Файл: Корпоративная культура в организации.(Теоретические аспекты корпоративной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические аспекты корпоративной культуры 5

1.1 Понятие и история возникновения корпоративной культуры 5

1.2 Виды корпоративных культур 7

1.3 Связь корпоративной культуры и корпоративного управления 13

1.4 Формирование корпоративной культуры 16

2.Развитие корпоративной культуры в России 25

2.1 Развитие практики корпоративного управления как фактор развития корпоративной культуры 25

2.2 Становление, состояние и тенденции развития корпоративной культуры в России 27

2.3 Проблемы, препятствующие развитию корпоративной культуры в России 34

3. Характеристика корпоративной культуры компании Apple 37

Заключение 44

Список использованных источников 46

Введение

Уровень развития корпоративной культуры напрямую влияет на финансовое состояние организации, так как играет стимулирующую и психологическую роль в развитии коллектива. Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на: производительность труда; уровень трудовой и общественной активности; текучесть кадров.

Актуальность исследования состоит в том, что от состояния корпоративной культуры зависит эффективность работы компании.

Поэтому целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию проблем управления в коллективе, касающихся уровней развития организационной культуры.

В соответствии с главной целью исследуются более конкретные задачи:

-изучить историю, роль и типы корпоративной культуры;

-выявить связь корпоративной культуры и корпоративного управления:

-рассмотреть особенности развития и проблемы формировани корпоративной культуры в России;

-оценить уровень развития корпоративной культуры компании Apple.

Объектом при данном исследовании является компания Apple .

Предметом исследования – управление корпоративной культурой.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых , периодическая литература, интернет публикации.


В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты корпоративной культуры, ее понятие, история, виды, методы формирования приверженности сотрудников, выявлена связь между корпоративной культурой и корпоративным управлением.

Во второй главе рассмотрены этапы становления корпоративной культуры в России, ее особенности, существующие на данном этапе развития проблемы.

В третьей главе рассмотрены особенности корпоративной культуры компании Apple.

1.Теоретические аспекты корпоративной культуры

1.1 Понятие и история возникновения корпоративной культуры

Корпоративная культура (corporate culture) – это атмосфера или социальный климат в организации. Формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения (то есть от успешности формирования корпоративной культуры) во многом зависит успешность бизнеса.

Приведем наиболее полное определение, данное Спиваком В.А. Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды[1].

Исследователи всего мира давно занимаются построением теории

организации, изучая ее структуру и функционирование, поведение людей и взаимодействие групп внутри нее. Но до 1970 г. лишь изредка и косвенно в литературе встречались упоминания об организационной или корпоративной

культуре. Например, одно из первых высказываний, отдаленно связанных с культурой в организации, было сделано М. Шерифом в 1936 г., когда он

говорил о понятии социальных норм. В 1951 г. Левин писал о групповой атмосфере; Картрайт и Зандер в 1953 г. - о групповом мышлении[2].

К. Арджирис в 1958 г. употреблял термин «климат» вместе с термином «неформальная культура». Д. МакГрегор в 1960 г. пользовался понятием «управленческий климат». Литвин и Стрингер в своих работах 1966, 1968 г. употребляли понятия «мотивация и организационный климат».

Может быть, идея корпоративной культуры восходит к так называемым Готорнским экспериментам, которые проводились с 1925 по 1932 г. на одном из заводов в штате Иллинойс, когда благодаря анонимным опросам рабочих и служащих стало очевидным, что на заводе существовали неофициальные нормы поведения, в отдельных случаях препятствующие попыткам руководства усовершенствовать производство. Именно после Готторнских исследований ученые стали задумываться о влиянии человеческих отношений и общения в коллективе на производительность труда. В 1957 г. Крис Арджирис разработал основы теории человеческих


отношений на производстве, которые в 1960 г. были использованы Д. МакГрегором при создании теории Х и теории Y.

В 70-е годы мысль о том, что организации имеют свои «культуры», высказывалась несколькими исследователями, например П. Тернером в 1971 г., С. Ганди в 1978 г., А. Петтигру в 1979 г.. Основы теории организационной культуры, как считают многие ученые, были заложены

антропологом Клифордом Гертцем в его книге «The Interpretation of Cultures», увидавшей свет в 1973 г[3].

Начало 80-х годов ознаменовалось возросшим интересом к организационной культуре, этой теме было посвящено много публикаций, а

культурологический подход выделился в качестве самостоятельного в теории

организации.

Известные исследователи в области организационной культуры Ф.Харрис и Р.Моран предлагают рассматривать организационную культуру по десяти характеристикам:

-Осознание себя и своего места в организации;

-Система принятых коммуникаций и язык общения (жаргон, жесты, стиль, открытость в общении, все виды устных и письменных коммуникаций);

-Внешний вид, одежда и представление себя на работе;

-Привычки и традиции в области питания (организация, продолжительность);

-Взаимоотношения между людьми (пол, возраст, статус, опыт, ранг, формализация отношений, способы решения конфликтов);

- Ценности (ориентиры «хорошо-плохо»), нормы поведения;

- Вера во что-то (руководство, успех, взаимопомощь, справедливость);

- Процесс развития работника и научение;

- Трудовая этика и мотивирование (ответственность, отношения, качество, оценка и вознаграждение);

- Отношение ко времени (распорядок).

1.2 Виды корпоративных культур

Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры (рис. 1.).

Виды корпоративной культуры

негативная

позитивная

Личносто-ориентированная

По влиянию на эффективность компании

По содержанию доминирующих ценностей

По степени адекватности ценностям

По степени соответствия ценностей сотрудников и компании

стабильная

интегративная

нестабильная

дезинтегративная

Функционально-ориентированная

Рис.1. Классификация видов корпоративной культуры

Также выделяются 4 вида корпоративной культуры.

«Культура власти». Главную роль в организации играет лидер, его личные качества и способности. Такая организация, как правило, имеет жёсткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение вверх достаточно часто осуществляется по критериям личной преданности. Данный тип культуры характеризуется высокой скоростью принятия решений и быстрой обратной связью.


«Ролевая культура». Этот тип организации функционирует на основе системы правил процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основной источник власти – это не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация консервативна, поэтому плохо адаптируется к изменяющейся окружающей среде.

«Культура задачи». Эта культура в первую очередь сориентирована на решение задач и реализацию проектов, эффективность компании определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным эффектом. Властными полномочиями обладают те, кто в данный момент являются экспертами в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации.

«Культура личности». Эта культура направлена на то, чтобы люди в первую очередь добивались собственных целей. Власть в данном случае носит координирующий характер и основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договориться.

Более гибкой является типология, предложенная К. Камероном и Р. Куинном. Она основывается на анализе конкурирующих ценностей компаний. Типология создавалась на основе исследований показателей эффективности.

Одни компании считают себя эффективными, если они легко адаптируются к переменам, другие – если они стабильны, предсказуемы и механически целостны и т.д. Для одних главный показатель эффективности – гармония внутренней организации компании, для других – настрой на внешние факторы и конкуренцию.

Клановая культура – очень дружественное место работы, где у людей масса общего, организация похожа на большую семью. Лидеры воспринимаются как воспитатели.

Руководитель организует вокруг себя команду преданных сотрудников и стремится их удержать на долгие годы.

Адхократическая культура – относится к инновационным, в основном возникает в молодых компаниях, руководитель готов менять процессы, поощряет творчество и инициативу.

Иерархическая культура – сходна с ролевой по соблюдению процедур и регламентов. Лидеры – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Компания нацелена на долгое и стабильное существование, инновации направлены на оптимизацию работ[4].

Рыночная культура – свойственна торговым и дилерским компаниям. Здесь важен успех и победы в конкуренции. Люди ценятся мало, главное их успехи.


Данная типология является наиболее объективной по сравнению с представленными выше, поскольку она основывается на большом количестве критериев, характеризующих один из самых важных уровней корпоративной культуры – подповерхностный. Единственным недостатком этой типологии является лишь косвенный анализ глубинного уровня культуры.

Есть более простая классификация.

1.      Авторитарная культура

В авторитарной культуре властвует один руководитель. Руководитель принимает все решения сам. Иногда такие решения могут касаться даже снабжения организации канцелярскими принадлежностями.

Руководитель, как правило, держит всех сотрудников под своей командой, устанавливает жесткие правила, требует и контролирует соблюдения всех этих правил. Наблюдается критичность установления жестких сроков исполнения поручений. В таких организациях виновник, сорвавший сроки исполнения задач быстро определяется и наказывается. 

Ключевыми принципами организации деятельности являются соблюдение субординации, имеются четко определенные положения, должностные инструкции, правила поведения. В авторитарной организации важно соблюдение бюрократических процессов.

2.      Технократическая

В технократической культуре высоко ценится вклад сотрудников и их компетентность. Я бы сказал, что такая культура существует в не очень больших и специализированных организациях.

В таких организациях властвует технократ. Технократ точно знает, чего хочет. Он имеет ясное видение как добиться цели и какие ресурсы нужны для достижения цели. Технократы очень ценят время, точность, рассудительность, а также компетентность сотрудников и предпочитают опираться на факты.

В организациях с технократической культурой сотрудников больше всего волнует обоснованность или целесообразность. Для этого, они обычно прибегают к научным теориям, формулам, общепринятым методам решения задач.

3.      Обучающаяся

Руководитель организации с обучающейся культурой в некотором роде выступает как Главный редактор. Сотрудники организации вносят к руководителю на рассмотрение и утверждение разных рецензий, обзоров и аналитических записок. Руководитель должен иметь глубокое знание своей сферы и обычно являются докторами наук. Одним из главных задач руководителя раскрыть способности, а также развитие творческих способностей потенциальных руководителей высшего звена.

Для современных российских компаний исследователями выделены следующие типы организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».