Файл: "Налоговая система РФ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 года более стройной структурой российского налогового законодательства.

До 01.07.99 года общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы и пошлины определял Закон РФ № 2118 –1 от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[14]. С введением первой части Налогового Кодекса РФ ФЗ от 31.07.98г. №146 расширилось понятие налога, сбора и впервые ввелось понятие налогового агента.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учёт в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;
  • вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
  • представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,
  • если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления уплаты и налогов документы и сведения;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;
  • сообщать об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;
  • сообщать о прекращении своей деятельности не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего местонахождения, о внесении дополнений в учредительные документы – в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговом Кодексом РФ введена трехуровневая система налогообложения физических лиц: федеральная, региональная и местная.

Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.


Порядок их зачисления в бюджет, размеры их ставок, объекты обложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Федеральные налоги формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов – это региональные налоги. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства.

К местным налогам, т.е. налогам городов, районов, поселков и т.д., взимаемым с населения, относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу. Устанавливаются местные налоги законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов, районов, в городах и сельской местности или иного административного образования. К особенностям местных налогов относится то, что:

  • некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории (земельный налог, налог с имущества физических лиц и др.). Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
  • другая часть (налог на рекламу и др.) могут вводится районными и городскими органами государственной власти.

Законы о порядке взимания налогов с физических лиц определяют, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверхустановленного названным Законом перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков. Несмотря на направление налогов в бюджеты соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный или внебюджетные фонды) принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов в соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов. Контроль за уплатой налогов во внебюджетные фонды возложен на ИФНС.


Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, «Россия, переходя к рыночным отношениям, ввела у себя налоговую систему, родственную по построению с используемыми в других больших федеративных государствах. По ряду характеристик можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении неких специфичных российских особенностей.»

Все же, действующая в Рф налоговая система вызывает огромное количество нареканий со стороны российских представителей, зарубежных инвесторов, обычных людей. Некими из недочетов является: лишне фискальный характер налоговои? системы; низкое налогообложение имущества; высочайшее налогообложение физических лиц при небольшои?, по сопоставлению с западными странами, оплате труда; очень жесткие денежные санкции к уклоняющимся от уплаты налога; дефицитность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет, нередкие конфигурации отдельных налогов и почти все другое.

Конечно, налоговая система нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных мыслях, порои? выхваченных из опыта зарубежных государств. Рф остро не хватает собственнои? научнои? школы либо нескольких школ в области налогообложения, способных не только лишь усовершенствовать действующую налоговую систему, да и предугадать, спрогнозировать все экономические и социальные последствия о проведения в жизнь того либо другого комплекса мероприятий.

Оценивая прошедшие годы, следует держать в голове, что налоговая система Рф появилась и с первых же дней развивается в критериях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание экономного недостатка, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные муниципальные потребности, в главном отвечает текущим задачкам перехода к рыночнои? экономике. К тому же, финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложнои?. Все это определило необходимость введения ряда конфигураций, дополнений, поправок в налоговое законодательство.


Основнои? элемент при разработке благоприятнои? среды для предпринимательства и инвестиций - налоговая реформа. В последние годы органы законодательнои? власти решали многократные пробы выполнить налоговую реформу. И кое-что в этои? области удалось: отменен особый налог на добавленную цена, уже не облагается налогом на прибыль «сверхнормативная» зарплата, также значимым шагом её стало введение Налогового Кодекса РФ. С его помощью создалась единая законодательная и нормативная база налогообложения.

Главные задачки политики русского страны в области налогов в самом общем плане состоят, во - первых, в разработке подходящего налогового климата для роста уровня и эффективности производства и инвестиций, для роста доходов и занятости населения. Во - вторых, в наращивании налоговых поступлений в бюджет. Чтоб достигнуть обеих целей предстоит резко повысить собираемость налогов, т.е. соотношение их фактических поступлений и налогового потенциала, под которым понимается очень вероятная на этот момент их величина. Увеличение собираемости налогов в Российскои? Федерации, таким образом, становится однои? из главных задач налоговои? политики. При этом это нужно делать не за счёт роста налогового бремени, а за счёт более решительного воплощения мер по легализации частнопредпринимательскои? инициативы.

Работу налоговых органов осложняет наличие бессчетных противоречий и изъянов в фактически налоговом законодательстве и в подзаконных нормативных актах. Не законопослушные налогоплательщики употребляют все имеющие недостатки нормативнои? базы и недочеты налогового администрирования для уклонения от уплаты налогов. Пресечь эти нехорошие явления, подавить «теневои?» оборот продуктов только административными способами нереально: нужно значительно сделать лучше технику и технологию налогообложения, убрать коллизии и недостатки правовои? базы налогового регулирования, а главное, сделать уклонение от уплаты налогов экономически нерентабельным для людей и компаний. На данный момент же последним прибыльно конкретно уклоняться от выполнения налоговых обязанностей методом, как прямого нарушения законодательства, так и получения различных приемуществ, отсрочек и т.п.

В предстоящем нужно произвести сокращение налоговых льгот, но такое сокращение не должно быть механическим, Правительству РФ нужно выработать точные аспекты предоставления налоговых льгот. Массовые налоговые льготы для одних, означают высочайшие налоговые ставки для других. Чтоб соперничать на рынке с тем, кто такие льготы имеет, необходимо скрывать свои доходы, сокращая, таким образом, свои налоги.


Основнои? акцент должен быть изготовлен на предоставление налоговых льгот приоритетным видам хозяйственнои? деятельности. Разные социальные группы должны получать не налоговые льготы, а прямую помощь из расходнои? части бюджетов всех уровней.

Нужно равномерно отрешаться от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработнои? платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст массивные стимулы для модернизации производства, роста наружных и внутренних инвестиций.

Заместо неэффективного контроля над доходами правительство должно перебегать к обложению налогами отдельных объектов принадлежности, недвижимости, тс и т.д., другими словами сделанных расходов, само наличие которых свидетельствует об успешнои? хозяйственнои? деятельности. Самую важную роль тут должны играть налоги на разные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции, включая вывоз капитала, также рентные платежи.

Теневая экономика должна облагаться схожими налогами автоматом, другими словами по наличию определенных объектов налогообложения. Таким образом, будет теряться смысл сокрытия доходов и хозяйственнои? деятельности, если, естественно, сама эта деятельность не является чисто криминальнои?. Произои?дет экономический отказ бизнесменов от теневои? хозяйственнои? деятельности, что безизбежно приведет к повышению доходнои? базы бюджетов всех уровней.

Будет заложена база для реализации основного принципа социально ориентированнои? налоговои? политики, которая состоит в том, что основная налоговая нагрузка возлагается на богатую часть населения. Предпринимаемые же на данный момент пробы развивать налоговую систему в направлении прямого контроля над доходами ведут только к тому, что реальные богатства от обложения уходят, а тяжесть налогов падает на наименее обеспеченные слои населения.

Налоговая политика должна стать отражением идеологии размеренного и уверенного развития российскои? экономики. В 21 век Наша родина вошла с новои? налоговои? системои?, простои? и удобнои? для добросовестного производителя. Необходимо достигнуть того, чтоб прибыльнее было платить налоги, чем сберегать на их неуплате.

Ни в однои? стране нет системы налогообложения, которои? могли быть все довольны. Налоговую систему критикуют все. С однои? стороны, за то, что гробит предпринимательство, с другои?, за то, что не добивается нужного уровня доходнои? части бюджета. Но в то же время, охото сказать, что в стране сотворена единая налоговая система, опирающаяся на законодательно принятую базу. И к тому же, процесс совершенствования не прекращается.