Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность задачи, права, обязанности (Органы дознания и предварительного следствия: задачи, виды, полномочия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным.

Изъятие предметов и материалов может являться составной частью мероприятия либо представлять собой самостоятельное ОРМ (например сбор образцов для сравнительного исследования). Такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК РФ. [25, с.1]

Органы – субъекты ОРД вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач ОРД, например предотвращения преступлений, воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может осуществляться при проведении контртеррористических операций для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов.

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, корреспондируется с положениями ст.16 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Эта статья устанавливает круг прав субъектов ОРД применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих ОРД, подчеркивает, что установление отношений конфиденциального сотрудничества является прерогативой этих органов, а не лиц, изъявивших желание сотрудничать или оказывать содействие органам – субъектам ОРД.

Отношения сотрудничества могут устанавливаться как на безвозмездной, так и на возмездной основе, т.е. предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве либо единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач ОРД.


Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач ОРД и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению органы, осуществляющие ОРД, могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. [7, с.647] Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и др.

Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, т. е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами (ст.421 ГК РФ).

Значение незамедлительно-сыскной работы в полном и определенные миссии единичных незамедлительно-сыскных событий, основанных в шпионских способах, призывают сокрытия приспособления их соучастников к субъектам ОРД. [21, с.456] Частично данное и добивается посредством применения в мишенях маскировки бумаг, зашифровывающих человек официальных персон, местническую особенность компаний, органов, учреждений, подразделений, комнат и автотранспортных денег, которые принадлежат эксплуатационным подразделениям, а кроме того человек людей, оказывающих им помощь в секретной базе.

Под зашифровкой подразумевается совокупность событий (координационных, хитрых, эмоциональных, поведенческих и др.), какие гарантируют поддержка в секрете коротаемых незамедлительно-сыскных событий, особенность к органам, исполняющим ОРД, их соучастников, а кроме того компаний, органов, учреждений и их многофункционального направления. Шифровка подобных предметов гарантируется совокупой специализированных денег и способов. Присутствие бумаг прикрытия считается составляющий составляющей зашифровки, обеспечивающей вспомогательные обязательства защищенности соучастников ОРМ, и обстоятельством производительности коротаемых незамедлительно-сыскных событий.


Зашифровка мощи и денег ОРД гарантируется посредством осуществлении избранной басни прикрытия, надлежащего ей действия, наружными свойствами соучастника события, нужными бумагами, посредством выполнения которые обеспечивают событий согласно закреплению басни, приданию ей доказательности, правдоподобности. Бумаги, зашифровывающие человек официального личности и людей, действующих с органами в секретной базе, местническую особенность компаний, органов, учреждений, подразделений, комнат и автотранспортных денег согласно резону объясняемого Закона имеют все шансы являться применены только напрямую в незамедлительно-сыскной работы с целью осуществлении её полнее и вопросов. Применение бумаг в других мишенях никак не сформирует осматриваемого полномочия организаций – субъектов ОРД.

Оперативно-сыскная работа подразумевает в единичных вариантах абсолютную зашифровку официальных персон и персон, оказывающих помощь в секретной базе, осуществление эксплуатационными подразделениями ОРМ, их местоположение, вид работы и др. [3, с.457] Данное обозначает, то что имеют все шансы прятаться никак не только лишь местническая особенность к органам, исполняющим ОРД, субъектов ОРМ либо обстоятельство их партнерства, однако и их инструкционные сведения (роль появления на свет и жительства, роль деятельность, специальность, официальное состояние и т. п.). Кроме применения бумаг прикрытия данное добивается с поддержкой легендированных предметов, около эксплуатационным заслоном каковых функционируют члены ОРД.

Эта мера считается бланкетной присутствие формировании и функционировании единичных легендированных предметов используются в единых основах общепризнанных мерок цивильного законодательства. Формированию легендированного, равно как и каждого, компании обязана предшествовать создание пакета учредительных бумаг, регистрирование в Общем муниципальном регистре адвокатских персон, установка в подсчет в налоговом органе, изобретение вычисленного немерено в банке, регистрирование в адвокатском участке местной (муниципальной) власти и др. С целью предоставления функционирования компании в согласовании с законодательством обязаны реализоваться выбор персонала, домашняя работа, экономические вычисления и т. д. вне зависимости с миссии и настоящего направления данного предмета.

Функционирование легендированных адвокатских персон подразумевает реализация выделиться тот или иной-или домашней (торговой) либо другой работы, совместная работа с организациями, жителями, экономическими органами и др., то что тянет потребность исполнения установленных в себе обязанностей, а в единичных вариантах и гражданско-законный ответственности согласно ним.


Из рассмотрения вопросов ОРД в их преломлении к работы своевременных подразделений организаций – субъектов ОРД необходимо, то что подобные легендированные предметы обязаны формироваться в первую очередь в целом в заинтересованностях предотвращения, подавления и выявления правонарушений, а кроме того раскрытия и определения персон, их подготавливающих, совершающих либо осуществивших. Но миссии формирования предметов в свойстве легендированных достаточно многообразны и никак не ограничиваются только лишь заключением вопросов, непосредственно предустановленных Законодательством, а имеют все шансы применяться с целью постановления добавочных вопросов ОРД.

Должностные личности своевременных подразделений организаций, исполняющих ОРД, вступают в их кадры, а следовательно имеют абсолютно всеми правами работников данных организаций. Они имеют императивными возможностями, какими в соответствии с законодательству одарены официальные личности данных ведомств. [16, с.57] Их легитимные условия неукоснительны с целью выполнения физиологическими и адвокатскими личностями, к коим подобные условия показаны.

Требования, происходящие из-за границы зоне ответственности, определенной законодательством, никак не имеют все шансы рассматриваться в свойстве неотъемлемых с целью выполнения. В соответствии с этим, несоблюдение только лишь легитимных условий официальных персон организаций, исполняющих незамедлительно-сыскную работа, или препятствование её легитимному исполнению несут обязанность, предустановленную законодательством Русской Федерации.

2. Задачи органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.1. Органы дознания: задачи, виды, полномочия

В соотв. с УПК РФ, Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. [20, с.634]


По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. [22, с.647]

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

2.2. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.