судьей (ч. 2 ст. 9), утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа;
  • судебного решения для начала (ч. 2 ст. 8) и продления (ч. 5 ст. 9). Специфичны условия ПТП судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности. Должны применяться правила ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей, прежде всего получение разрешения на проведение ПТП не от судьи, а от коллегии судей;
  • документально оформленного задания оперативно-техническому подразделению (в случае проведения ПТП именно им). Известны следующие условия для проведения ПТП:
  • запрет на его проведение по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы (см. ч. 2 ст. 7);
  • ПТП допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях (ч. 4 ст. 8); в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (ч. 5 ст. 8).

Этапами осуществления ПТиИП первого вида (собственно ПТП) являются: поиск и подготовка аппаратуры, обеспечивающей телефонную связь; подключение к ней с помощью технических средств; выявление сообщений, представляющих оперативный интерес (включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи); ознакомление с их содержанием и оценка сообщений; фиксация необходимых сведений с помощью звукозаписывающих технических средств на материальных носителях информации (бумажных, магнитных, электронных и др.).

Характерными этапами осуществления ПТиИП второго вида (прослушивание иных переговоров) выступают: поиск и подготовка соответствующей аппаратуры, обеспечивающей прослушивание устной речи в соответствующей обстановке (улица, лес и т.п.) или привлечение лица, способного прослушивать переговоры, к оказанию конфиденциального содействия; настройка аппаратуры на конкретное прослушивание или дача задания конфиденту и др.


Контроль телефонных или иных переговоров – это следственное действие, заключающееся в проведении с разрешения суда технического и электронного наблюдения за обменом информацией, осуществляемом устно, по телефону, радио, электронным каналам связи, отборе и процессуальной фиксации сведений, имеющих значение для уголовного дела.

Основное содержание рассматриваемого следственного действия – это установление при помощи специальных средств технического и электронного контроля за переговорами. В свою очередь переговоры понимаются как обмен информацией между двумя и более субъектами. Объектом наблюдения в данном случае является общение, осуществляемое устно или при помощи технических средств, но без посредничества учреждений связи по передаче и доставке почтовой корреспонденции. При необходимости ознакомления с информацией, передаваемой таким образом на почтово-телеграфную корреспонденцию налагается арест в порядке, предусмотренном ст. 185 УПК РФ. Это действие отличается от контроля за телефонными переговорами прежде всего направленностью на обнаружение сведений, имеющихся в почтовых отправлениях. Контроль же переговоров осуществляется для получения данных, которыми субъекты обмениваются устно или при помощи средств телефонной, электронной или иной связи. При этом сообщения участников переговоров не облекаются в форму почтовых отправлений.

Различаются они и по содержанию. В результате ареста почтово-телеграфных корреспонденций отправка или доставка на определенное время задерживается, после чего осматривается и при необходимости производится ее выемка. При проведении же контроля и записи переговоров устанавливается наблюдение, в ходе которого при помощи технических средств осуществляется запись передаваемой устно или другим образом речевой информации. Полученная таким образом фонограмма осматривается и приобщается к материалам уголовного дела.

В протоколе осмотра фонограммы дословно излагается та ее часть, которая имеет отношение к делу (ч. 7 ст. 186). К делу приобщается вся фонограмма в полном объеме. Выемка фонограммы не предусмотрена законом.

Названный контроль может проводиться при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч.1 ст.186). Арест же почтовых отправлений допускается и при расследовании, рассмотрении других видов преступлений.

Срок ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию не может превышать сроков расследования, но может быть отменен и до окончания производства по делу (ч.6 ст. 185).