Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ч. 3 статьи конкретизировано закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование в суд действий органов государственной власти и должностных лиц. Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), на тайну переписки и телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и интересы (ч. 2 ст. 24 Конституции), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и некоторых других.

Применительно к сфере ОРД под действиями, которые могут быть обжалованы, следует понимать, прежде всего, ОРМ, указанные в ч. 1 ст. 6 Федерального закона.

Право на обжалование, как указано в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе И.Г. Черновой", возникает у граждан, даже если они только полагают, что действия должностных лиц оперативных аппаратов привели к нарушению их прав и свобод.

Обжаловать действия оперативно-розыскных органов вправе лицо, предполагающее о нарушении своего субъективного права, либо его законный представитель исключительно.

Действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 3 статьи могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для обжалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению его прав и свобод.

Под вышестоящим органом, осуществляющим ОРД, понимают оперативное подразделение того же министерства или ведомства, которое наделено административно-властными полномочиями относительно органа, на действия которого поступила жалоба.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" вышестоящие органы, осуществляющие ОРД, в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение обращений граждан, поступивших непосредственно в их адрес или принятых на личном приеме.

Вышестоящие органы, осуществляющие ОРД, обеспечивают учет обращений граждан, направленных в письменной форме, в устной форме или в форме электронного документа. При рассмотрении обращения гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.


Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности соответствующих органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В письменном обращении в обязательном порядке должно быть указано наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы, поставлены личная подпись и дата.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Все письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления в вышестоящие органы, осуществляющие ОРД. Делопроизводство по обращениям граждан РФ осуществляется отдельно от других направлений документационного обеспечения.

Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы. Письменные обращения, не содержащие сообщения о происшествии, докладываются руководителю органа внутренних дел и в этот же день (или ближайший рабочий день) передаются в подразделение делопроизводства органа внутренних дел, регистрируются, учитываются и рассматриваются. В учетной форме дежурной части органа внутренних дел оперативным дежурным делается отметка о регистрационном номере и дате регистрации обращения в подразделении делопроизводства.


Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию вышестоящих органов, осуществляющих ОРД, в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган государственной власти или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением о переадресации обращения.

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы государственной власти.

При направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти вышестоящие органы, осуществляющие ОРД, вправе, в случае необходимости, запросить в указанном органе документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в подразделение органов внутренних дел, иной орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение которых или действие (бездействие) обжалуется. Учитывая такой запрет, при невозможности направления жалобы на рассмотрение в органы государственной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Вышестоящие органы, осуществляющие ОРД, обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивают, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в случае переадресации обращения уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.


Ответ на обращение подписывается руководителем вышестоящего органа, осуществляющего ОРД, либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Письменное обращение, поступившее в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в другие органы государственной власти руководитель структурного подразделения либо уполномоченное им на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Обращение гражданина считается рассмотренным, если приняты необходимые меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, и если ему дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы гражданина в прокуратуру определяются Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". По данному кругу вопросов действуют Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях", Приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 27.02.2010 N 70/122 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан".

Жалоба на действия органов, осуществляющих ОРД, может быть направлена и Уполномоченному по правам человека в РФ, что предусмотрено Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе (ч. 1 ст. 16). Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (ч. 1 ст. 17).


После вступления в силу Федерального закона от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" граждане РФ получили право обращения за защитой своих прав в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека. В этом законодательном акте Россия признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления от любого лица, которое утверждает, что оно стало жертвой нарушения своих прав, и юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции[8] и Протоколов к ней.

Также следует отметить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы рассмотрения обращений граждан следственными органами (см., например: Приказ Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации"), органами ФСБ (см., например: Приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности", Приказ ФСБ РФ от 30.08.2013 N 463 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан РФ в органах Федеральной службы безопасности").

Глава 2 Меры по восстановлению нарушенных в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий прав

2.1 Отказа в предоставлении информации или предоставление ее не в полном объеме при оперативно-розыскной деятельности

По смыслу ч. 4 статьи лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. если в отношении данного лица в возбуждении уголовного дела отказано по реабилитирующим основаниям (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) либо отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, располагающему фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считающему, что при этом были нарушены его права, законодатель предоставляет право требования от оперативно-розыскного органа сведений о полученной о нем информации.