Файл: Теория менеджмента Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления – действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.

Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда[7]. Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Другими словами, контроль – это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.

Подумайте, какой контроль называется количественным, а какой качественным? Может ли контроль качества продукции быть количественным?

В некоторых Интернет-курсах по менеджменту авторы ограничиваются упоминанием только четырех рассмотренных функций. Однако в современном менеджменте крайне важна роль еще одной – пятой функции – координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?

Координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.


Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.

Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.

Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество т.н. специальных функций управления. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:

· разработка и принятие управленческих решений,

· создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.),

· управление качеством продукции,

· обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий),

· прогнозирование развития событий,

· организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.),

· проведение переговоров, совещаний и деловых бесед,

· ведение документации и многое другое.

Одной из важнейших функций современного менеджера является анализ.

Анализ (греч. ἀνάλυσις – разложение, расчленение) – метод изучения объектов, процессов или явлений операция, заключающийся в мысленном или реальном разделении целого на его составные части (элементы).

В менеджменте анализ позволяет получить необходимую информацию о структуре организации, проблемах, задачах, т.е. выделить из общего представления о компании и ее деятельности те факты, которые непосредственно относятся к рассматриваемому в настоящий момент вопросу. Процедуру выявления задач и потребностей компании, а также нахождения решений проблем называют бизнес-анализом (business analysis). Например, подробный и всесторонний анализ работы компании, как правило, включает в себя изучение таких аспектов, как: тип и особенности организационной структуры компании и ее соответствие ситуации; технологии производства; кадровый состав компании; функции департаментов и отделов; коммуникации; тип организационной культуры; финансовые показатели работы компании и т.п.

Решения, принимаемые на основе бизнес-анализа, часто представляют собой усовершенствование производственных и управленческих процессов,


осуществление организационных изменений, стратегическое планирование, разработку политики компании и т.д.

Изучение организационных процессов, как правило, не ограничивается только анализом, за ним следует этап синтеза.

Синтез (греч. σύνθεση – совмещение, помещение вместе) – метод исследования объекта (процесса, явления), заключающийся в целенаправленном объединении ранее разрозненных частей (элементов, сведений и т.п.) в единый объект или процесс, обладающий требуемыми свойствами.

В ходе синтеза менеджмент создает новые организационные структуры, разрабатывает и принимает перспективные планы и программы, стратегии и т.п. Как правило, новые системы и процессы, появившиеся в результате грамотно осуществленного синтеза, обладают свойствами, которых не было у ранее разрозненных частей. Например, объединение в один крупный департамент нескольких разрозненных отделов может привести к повышению производительности труда сотрудников, повышению экономической эффективности департамента, готовности департамента к решению новых задач и т.п.

Анализ деятельности предприятия ООО «Кофе Хаус Эспрессо и Капучино Бар»

Кофе Хауз — одна из крупнейших кофейных сетей в России и на Украине, а также компания по производству кофе.

Основателем кофейной сети стал российский предприниматель Тимур Хайрутдинов. По сведениям, предоставленным самой кофейней, идея создания «Кофе Хауз» родилась в одной из известных кофеен Милана, а первые бармены из России обучались искусству варить кофе в Италии у ведущего бариста Джузеппе Грассе. После возвращения уже обученных молодых людей осенью 29 сентября 1999 года в Москве была открыта первая кофейня. Местом её расположения стал ТЦ «Галерея Актёр». К 2001 году таких заведений в Москве было уже 5. В мае 2001 года генеральным директором (впоследствии — президентом) компании стал В. Е. Дудаков. Дудаков получил экономическое образование в США и имеет десятилетний опыт работы в «Макдоналдсе». Спрос на кофейни был подкреплён серьёзными вложениями, в результате чего уже через 3 года Кофе Хауз стал самой крупной кофейной сетью в стране, увеличив число своих адресов в 10 раз. 19 декабря 2003 года Кофе Хауз открылся в Санкт-Петербурге в доме № 13 по Большой Конюшенной. К 2006 году в Петербурге было открыто уже около 30 кофеен, после чего руководство решило создать и собственный производственный цех по выпуску кондитерской (и не только) продукции. Со временем Кофе Хауз разросся, и теперь число его заведений насчитывает более 200 в различных городах России и ближнего зарубежья. Компания открыла свои кофейни в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и украинском Киеве.


Структура «Кофе Хаус» очень похожа на структуру «Макдоналдс» и сегодня обслуживает тысячи посетителей каждый день в более чем 100 ресторанах, расположенных по всей территории России и в ближайшем зарубежье.

Одновременно в компании «Кофе Хаус» работает около полтора тысяч человек, которые обслуживают посетителей ресторанов.

Работа в «Кофе Хаус» дает большие возможности людям, которые уже работают в компании, и людям со стороны. Около половины менеджеров среднего и высшего звена начинали свою карьеру в ресторане.

В «Кофе Хаус» ценят разных людей. Кроме того, что в ресторанах работают люди различных культур и национальностей, компания не ставит препятствий при приеме на работу людей с отсутствием опыта или образования. Для многих «Кофе Хаус» становиться первым в его жизни местом работы.

Начиная свою карьеру в «Кофе Хаус», любой человек сначала становится работником с должностью «Официант» или «Бармен» . Работая лучше и постепенно нарабатывая новые навыки, работник может подняться до должности Тренера. Следующая ступень – менеджер зоны. Это менеджер низшего уровня, работающий на одной из позиций - менеджер бара, менеджер кухни или менеджер зала. Для получения возможности управления в течение всей своей смены производственным отделом ресторана, необходимо достичь уровня Администратора. Следующей ступенью профессионального роста является должность Старшего Администратора и в конце концов можно стать директором ресторана. Мы рассмотрим функции менеджмента на примере функционирования одного ресторана.

Рассмотрим некоторые аспекты политики корпорации «Кофе Хауз».

уважение

профессионализм

командная работа, энтузиазм.

1. Клиенториентированность.

2. Уважение.

3. Профессионализм

4. Контакт, командная работа, энтузиазм и координация.

Контакт заключается в том, что люди, работающие на своей зоне, которыми правильно управляют, всегда знают, что им делать. Благодаря контакту они знают, что происходит в ресторане в данный момент, какая ситуация может сложиться и как она повлияет на их работу.

Команда. Менеджер зоны - человек, который создает дух командной работы. Он знает, что работа будет идти успешно, если работники помогают друг другу автоматически, чтобы правильно выполнить работу.

Координация - это способность организовать людей, продукты и оборудование до смены и контролировать все это во время смены.

Таким образом, корпорация «Кофе Хаус» достаточно успешной сетью ресторанов в России в настоящее время.


Рассмотрим применения основ менеджмента в своей деятельности, на примере компании ООО «Кофе Хаус». Рабочий коллектив компании представляет собой иерархическую структуру с начальным звеном «Бармен или Официант», в которой две ступени занимают разные категории менеджеров. Разберем более подробно реализацию функций менеджмента:

Функция планирования представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. О том, что данная функция имеет место в компании, можно судить по следующим принятым решениям.

Цель компании - максимизация прибыли от деятельности ресторана. Для достижения данной цели руководство компании прикладывает усилия по совершенствованию рекламы своей продукции, проводит определенные акции со скидками для привлечения покупателей. Например, в 2010 году компания ввела акцию по флайерной системе («Закажи одну чашку, получи вторую в подарок») дающая возможность при любом заказе кофе получить такое же в подарок. Также периодически выпускаются новые виды продукции. В зависимости от времени года ресторан изготавливает сезонные блюда и десерты.

Функция организации реализуется путем деления организации на зоны, подразделения и разделение полномочий. В компании «Кофе Хаус» данные условия осуществляются следующим образом.

Структура персонала ресторана имеет определенную иерархию. Каждая должностная ступень данной системы выполняет определенные полномочия. Первая ступень – бармен или официант - выполняют основные работы: приготовление продукции, ее продажа, обслуживание клиентов, разгрузка машины с товаром. Вторая ступень - инструктора - помимо данных работ, занимаются обучением вновь пришедших работников. Третья ступень -менеджер зоны - контролирует и несет ответственность за свою зону (кухня, бар, зал для гостей). Следующая ступень - Администратор - контролирует и несет ответственность за все, происходящее в ресторане в его рабочий день. Последние ступени, а именно Старшие Администраторы и директор ресторана, занимаются руководством.

Иерархия не ограничивается одним рестораном, но распространяется на всю компанию Кофе Хаус в России. Таким образом, осуществление функции организации позволяет достичь более эффективного производства.

Функция координации выражается в установлении рациональных связей (коммуникации). В компании «Кофе Хаус» принцип коммуникации является одним из ведущих. Прежде всего, он выражается в необходимой коммуникации между работниками разных зон. Данный принцип проявляется в постоянном диалоге типа «вопрос-ответ» между сотрудниками. Например, если покупатель заказал среднюю порцию Капучино, то кассир, принимающий данный заказ должен громко и четко сообщить об этом работнику на зоне «кофе машины». В случае если этого не произойдет, время ожидания заказа для клиента может увеличиться, что отрицательно отразится в оценочном листе кассира.