Файл: Рынок ценных бумаг (Структура рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пятый — с 17 августа 1998 г. До 17 августа 1998 г. рынок ценных бумаг, несмотря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. Постепенное возрождение рынка, сопровождающееся постепенным ростом объёмов торгов. Значительный рост выпуска корпоративных облигаций российскими эмитентами, корпоративные облигации становятся серьезным инструментом привлечения финансовых средств на РЦБ. Так на конец марта 2002г. объем рынка корпоративных облигаций, выпущенных российскими эмитентами, составил 75 млрд. руб., что составляло 18% российского рынка долговых бумаг и 44% рынка государственных ЦБ.

Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию РЦБ (ФКЦБ – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), принимаются основополагающие законы («О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и др.).

После кризиса осени 1997 – лета 1998 г. были сохранены и продолжали развиваться две национальные торговые системы – ММВБ и РТС. Выжили наиболее крупные и успешные игроки, устояла и была укрупнена инфраструктура российского фондового рынка (наконец 1999 г. существовало примерно 110 регистраторов, более 100 депозитариев). Кризис содействовал «естественному отбору» (30-50% профессиональных участников, до 80-90% лицензий прекратили существование). Дешевизна финансовых активов, притом, что, сырьевая экономика России, стала выглядеть перспективной на фоне растущих цен на сырье, (начиная с конца 1998 г.), привела к очередному повороту потоков «горячих денег» нерезидентов, но уже в пользу отечественного рынка. Несмотря на обрушение в США «мыльного пузыря» «новой экономики» в 2000-2001 гг. с последующим падением большинства развитых и формирующихся рынков (2002 - середина 2003 г.), а также на финансовые кризисы в Аргентине и Турции в 2000-2002 гг., российский фондовый рынок динамично рос и продолжает расти.

Крупным качественным изменением рынка стала его диверсификация:

  • Функциональная – рынок, сохранив свои спекулятивные свойства, стал выполнять инвестиционную функцию (рост объемов, удлинение сроков и удешевление корпоративных облигаций, первые IPO, попытки финансировать высокотехнологичные компании через специальные сегменты); функцию оценки бизнеса и перераспределения прав собственности (реструктурирование и выход компаний на рынок для управления капитализацией, развитие рынка слияний и поглощений, резкое расширение прямых иностранных инвестиций, внедрение корпоративного управления, раскрытия информации по международным стандартам, расширение практики кредитных рейтингов); функцию управления рисками.
  • Продуктовая – возникновение сегментов корпоративных облигаций, ипотечных ценных бумаг, паев инвестиционных фондов, структурированных финансовых продуктов, опционов менеджеров, (в будущем – российских депозитарных расписок и др.).
  • Институциональная – становление отрасли институциональных инвесторов (страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов, фондов целевого капитала благотворительных организаций, связанных с ними управляющими компаниями); формирование сегмента полносервисных инвестиционных банков и связанных с ними финансовых групп; создание системы ипотечного финансирования; консолидация фондовых бирж в две национальные сети (группы ММВБ и РТС); изменение концепции биржи (вместо некоммерческой организации – акционерное общество, ориентированное на прибыль); массовый выход на рынок компаний средней капитализации (облигации, отдельные IPO); появление нескольких сот тысяч розничных инвесторов, активно управляющих своими портфелями на публичном рынке.
  • Технологическая – введение в 1999 г. интернет-трейдинга, создавшего массовый рынок мелких спекулянтов и арбитражеров; распространение систем электронного документооборота/банкинга; диверсификация технологий торговли и инфраструктурных услуг в автоматических биржевых циклах.

В 1998-2007 гг. примерно в 30 раз выросли значения фондовых индексов, почти в 40 раз – обороты рынка акций, восстановились рынки государственных и муниципальных ценных бумаг, заново создан сегмент корпоративных облигаций. До кризиса 2008 года российский РЦБ рос очень быстро. По капитализации российский РЦБ в 2007 году вышел на 12 место в мире. Удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира вырос с 2004 по 2007 годы с менее чем 1% до 2,4%. На конец 2007 года по данным ФСФР капитализация рынка акций составила 32,3 трлн. руб. или 98% ВВП (целевой индикатор на 2008г. в рамках Стратегии развития РЦБ составлял 70%). [5]

Для сравнения в 1997-2004 гг. капитализация фондового рынка не превышала 20% ВВП. Российский РЦБ во все больших объемах выполнял до кризиса свою важнейшую функцию - инвестирования экономики. В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил по данным ФСФР 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей - акции. Тормозили развитие российского РЦБ в докризисный период следующие основные внутренние ограничители [6].

- Высокие налоги и сборы на доходы российских нефтяных компаний, которые были поставлены в неравные условия с зарубежными конкурентами. Капитализация этих компаний в 2007 году, не смотря на почти двукратный рост цен на нефть и газ, существенно снизилась. Здесь имеет место противоречивая ситуация. С одной стороны нефть и газ - общенародное достояние, с другой - высокие налоги снижают инвестиционную привлекательность и капитализацию российских нефтегазовых компаний. В 2008 году в качестве компромисса наметились некоторые налоговые послабления для компаний нефтегазового сектора экономики, что вызвало резкий рост цен на их акции. Мировой кризис прервал этот процесс.

- На российском РЦБ превалируют монополии и олигополии, большинство из которых государственные. Налицо очень высокая концентрация ликвидного акционерного капитала в России, особенно в государственном секторе.

Стратегические инвесторы не заинтересованы в покупках акций гос. компаний и гос. банков по следующим причинам:

  • Миноритарии почти не влияют на политику этих компаний, включая дивидендную политику;
  • Дивиденды по акциям этих компаний низки, поскольку основную часть прибыли они вкладывают в развитие в соответствии с решениями Правительства РФ;
  • Государство, как основной собственник принимает все ключевые решения. Высший чиновник из Правительства возглавляет Наблюдательный совет. И таким образом стратегические инвесторы не могут влиять на политику гос. компаний, а также на величину доходов. У них нет экономических стимулов держать такие акции. Поэтому в акциях гос. компаний временно присутствуют либо международные спекулянты с большими капиталами, либо инвесторы, рассчитывающие на повышение котировок в среднесрочной перспективе.
  • Колебания курсов акций госкомпаний и госбанков очень велики и отпугивают инвесторов, за исключением спекулянтов; например стоимость акций Газпрома - лидера российской экономики и фондового рынка колебалась в течение 2 лет в пределах почти 100%;

- В РФ до 2009 года не был принят закон о наказании за манипулирование ценами и инсайд на РЦБ. Поэтому иностранные инвесторы и обычные россияне-трейдеры, включая интернет-трейдеров, заведомо находятся в худших условиях. В принятом в 2009 году ФЗ наказание за манипулирование ценами на РЦБ носит формальный характер (штрафы очень низкие). И он пока не повлиял на положение с инсайдом и манипулированием ценами на РЦБ.

- На российском РЦБ имела место «самокапитализация» госмонополий. В условиях небольшой доли акций, находящихся в свободном обращении и отсутствии контроля за манипулированием ценами и инсайдом сделать это было достаточно просто. Эмитент имеет право в соответствии с законодательством участвовать в сделках на биржах с собственными акциями. В том числе и поэтому рост капитализации российского РЦБ достиг гигантских масштабов. Капитализация РЦБ выросла с 1999 года в 22 раза.

- Компания «Роснефть», Сбербанк и ВТБ неудачно провели размещения «народных акций» (IPO). Стремление разметить их по максимальным ценам, которые не соответствовали их реальным ценам, привело в условиях мировой финансовой нестабильности к падению их котировок в разы. Особенно неудачно осуществил первичное размещение банк ВТБ. Во время апогея кризиса на РЦБ цена акции ВТБ упала до 2 коп. при цене размещения 13.6 коп., цена акции Сбербанка до 18 руб. при цене размещения 89 руб., цена Газпрома до 80 руб.

- IPO привлекли иностранных инвесторов, что с одной стороны повысило капитализацию госбанков, но с другой резко усилило их зависимость, а через госбанки и всей банковской системы РФ от финансового состояния США и мирового финансового рынка.

- Вмешательство государства в лице Банка развития РФ (ВЭБа) в качестве биржевого игрока в процессы формирования цен на рынке акций РЦБ (купля и продажи акций) привело фактически к государственному инсайду и манипулированию ценами на акций голубых фишек на РЦБ. [7]

Мировой экономический кризис в 2008-2009 годах вызвал резкое падение капитализации рынка акций. Максимумы падения капитализации российского рынка акций и биржевых индексов пришлись на декабрь 2008 г.- март 2009 года, когда достигли минимума цены на нефть (рис.3, прил. 3). В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

По мере преодоления последствий кризиса правительство России будет планомерно снижать государственное вмешательство в экономику и активизирует процессы приватизации. Приватизация в России совсем не закончилась в 90-е годы и продолжается до сих пор, просто гораздо более медленными темпами. Так, в 2008 году план по приватизации госимущества был выполнен лишь на 60 %, но даже если бы он был выполнен полностью, сумма, вырученная от продажи госактивов, не превысила бы 12 миллиардов рублей. Приватизация федерального имущества нацелена на достижение строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства.


Основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011-2013 годах являются:

  • создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий;
  • сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
  • улучшение корпоративного управления;
  • стимулирование развития фондового рынка;
  • формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;
  • формирование доходов федерального бюджета. [8]

Крупными объектами приватизации в 2011-2013 годах являются пакеты акций открытых акционерных обществ "Апатит", "Издательство "Просвещение", "Авиакомпания "Сибирь", "Архангельский траловый флот", "Ульяновский автомобильный завод", "Мурманский морской рыбный порт", "Восточный порт", "Алмазный Мир". Кроме того, на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики. Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, ожидаются в 2013 году - в размере 5 млрд. Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность. В этом случае доходы от продажи федерального имущества в 2011 - 2013 годах могут составить с учетом рыночной конъюнктуры около 1 трлн. рублей.

Глава 2. Структура рынка ценных бумаг

2.1. Классификация рынка ценных бумаг

Одним из важных вопросов при анализе рынка ценных бумаг является вопрос о его классификации по различным основаниям. Анализ структуры рынка служит решению острейшей практической задачи – сегментации рынка, выбора своей ниши на рынке для эффективной деятельности в условиях острой и возрастающей конкуренции.


В российской экономической литературе отсутствует единство мнений по структуре финансового рынка. Это сказывается и на структуре рынка ценных бумаг. Приведем несколько примеров.

Б.И. Алехин считает, что “рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка... Другая его часть – рынок банковских ссуд... За этим деление финансового рынка на две части стоит деление капитала на основной и оборотный. Важнейшей частью рынка ценных бумаг можно считать денежный рынок” [9].

Я.М. Миркин: “Рынок ценных бумаг является сегментом, как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.” [10] Я.М. Миркин здесь же отмечает: “Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают”.

В монографии “Рынок ценных бумаг и его финансовые институты”, вышедшей под ред. В.С. Торкановского, финансовый рынок состоит их трех рынков: рынка находящихся в обращении личных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.), рынка ссудного капитала (кратко- и долгосрочных банковских кредитов) и рынка ценных бумаг [11]. При этом признается очевидным, “что рынок ценных бумаг представляет реально существующий рынок капитала (т.е. денег и других материальных ценностей)”[12].

Рассмотрим некоторые существующие классификации рынка ценных бумаг.

По географическому признаку можно выделить

    • Национальный рынок ценных бумаг,
    • Региональный рынок ценных бумаг,
    • Международный рынок ценных бумаг,
    • Мировой рынок ценных бумаг.[13]

Национальный рынок ценных бумаг – это относительно замкнутый оборот ценных бумаг внутри национальной экономики. На национальном фондовом рынке происходит перераспределение внутренних денежных капиталов между субъектами экономической деятельности.

Региональный рынок ценных бумаг – это относительно замкнутый оборот ценных бумаг внутри данного региона. Региональные рынки ценных бумаг могут формироваться внутри национального государства (например, рынок ценных бумаг Уральского, Сибирского и т.д. региона), а также в рамках регионов, объединяющих несколько национальных рынков, например, рынок ценных бумаг стран Юго-восточной Азии, Латиноамериканских стран и т.д.