Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Отличие от прослушивания и телефонных разговоров (Прослушивание телефонных и иных переговоров как следственное и оперативно-розыскное действие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль же переговоров не может превышать 6 месяцев. Он прекращается и в случаях, если необходимостью его проведении отпадает до истечения срока следствия или в связи с окончанием производства по уголовному делу.

Контроль и запись переговоров отличается от оперативно-розыскного мероприятия прослушивания телефонных переговоров (ПТП). Различия касаются прежде всего источников норм права, регулирующих эти мероприятия. Процедура контроля переговоров регламентируется ст. 186 УПК РФ, а ПТП – законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Отличаются и процедуры получения разрешения суда на проведение рассматриваемых действий. Для получения разрешения суда на контроль переговоров следователем выносится постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве этого следственного действия. В соответствии с приложением № 41 прокурор на этом постановлении должен письменно выразить свое согласие или несогласие. Постановление о возбуждении ходатайства о ПТП утверждается руководителем органа дознания.

Контроль и запись переговоров возможен только при наличии возбужденного уголовного дела, ПТП осуществляется до возбуждения уголовного дела, в процессе расследования и после его приостановления.

В содержание контроля переговоров кроме получения технической записи, включается осмотр полученной фонограммы, о чем составляется протокол. По результатам ПТП может быть составлен только рапорт о полученных в ходе этого оперативно-розыскного мероприятия сведениях.

Наконец, результаты контроля и прослушивания телефонных переговоров являются доказательствами, а результаты оперативно-розыскного мероприятие ПТП может быть использованы в тактических целях, и в качестве ориентирующей информации.

Субъектом контроля и записи переговоров является следователь, а ПТП - работник органа дознания, уполномоченного на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Целью контроля и записи телефонных переговоров в наиболее общей форме сформулирована в ч.1 ст.186 УПК – получение сведений, имеющих значение для уголовного дела.

Эта цель конкретизируется в зависимости от условий реальных следственных ситуаций. В сложных проблемных ситуациях с помощью контроля переговоров решаются задачи получения данных: об обстоятельствах расследуемого события и его участниках; причастности к преступлению подозреваемых (обвиняемых) и других субъектов; о месте нахождения скрывающихся от следствия и незаконно удерживаемых лиц; о местах сокрытия орудий преступления, похищенного имущества и других предметов, имеющих значение для уголовного дела; об оказываемом и планируемом противодействии расследованию; об оказании незаконного воздействия (угроз, насилия) на свидетелей и потерпевших; о готовящихся преступлениях; о свойствах личности и связях подозреваемых (обвиняемых).


Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям, с учетом различных признаков и т.д.

В зависимости от процессуального положения прослушиваемых субъектов разделяется контроль и запись переговоров подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, а также близких и родственников последних.

По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов может быть основной, дополнительный. Например, не прослушивался сотовый телефон, который субъект приобрел после начала этого следственного действия.

По очередности проведения выделяется первичный и повторный контроль и запись переговоров. Повторный проводится, если первоначальный был проведен некачественно.

Иногда повторное проведение этого следственного действия планируется заранее в расчете на то, что прослушиваемые субъекты, успокоившись после первичного контроля и прослушивания переговоров, утратят осторожность и будут более открыто общаться по со своими собеседниками.

По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов; единичный и групповой , когда контролируются, прослушиваются и ведется запись не только проводных линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов (подозреваемых, обвиняемых или лиц из числа их связей).

В зависимости от средств ведения переговоров можно выделить контроль обмена информации, ведущийся устно и с помощью технических средств. Среди последних выделяется контроль переговоров по каналам телефонной (мобильной и сетевой), факсимильной, пейджинговой связи, электронной почты.

Процессуальным основанием для проведения контроля, прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан Российской Федерации на неприкосновенность личной жизни, тайну телефонных и иных переговоров, свободу слова.

В постановлении следователя о возбуждении ходатайства о контроле и записи переговоров должно быть указано уголовное дело с квалификацией расследуемого преступления, поскольку данное следственное действие может производится только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В соответствии со ст. 15 УПК РФ к ним относятся деяния, за которые судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет.

В постановлении также указываются фамилии, имена, отчества лиц, переговоры которых должны контролироваться и записываться. Представляется, что в постановлении необходимо указать какие переговоры – устные или с использованием технических средств следует контролировать, вид и номер каналов связи.


В названном постановлении фиксируются сроки, субъекты и основания проведения данного следственного действия.

Постановление направляется на согласование прокурора, а затем для рассмотрения по существу в суд.

Однако, имеются исключения из описанного порядка. В случаях поступления угроз насилием, совершения вымогательства, иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетелей, их родственников и близких контроль может проводиться по заявлению перечисленных субъектов без испрашивания судебного разрешения. Но и в этих ситуациях по смыслу ч. 4 и 5 ст. 186. УПК РФ следователь должен вынести постановление.

Близкими родственниками являются супруги, родители, усыновители, усыновленные, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки (ч. 4 ст. 5 УПК РФ). К числу родственников, не относящихся к близким относятся лица, состоящие в любой степени родства с потерпевшими и свидетелями – дяди, тети, двоюродные братья и сестры, племянники.

Круг близких лиц в нормах права четко не определен. В ч. 3 ст. 5 УПК РФ говорится, что к таковым относятся лица, не относящиеся к близким и иным родственникам, находящиеся со свидетелями, потерпевшими в отношениях свойства, а также субъекты, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги названным участникам уголовного процесса в силу сложившихся личных отношений. Такое понятие предполагает оценку сложившихся отношений в каждой конкретной ситуации.

Фактическими основаниями являются полученные в ходе расследования данные о том, что конкретные лица, обладающие сведениями, имеющими значение для уголовного дела, используют или могут использовать их при ведении переговоров с другими субъектами.

В законе не содержится требований относительно описания полноты и достоверности оснований контроля и записи переговоров. Этот вопрос также решается в зависимости от условий реальной следственной ситуации. Например, в случае поступления заявлений от свидетелей, потерпевших об указанных в законе (ч. 2 ст. 186 УПК), этот факт должен быть отражен в постановлении.

Фактическим основанием для проведения этого следственного действия является информация о том, что субъект обладает сведениями, которые могут иметь значение для расследования уголовного дела. Такая информация может быть получена в результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Достаточность оснований для производства контроля и записи переговоров отдельных субъектов определяется по внутреннему убеждению следователя и прокурора, на основе закона, жизненного и профессионального опыта.


Однако закон предусмотрел и особый порядок (исключительный) контроля и записи телефонных переговоров в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и родственников. Во-первых, это наличие угрозы насилия, например причинения смерти, телесных повреждений, уничтожения имущества путем поджога, взрыва, вымогательства и других преступных действий. Необходимо, чтобы указанные действия таких лиц содержали признаки состава преступления. Во-вторых, требуется письменное заявление потерпевшего, свидетеля и их близких родственников и всех членов семьи. Контролироваться, прослушиваться и записываться могут лишь личные их телефоны. Если согласии отсутствует, то есть нет письменного заявления, требуется судебное решение.

Срок данного следственного действия не может превышать шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в нем отпадет, но не позднее истечения срока расследования по уголовному делу.

Постановление следователя исполняется оперативно-розыскными подразделениями МВД, ФСБ, Минюста, органами пограничной службы, государственной охраны, таможни, с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, юридических и физических лиц, представляющих услуги связи.

Как и другие следственные действия при проведении контроля и запись переговоров выделяются три этапа: подготовительный, контрольно-исследовательский, заключительный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, по каждому делу оперативного учета составляется план конкретных ОРМ, которые необходимо провести в установленные сроки. Выбор средств и методов проведения оперативно-розыскной работы по делам этой категории чрезвычайно широк и включает в себя все перечисленные в Законе ОРМ (ч. 1 ст. 6 Закона «Об ОРД»). Однако нельзя ограничиваться разработкой рекомендаций лишь отдельных ОРМ. Наиболее эффективную часть арсенала оперативно-розыскных и следственных подразделений составляют комплексы ОРМ, следственных и других действий.

К мероприятиям судебного санкционировния относятся оставшиеся три ОРМ: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Данные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а поэтому в соответствии со ст.ст. 23 и 25 Конституции РФ и ст. 8 Закона об ОРД требуют судебного решения на их проведение. Данные мероприятия в ведомственных нормативных актах именуются оперативно-техническими мероприятиями, поскольку основаны на применении специальных технических средств и осуществляются специально уполномоченными субъектами - оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. В теории и практике ОРД вскрытие и просмотр почтовых отправлений издавна назывались перлюстрацией корреспонденции, однако современные средства передачи информации все в большей степени используют различные возможности электрической связи вместо традиционной почтовой. В связи с этим следует признать, что употребляемое в законе название данного оперативно-розыскного мероприятия значительно шире понятия перлюстрации корреспонденции. Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него. Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, о его криминальных связях, о местонахождении разыскиваемого.


Контроль почтовых отправлений следует отличать от контролируемой поставки предметов, отправляемых по почтовой связи. Если контроль почтовых отправлений носит длящийся характер, то контролируемая поставка распространяется на конкретную посылку и носит разовый характер. Кроме того, их отличают цели и субъекты проведения. Максимальный срок оперативного контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов. К телефонным переговорам, являющимся объектом данного ОРМ, следует относить передачу информации путем речевого (аудиального) общения, осуществляемого в непрерывном режиме, между двумя или более собеседниками, с помощью средств электросвязи, а также одностороннюю передачу речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого. Телефонные переговоры, в зависимости от месторасположения абонентов, могут быть местными (т.е. осуществляемыми в пределах одного административного района, города), междугородними и международными. К телефонным линиям связи относятся любые сети электросвязи общего пользования, предоставляющие соответствующие услуги населению; ведомственные сети связи, имеющие выход на сети связи общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети подвижной радиотелефонной связи, а также системы глобальной подвижной персональной спутниковой связи. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, спутниковой связи и т.д.). Абонентами телефонной связи являются граждане и организации, с которыми заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.

Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление его результатов регламентируется отдельными межведомственными, ведомственными нормативными актами и соответствует порядку проведения ПТП. Рассматриваемое мероприятие имеет немалое сходство с ПТП, поскольку линии телефонной связи, помимо передачи речевой информации, используются, как правило, для передачи факсимильных сообщений, цифровых данных, межкомпьютерного обмена, видеосигналов и иных сообщений. Для этого к телефонным линиям пользователи подключают как традиционные телефонные аппараты, так и обширный спектр другой электронной аппаратуры (факсы, модемы, компьютеры, охранные устройства сигнализации и др.). В этих условиях принципиальное отличие ПТП от снятия информации состоит в том, что в первом случае контролируется и фиксируется только речевая информация. Контроль же всех остальных форм передачи сведений (графических, текстовых, видеоизображений и иных) должен быть отнесен к снятию информации с технических каналов связи. Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. В отдельных случаях снятие информации с технических каналов связи может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов. Организационное и техническое обеспечение мероприятия во многом аналогично проведению ПТП и также, прежде всего, включает в себя подготовку необходимых юридических документов. Для осуществления данного мероприятия, в отличие от ПТП, используется более сложная электронная аппаратура, поскольку здесь возникает необходимость съема и преобразования (дешифровки) иных по своей физической природе сигналов. Электронные носители информации, полученные в результате проведения этого мероприятия, могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.