Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:

а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";

в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

г) ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.

4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.

III. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");

2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);

IV. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:


1) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году);

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);

3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

4) Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Современное состояние малого бизнеса в РФ

Развитие малого бизнеса способно ускорить восстановление экономики России в 2018 году, при условии дальнейшей поддержки со стороны государства. Кроме того, с помощью предпринимателей удастся создать новые рабочие места, что существенно улучшит ситуацию на рынке труда. Новым вызовом для малого и среднего предпринимательства в следующем году может стать ухудшение внешних факторов и проблемы с дефицитом бюджета.

Перспективы в 2018 году

Согласно оценкам Минэкономразвития, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России достигает 5,5 млн (2,9 млн. индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн. малых компаний). Данный сегмент создает более 16,4 млн. рабочих мест и обеспечивает до 20% отечественного ВВП. С помощью господдержки количество МСП до 2018 года увеличится до 6 млн. Реализация данной инициативы позволит создать до 2,2 млн. дополнительных рабочих мест.

Несмотря на значительные масштабы, представители МСП имеют хороший потенциал для дальнейшего развития. Доля данного сегмента в общей занятости достигает 25%. При этом мировые стандарты превышают данный показатель на 10%. Кроме того, мировые стандарты свидетельствуют, что сегмент МСП может обеспечивать до 35% ВВП, против 20% в России.

Поддержка МСП является одной из приоритетных задач правительства. Для достижения этой цели используется широкий арсенал инструментов: создан центр поддержки экспорта и промышленные парки, также функционируют микрофинансовые организации.

После начала кризиса малый бизнес столкнулся с множеством проблем, в том числе увеличилась стоимости кредитных ресурсов. Для решения данной проблемы была создана Федеральная корпорация МСП. С помощью данной структуры предприниматели могут привлекать кредиты под 10-11%, что способствует улучшению конкурентных позиций отечественных компаний.


Одной из основных проблем МСП является высокая доля неформальной занятости. Данная категория предпринимателей нуждается в особом подходе. Последние новости свидетельствуют, что представители малого бизнеса в 2018 году будут освобождены от ответственности, при условии своевременной легализации. "Амнистия" позволит выявить до 16 млн. предпринимателей, прогнозируют в МЭР. Вывод из тени данной категории позволит увеличить налоговые поступления, что отразится на улучшении бюджетных показателей.

Поддержка МСП в следующем году

В 2018 году будет продолжено действие программ, направленных на поддержку и развитие МСП. В первую очередь до 1,5 трлн руб. будут расширены объемы закупок госкомпаний, что обеспечит дополнительные заказы для МСП.

Кроме того, будет продолжена практика создания многофункциональных центров, которые будут работать по принципу единого окна. В течение двух лет чиновники планируют запустить 230 центров, которые будут размещаться в городах с населением более 100 тыс. человек. С помощью данной инициативы власти создадут удобные условия для регистрации и поддержки работы малых компаний. Также будут созданы специальные образовательные программы, направленные на развитие предпринимательских навыков. В результате будут созданы оптимальные условия для появления новых предпринимателей, что является приоритетной задачей правительства.

В следующем году будет функционировать 7 региональных лизинговых центров. Данный инструмент позволит МСП приобретать оборудование на льготных условиях, что станет залогом повышения качества продукции и устойчивых конкурентных позиций.

Финансовая поддержка малого бизнеса в 2017 году учитывает бюджетные ограничения. Правительство планирует сохранить дефицит бюджета на уровне 3%, при этом в следующем году значительно увеличиваются расходы на социальную сферу. Кроме того, чиновники не ожидают существенного подорожания "черного золота" — нефтяные котировки стабилизируются на уровне 50 долл./барр.

В целом правительство планирует выделить на поддержку МСП до 20 млрд руб. Основная часть средств пойдет на докапитализацию корпорации МСП и создание сети лизинговых центров.

Несмотря на неоднократные попытки отменить упрощенную систему налогообложения, чиновники оставят в силе действующие нормы. Более того, будет повышен лимит для применения УСН. Также сохранятся налоговые каникулы для вновь зарегистрированных предпринимателей. При этом у регионов останется право на применение дифференцированных ставок по упрощенке, что создает предпосылки для развития отдельных секторов экономики.


Экономический кризис стал настоящим испытанием для представителей МСП. Рост кредитных ставок, девальвация рубля и стремительное падение доходов населения отразились на финансовом положении малого бизнеса. В следующем году чиновники прогнозируют улучшение экономической ситуации, однако динамика нефтяного рынка может внести свои коррективы.

Новый обвал цен на "черное золото" нанесет очередной удар по конкурентным позициям отечественных компаний. В результате многие участники рынка будут вынуждены прекратить свою деятельность и объявить банкротство.

В 2018 году правительство продолжит стимулировать развитие малого бизнеса, в том числе останутся в силе субсидии при уплате процентов по кредиту. Также чиновники увеличат объемы закупок госкомпаний и продолжат развитие лизинговых и многофункциональных центров.

Таким образом будет создано до 2,2 млн. новых рабочих мест, что станет драйвером роста отечественной экономики. Кроме того, правительство создаст дополнительный механизм для легализации теневых предпринимателей.

2.2. Сущность и виды ответственности субъектов малого предпринимательства

В общей форме под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязанностей (обязательств), нарушений прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно, хозяйствующие партнеры, государственные органы несут ответственность перед предпринимателями при невыполнении договорных обязательств, принятии решений, нарушающих права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

Предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность.


Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Гражданская ответственность является имущественной, носит компенсационный характер, так как главной целью ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает из внедоговорных отношений. Она устанавливается соответствующими нормами права, а также является договорной, вытекающей из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны, гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Солидарная обязанность (ответственность), или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (ст. 322 ГК РФ). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, которые остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных от исполнения обязательств. Так, участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.