Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Проведение эмпирического исследования влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности старшего дошкольника).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и сущность личностного развития дошкольников
1.2. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства личностного развития дошкольников
В сюжетно-ролевой игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии:
Воображение. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, значимая роль принадлежит воображению. С помощью воображения создается сама ситуация игры, ее образы, а также возможность сочетать реальное с вымышленным, способность отображать впечатления об окружающем мире. Согласованность действий в продолжительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией: дети сначала намечают некий общий план, последовательность игровых действий, а потом, во время игры, возникают и новые идеи, и образы, комбинируются различные впечатления.
Мышление, умственное развитие. Сюжетно-ролевая игра — это также и значимое средство умственного воспитания дошкольника, здесь ребенком реализуются все полученные дошкольником знания: их воспроизводство способствует ребенку учиться размышлять, понимать смысл явлений. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, выполняя различные роли в игре, ребенок исследует разные точки зрения, начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию мыслительной способности - представить другой взгляд и другую точку зрения. Сюжетно-ролевые игры детей никогда не бывают однообразными, одна и та же тема игры, развивается и усложняется по мере развития личности самого ребенка.
Эмоциональное восприятие. В сюжетно-ролевой игре ребенок, не просто играет роль, а как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и верит в правду игры, а потому искренне радуется или огорчается по ходу игры. Еще И. М. Сеченов в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка, он выяснил, что игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, а многократное повторение действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Развитие речи. Создавая образ, ребенок оперирует словами. Кроме того, помогает ему проявить свои мысли и чувства, согласовать с партнерами по игре действия, словом он обозначает действия, выражает мнение, описывает свой персонаж. Особенно заметна роль речи в режиссерских играх детей, когда ребенок говорит за игрушку, общается с другими.
Нравственные и моральные качества. В игре также формируются нравственные и моральные качества ребенка, которые влияют на поведение ребенка в жизни. Это ответственность перед другими за порученное дело, чувство товарищества, а также согласованность совместных действий при достижении общей цели и умение решать спорные вопросы.
Память. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Коммуникативные процессы. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра будучи ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом; основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра находится в основе развития личности ребенка, в формировании всех психических процессов детей, в игре ребенок учится, овладевая ролью, обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные качества и способности, которые необходимы ему для последующей жизни в обществе.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Развитие личности — это сложный и длительный процесс, так как изменение в организме происходят на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте.
- В психолого-педагогической литературе проблема изучения структуры развития личности старшего дошкольника рассматривается в совокупности с его социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и противоречиями кризисов развития, которые связаны с противоречием между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
- Рассмотренные психолого-педагогические взгляды исследователей на понятие и сущность игры, позволяют считать, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для формирования личностного развития дошкольника. В игре у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы и формируются первые нравственные чувства, новые мотивы и потребности. Так же в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
В связи с чем, во второй части нашего исследования проведем эмпирическое исследование, направленное на изучение роли сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника.
Глава 2. Проведение эмпирического исследования влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности старшего дошкольника
2.1. Организация и методика исследования
База и выборка исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2419 (ГБОУ д/с № 2419). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет.
Гипотезой исследования явилось предположение, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, если будет носить целенаправленный и систематический характер.
Цель экспериментального исследования заключается в практическом подтверждении или опровержении данной гипотезы.
В соответствии с гипотезой ставим следующие задачи исследования:
-
-
-
- Подобрать и апробировать методики для определения уровня личностного развития детей.
- Проанализировать полученные в ходе эмпирического эксперимента результаты.
- Обобщить полученные результаты и сделать выводы, в соответствии с которыми разработать рекомендации по развитию личностного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
-
-
Этапы исследования:
1. Предварительный этап - подбирались методы для проведения эксперимента, выяснялись и фиксировались данные детей, устанавливался контакт с детьми.
2. Второй этап - проведение диагностики по выявлению уровня личностного развития детей.
3. Третий этап – анализ полученных результатов и разработка рекомендаций.
При проведении эксперимента соблюдали следующие требования:
1.Перед началом исследования дети имели возможность познакомиться с экспериментатором и привыкнуть к нему.
2.В ходе исследования ребенку были обеспечены условия максимального раскрытия своих возможностей. Ребенок получал положительное подкрепление в виде похвалы, подбадривания и положительной оценки.
3. Чтобы составить полную картину исследования, кроме проведения экспериментальных методик, проводились наблюдения за деятельностью детей и их общением со сверстниками.
Для изучения уровня развития личности у старших дошкольников воспользовались следующими методиками:
1. Тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым, где с помощью вопросов определяется степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста (вопросы теста с представлены в Приложение 1).
2. Проективный тест «Рисунок человека», который направлен на исследование определения индивидуальных особенностей личности детей [7;6]. Методика была разработана К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф (инструкцию и ключ к тесту - Приложение 2).
2.2. Анализ результатов исследования
Определившись с методиками исследования была проведена диагностика детей. Их результаты и анализ представлены ниже.
Результат диагностики детей по тестовой беседе С.А. Банкова, где с помощью вопросов определялась степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста, представлен в Приложении 3.
Обобщенные данные результатов диагностики по тестовой беседе С.А. Банкова представлены в таблице ниже (таблица 1):
Таблица 1
Диагностика уровня психосоциальной зрелости старших дошкольников
Уровень зрелости |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
5 |
25% |
Средний уровень |
11 |
55% |
Низкий уровень |
4 |
20% |
Из данных таблицы видно, что большинство детей имеют средний уровень психосоциальной зрелости - 11 детей (55%): эти дети правильно ответили на все вопросы, некоторые ответы на контрольные вопросы были неполными (как например, на вопрос № 5 дети могут вычислить, сколько им лет, но без учета месяцев; на вопрос № 8 эти дети называли свой домашний адрес без указания города).
Высокий уровень психосоциальной зрелости наблюдается у 5 детей (25%) – эти дети дали правильные и фактически полные ответы на все вопросы.
К сожалению, среди детей обнаружен и низкий уровень психосоциальной готовности к школе: у 4 детей (20%) - эти дети не на все вопросы ответили правильно. Например, у Андрея С. и Вероники Б. трудности возникли в ответах на некоторые контрольные и простые вопросы: на вопрос № 8 дети затруднились назвать домашний адрес (назвали только номер квартиры), на вопрос №15 не смоги назвать предназначение двух из трех предметов школьной атрибутики. На вопрос № 22 был получен ответ «не знаю». Другие дети с низкой социально-психологической готовностью - Настя Г. и Никита Е. - ответили на все вопросы правильно, но их ответы были неполными (например, «Какое сейчас время года - зима, весна или осень?» - Осень. «Почему ты так считаешь?» - Знаю.; на вопрос «Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы», дети давали неполный ответ - только фамилию и имя родителей.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке ниже (рисунок 1):
Рисунок 1. Уровни развития социально-психологической зрелости детей
Результаты теста «Рисунок человека» представлены в Приложении 4. Обобщенные данные результатов этой методики представлены ниже (таблица 2).
Таблица 2
Диагностика уровня личностного развития дошкольников
Уровень развития личности |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
3 |
15% |
Средний уровень |
14 |
70% |
Низкий уровень |
3 |
15% |
Проанализируем полученные данные:
- 3 ребенка имеют показатель выше нормы для своего возраста - 26 и 28 баллов (норма для детей 6-7 лет - 18-25 баллов), что свидетельствует о высоком уровне развития личности;
- 14 детей имеют показатель развития личности, который соответствует их возрастной норме – от 18 - до 25 баллов.
- 3 детей имеют низкий показатель развития личности: 16-17 баллов, что соответствует норме ребенка от 5 до 6 лет (нашим испытуемым больше 6 лет, но меньше 7);
Таким образом, с помощью теста «Нарисуй человека» выявили, что из 20 детей 3 детей (15%) имеют высокий уровень развития личности, у 14 детей (70%) показатель развития личности в норме и 3 детей (15%) показали неудовлетворительные результаты.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни развития личности детей
Обобщив результаты проведенных тестов, делаем вывод, что в испытуемой группе, состоящей их 20 детей старшего дошкольного возраста, у большинства детей уровень развития их личности соответствует норме, согласно их возрасту, также у большинства детей в группе уровень социально-психологической зрелости находится в пределах нормы.