Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность задачи, права, обязанности (Органы дознания и предварительного следствия: задачи, виды, полномочия).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
1.1. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.2. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2. Задачи органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.1. Органы дознания: задачи, виды, полномочия
2.2. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия
Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.
Задачи органов предварительного следствия:
– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. [4, с.127]
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). [18, с.87]
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
Заключение
Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.
Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.
Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых – решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых – избежать ответственности, уйти от правосудия. [7, с.647] Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.
Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст.13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.
Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и вторым. [15, с.37] Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.
Список использованных источников
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
- Федеральный закон "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 N 130-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О Федеральной службе безопасности"
- Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной охране"
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
- Атмажитов В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. - М, 2013
- Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-методическое пособие. - М.: БЕК, 2013 г.
- Батюшин Н. Тайная военная разведка и борьба с ней. - М.: X-History, 2012.
- Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. «Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности": постатейный» - М.: 2014 г.
- Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования // Справочная правовая система "КонсультантПлюс"
- Гриб В.Г., Ильин И.С. «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» - М.: «Маркет», 2014 г.
- Дубоносов Е.С. «Основы оперативно-розыскной деятельности» 2-е изд. учебное пособие для вузов - М.: «Юрайт», 2013 г.;
- Зорин А. С. «Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка», 2011 г.
- Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - Система ГАРАНТ, 2015 г.
- Маркушин А. Г. Основы управления в органах внутренних дел. Н. Новгород, 2012. С. 36-38.
- Оперативно-розыскная деятельность - под ред. Горяинова, Овчинского, Синилова и др. - 2014, 2-е изд., 848с.
- Шафиров В. М. Естественно позитивное право. С. 104.
- Периодическое издательства
- Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 2016. N 9
- Экспресс-информация III Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности» // Редактор, технический редактор Е.В. Скрипкина. г. Домодедово, Московская обл., 142008 // Подписано в печать 05.02.2015.
- https://studfiles.net/preview/3103255/page:30/
- https://students-library.com/library/read/36284-zadaci-organov-osusestvlausih-operativno-rozysknuu-deatelnost
- https://vuzlit.ru/1096067/obyazannosti_prava_operativno_rozysknogo_organa.