Файл: Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятиями на рынке товаров и услуг (Понятие и сущность коммерческой деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты проведенных исследований представить в виде табл. 5.

Таблица 5

Результаты анализа конкурентной среды в отрасли

Наименование организации

Источники

силы и слабости

Степень

влияния

План действий

организации

«Пятерочка»

Широкий ассортимент продукции и низкие цены

Высокая

Пересмотр ценовой политики и расширение ассортимента в Metro Cash & Carry

Лента

Имеет более высокие цены, но предоставляет дополнительные услуги (доставка продукции на дом)

Высокая

Внедрение в Metro Cash & Carry дополнительных услуг

Дикси, Продукты

Молодая компания на рынке, эффективная рекламная политика

Высокая

Необходимо заниматься совершенствованием коммуникаций с потребителями

Рассмотрим основные сферы влияния конкурентов на Metro Cash & Carry

  • на рынке есть конкурент, имеющих широкую сбытовую сеть и низкий уровень цен (ООО «Пятерочка»). Metro Cash & Carry должно постоянно анализировать ценовую политику по сравнению с конкурентами, чтобы поддерживать оптимальный уровень цен.
  • очень большой конкурентной силой обладает ООО «Лента», так как имеет высокий инновационный потенциал, внедряет новые технологии обслуживания (например, доставка продукции на дом), поэтому Metro Cash & Carry должна постоянно повышать качество обслуживания покупателей и информированность рынок о предоставляемых дополнительных услугах;
  • на рынке появилось несколько фирм новичков, которым Metro Cash & Carry «проигрывает» по некоторым показателям (рекламная политика). Это такие организации как: «Дикси», «Продукты». Поэтому Metro Cash & Carry должно заниматься совершенствованием коммуникационной политики.Для анализа позиции компании Metro Cash & Carry на местном рынке розничной торговли, был проведен SWOT – анализ (табл. 6).

Таблица6

SWOT-анализMetro Cash & Carry

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие постоянных клиентов.

2.Удобное территориальное расположение магазина

3.Оптимальный уровень цен.

4. Широкий ассортимент товаров (17800 наименований).

5. Отсутствие расходов на аренду.

6. Конкурентоспособная заработная плата персонала.

7. Бесперебойное товароснабжение магазина.

1. Малое количество рекламы и рекламных акций.

2. Отсутствие товаров собственного производства.

3. Отсутствие доставки товаров на дом.

Возможности

Угрозы

Установление новых партнерских отношений с поставщиками. Доставка товаров на дом. Наличие товаров собственного производства. Расширение ассортимента с целью привлечения еще большего количества покупателей.

Проведение промоакций с целью стимулирования покупателя к покупке большего количества товаров.

Экономический кризис и соответствующее снижение доходов населения.

Экономический кризис и соответствующее снижение доходов компании. Рост налогов и инфляции. Появление новых конкурентов в зоне обслуживания магазина. Увольнение персонала по собственному желанию.


Проведя SWOT – анализ можно сделать выводы, что сильных сторон у Metro Cash & Carry достаточно, чтобы выжить в кризисной ситуации. То, что магазин находится территориально очень удобно, это уже играет большую роль, т.к. проходимость покупателей очень большая, так же как и автомобилистов, проезжающих мимо. Компании стоит воспользоваться стратегией из группы слабости – возможности, так называемая стратегия mini – maxi. Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.

Для Metro Cash & Carry предлагается наступательная стратегия «Достичь и превзойти конкурента». Стратегия заключается в том, что фирма, чтобы не отстать от конкурентов, направляет усилия на нейтрализацию (сведение на нет) конкурентного преимущества сильного соперника или достижение превосходства над ним (на попытку отобрать у него привлекательную долю рынка, несмотря на худшую рыночную позицию и проигрыш в ресурсах).

Данная стратегия реализуется на основе: предложения товара такого же качества, как у конкурента, и выше, но по более низкой цене, это позволяет увеличить долю рынка при условии, что основной конкурент не сможет снизить цены, а атакующая фирма сумеет убедить потребителей в том, что ее товар не уступает по качеству товару конкурента.

Организационная структура имеет всего 2 уровня управления: высший включает генерального директора, а низший – непосредственных исполнителей. В компетенцию генерального директора входит весь круг вопросов по управлению организацией, а так же принятие управленческих решений на всех уровнях менеджмента. Приведенная организационная структура достаточно хорошо отвечает потребностям организации, так как она вообще характерна для мелких розничных организаций.

Генеральный директор

Гл. бухгалтер

бухгалтер-оператор

Юрист

Заместитель генерального директора по продажам

Товаровед

Продавцы-кассиры

Продавцы-консультанты

бухгалтер-кассир

уборщицы

грузчики

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности

Администратор торгового зала

Менеджер по закупкам

Начальник склада

Кладовщик

Рисунок 5. Действующая организационная структура Metro Cash & Carry

Другой тип организационной структуры здесь будет неуместен и трудно применим на практике. Согласно штатному расписанию в Metro Cash & Carry работает 21 человек. Функциональные обязанности, права и ответственность каждого работника Metro Cash & Carry регламентируют должностные инструкции. Супермаркет «Metro Cash & Carry» работает с 9:00 до 23:00.


Продавцы-кассиры, продавцы – консультанты работают 2/ 2 дня. Четко выделенного обеденного перерыва у персонала нет, но его длительность ограничена одним часом. У сотрудников обеденный перерыв с 13:00 до 14:00.На генеральном директора и администраторе торгового зала лежат основные функциональные обязанности по текущему управлению персоналом: они составляют оперативные планы потребности в подборе новых работников (по количеству и качеству), занимаются организацией труда, расстановкой рабочих мест (должностей), разрабатывают программы мотивации и стимулирования персонала, контролируют результаты работы, а также анализируют полученные результаты. Бухгалтера занимаются учетом штата сотрудников, расчетом заработной платы и материальных поощрений. Такая организация системы управления персоналом недостаточно эффективна, т.к. при более детальном ее анализе выясняется, что в процессе управления персоналом организации происходит дублирование одних функций, соответственно, происходит напрасная трата рабочего времени и сил управляющих, а также недостаточное внимание другим функциям и сферам управления персоналом, таким, например, как обучение и развитие персонала, его стимулирование.

2.3. Коммерческая деятельность по оптовым закупкам товаров

Структура товарных запасов Metro Cash & Carry на 1 января 2018 г. представлена в таблице 7.

Как видно из таблицы, наибольший вес в запасах занимают колбасные изделия – 22,1%; минеральная вода и напитки – 16,8%

Таблица 7

Показатели наличия товарных запасов по Metro Cash & Carry

Группа товаров

Дневной товарооборот, тыс. руб.

Запас на 1 января 2018 г., тыс. руб.

Структура товарных запасов, %

Уровень товарных запасов, дни

1

2

3

4

5

Колбасы

7,3

52,2

22,1

7,6

Алкогольная продукция

5,4

16,5

7

3

Минер. вода и напитки

4,3

39,6

16,8

9,2

Кондитерские

4,0

11,8

5

2,9

Бакалейные

3,6

50,3

21,3

13,9

Жировые

3,4

37,8

16

10,9

Молочные, кисломолочные

2,5

8,3

3,5

3,2

Табачные изделия

0,9

22,9

9,7

25,4

Вкусовые товары и приправы

0,5

10,6

4

19,4

Итого:

37,4

250

100


Бакалейные товары – 21,3%, жировые – 16,0%, табачные изделия – 9,7%, остальные товары – менее 8%.

Наименьший вес в запасах занимают хлебобулочные изделия и молочные продукты – это товары однодневного запаса.

По вышеперечисленным товарам, где большой товарный запас, товарооборот также большой – по колбасным изделиям – дневной оборот составляет 7,3 тыс. руб. в день, а запасы на 1.01.2018 г. – 52,2 тыс. руб. или более, чем на 7 дней; алкогольная продукция – 5,4 тыс. руб. в день, запасы – 16,5 тыс. руб. или более 3 дней; минеральная вода и напитки – 4,3 тыс. руб. в день, запас – 39,6 тыс. руб. или на более 8 дней. Большие запасы и по остальным видам товарных группы: табачные изделия – 25 дней торговли, вкусовых товаров и приправ – 19 дней, бакалейных – 13,9 дней и т.д. Схематически это показано на рис. 7.

Рисунок 7.Структура средних товарных запасов по Metro Cash & Carry

Наиболее значимыми поставщиками являются ООО «Вестник», ООО «Регата-Плюс» (вино-водочная продукция), ООО «Миск-С», ООО «Вестник» (табачные изделия), ТД «Приазовский», ООО «Калория» (кисломолочная продукция), ООО «Миллениум Аква» (минеральная вода). Данные об основных поставщиках приведены в таблице 8.

Таблица 8

Основные поставщики Metro Cash & Carry за 2017-2018гг.

Поставщик

Город

Наличие заключенного договора на поставку с Metro Cash & Carry

Транспорт

Закупаемая продукция

1

2

3

4

5

ООО «Регата-Плюс»

Самара

+

В зависимости от партии

Различные виды коньяка, водки, вин.

ООО «Вестник»

Самара

+

самовывоз

Табачные изделия (сигареты, папиросы и т.д.)

ООО «Миллениум-Дон»

Самара

-

Вина

Продолжение таблицы 14

1

2

3

4

5

ООО «Кег-Сервис»

Тольятти

+

Централизованная доставка

Слабоалкогольные напитки (пиво и т.д.), минеральная вода

ООО «Росток Плюс»

Самара

+

Колбасы, ветчина

ЧП Авитесян

Самара

-

самовывоз

Напитки («Фанта», «7 up» и др.)

ООО «Миллениум Аква»

Самара

-

Минеральная вода («Аксинья»), напитки

ООО «Корпус»

Тольятти

+

самовывоз

Ликероводочная продукция (коньяк «Нахимов», водка),

минеральная вода «Меркурий».

ООО «Дрожжевой завод»

Самара

+

самовывоз

Дрожжи, улучшители теста

ООО «Вега Плюс»

Казань

-

самовывоз

Соль, крупы, сахар

ООО «Мишель Алко»

Самара

+

Ликероводочная продукция

ТД «Приазовский»

Казань

-

самовывоз

ООО «Премьер»

Самара

+

Натуральные соки, нектары

ООО «Росток»

Самара

самовывоз

Алкогольная продукция

ООО «Мега-2000»

Самара

ТД «Моррос»

Самара

+

самовывоз

Мороженое (с наполнителями, добавками фруктов)

ОАО «Воронежский МК»

Самара

+

самовывоз

Различные сорта пастеризованного молока (2,5%; 4,5%)

ООО «Калория»

Казань

+

самовывоз

Кефир, молоко, тетра-пак

ООО «Шанс»

Казань

+

самовывоз

Мороженое

Аксайский рынок

Тольятти

-

самовывоз

Овощи (картофель, морковь, свекла, капуста), фрукты, цитрусовые и т.д.


Необходимо заметить, что руководство Metro Cash & Carry (заведующий магазином, директор, бухгалтер) проводят сравнительный анализ цен на продукцию у поставщиков. Надо заметить, что данная деятельность на предприятии не автоматизирована.

Таблица 9

Предположительный анализ поставщиков Metro Cash & Carry по 10-бальной шкале в 2017-2018 гг.

Критерий выбора поставщика

ООО «Миллениум-Дон»

ООО «Кег-Сервис»

ООО «Корпус»

ООО «Росток»

ООО «Мишель Алко»

Качество продовольственных товаров

9

8

10

8

10

Расстояние до поставщика

4

10

4

4

4

Минимальная партия закупки

5

6

8

4

4

Надежность поставки

10

10

10

10

10

Возможность внеплановых поставок

10

1

10

10

10

Централизованная доставка

10

10

10

10

1

Условия платежа

9

8

5

4

6

Итого:

57

53

58

60

45

Реализация продовольственных товаров производится по трем каналам:

1. реализация муниципальным предприятиям и учреждениям (по тендеру);

2. розничная реализация – через розничный магазин Metro Cash & Carry;

3. оптовая реализация.

Таблица 10

Ассортимент основных групп товаров реализуемых Metro Cash & Carry в 2017-2018 гг.

Группа товаров

Ассортимент

1

2

1. бакалейные товары

- растительные масла (оливковое, подсолнечное);

- крупы (ячневая, пшеничная, гречневая, манная и т.д.);

- сахар;

- чай (черный, зеленый, с бергамотом и т.д.);

- кофе (растворимый, молотый, в зернах и т.д.);

Продолжение таблицы 16

1

2

2. молочные и кисломолочные продукты («Российский», «Голландский» и др.);

- плавленые копченые («Янтарь»)

- сыры:

- плавленые («Янтарь», «Дружба», «Орбита», «Городской», «Президент», «Хохланд» и др.);

- сычужные сыры – пастеризованное молоко («Буренка», «Кубанская буренка»);

- сметана;

3. кондитерские товары

- пирожные, торты и т.п.;

- шоколад (с наполнителями, без

наполнителей, натуральный черный, белый молочный и т.д.);

- мед;

- шоколадные конфеты («Ласточка», «Премьер», «Буревестник»);

- различные виды карамели («Фруктовая», «Яблочная», «Грушевая», «Клубника со сливками» и др.);

- помадные конфеты – «Орбита», «Школьные»;

4. Алкогольная продукция

- коньяк («Нахимов», «Арарат» и др.);

- вина («Крепленое», «Виноградное» «Плодово-ягодное», «Монастырская изба»);

- водка («Столичная», «Пшеничная», «Кристалл», «Адмирал», «Белый лебедь» и др.);

5. слабоалкогольная продукция

- пиво («Золотая бочка», «Старый мельник», «Клинское», «Стела Артуа», «Дон классическое», «Балтика» и др.);

- алкогольсодержашие энергетические напитки;

6. минеральная вода и прохладительные напитки, натуральные соки

- «Аксинья», «Аксу», «Меркурий», «Богатяновская», «Ессентуки», «Бон-Аква»;

- соки – «Добрый» (яблочный, абрикосовый), «Любимый сад» (вишневый, яблочный);

- «Фанта» (0,33; 0,5; 1 л), Пепси (0,33; 0,5; 1 л);

- «Лимон-Лайм», «Крем-сода», «Дюшес», «Буратино», «Апельсин», «Лимон»;

7. табачные изделия

папиросы, сигареты («Петр 1», «LM», «Winston» и др.

8. вкусовые товары и приправы

- кориандр;

- горчица и горчичный порошок;

- поваренная соль, поваренная соль йодированная;

- майонез («ЛБК», «Солнечный», «Моя семья», «Балтимор» и др.);

- перец черный, красный;

9. хлеб и хлебобулочные изделия

«Бородинский», «Богородский», «Столичный», «Дон», «Колосок», «Ромашка»

10. колбасы и колбасные

изделия:

- варенные;

- варено-копченые;

- копченные;

- полукопченные («Купеческая», «Славянская», «Армавирская» и т.д.);

- ветчины («Тавр»)