Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать тех или иных конституционных прав граждан. Возможность такого ограничения предусмотрена в части 3 статьи 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 17 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Вместе с тем, для обычного гражданина, скорее всего, не столь важно, кто и как в отношении него будет осуществлять оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ). Для него значение имеет то, в какой степени при этом будут обеспечены его права, свободы и законные интересы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Поэтому в статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) зафиксированы отдельные гарантии законности, а также механизм реализации одного из основных принципов ОРД - уважения и соблюдения прав и свобод личности при осуществлении ОРД. Цель данной работы – рассмотреть права граждан при оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:

1. Рассмотреть конституционные положения о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере оперативно-розыскной деятельности.

2. Определить право граждан на обжалование в суд действий органов государственной власти и должностных лиц.

3. Изучить меры по восстановлению нарушенных в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий прав.

4. Проанализировать ответственность органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, предусмотренная законодательством

Объект исследования – правовое положение граждан при оперативно-розыскной деятельности.

Предмет исследования – Оперативно-розыскная деятельность и права граждан


Глава 1 Конституционные положения о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере оперативно-розыскной деятельности

1.1 Права и свобода человека и гражданина в сфере оперативно-розыскной деятельности

Статья 5 Закона[1] регламентирует и детализирует конституционные положения о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере ОРД, а также нормативно определяет права и обязанности каждого на обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов и их должностных лиц.

Сферой действия норм, изложенных в статье, выступают решения и действия оперативно-розыскных органов и их должностных лиц. Под эту сферу подпадают также решения и действия судей, прокурорских работников.

Правильное уяснение содержания данной статьи невозможно без обращения к иным нормативно-правовым актам (Конституции[2] РФ, УПК[3] РФ, УК[4] РФ), конкретизирующим ее положения.

В ч. 1 статьи 5 закреплена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Эта норма расширила перечень обязанностей субъектов ОРД, закрепленный в ст. 14.

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.к. оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать указанных конституционных прав граждан. В соответствии с конституционной нормой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. В целом право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям международных стандартов: ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ч. 2 ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).


Под соблюдением прав и свобод человека и гражданина следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Закона[5], а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.е. воздержание оперативно-розыскных органов и их должностных лиц от запрещенных правовыми нормами деяний, иными словами, это пассивная форма поведения указанных правоприменителей.

Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах Закона, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений. Запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор.

Понятие "частная жизнь" нормативно не определено. В комментариях к Конституции РФ в это понятие включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Отдельно следует отметить институт профессиональной тайны, т.е. тех сведений, которые доверены представителям соответствующих профессий для защиты прав и законных интересов того или иного лица. Это:

1) тайна предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ);

2) адвокатская тайна (ст. 53 УПК РФ);

3) банковская тайна (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 183 УК РФ);

4) тайна усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 155 УК РФ) и др.

В п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 указано, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ для решения задач ОРД не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ.

Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).


Сотрудники полиции в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" защищают право каждого на неприкосновенность жилища. Они не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, данным Законом[6] и другими федеральными законами. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.


О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения.

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 6 Закона оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров; снятия информации с технических каналов связи. Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения.

1.2 Запрет на осуществление ОРД и право граждан на обжалование в суд действий органов государственной власти и должностных лиц

В ч. 2 ст. 5 статьи сформулирован запрет на осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом[7]. Указанный запрет выступает дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ. Этот запрет конкретизируется в ч. 8 статьи, где указана недопустимость проведения ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, негласного участия в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности. Из смысла нормы вытекает недопустимость проведения ОРМ в интересах частных охранных предприятий, частных детективов, служб безопасности, хозяйственных и коммерческих структур, а также сбора информации относительно лиц, обратившихся с заявлением о совершенных в их отношении правонарушениях, обжалующих неправомерные действия должностных лиц, выступающих с публичной критикой в адрес правоохранительных органов.