Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (понятие рекламы, изучить ее основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Формирование нового гражданского общества в России в течение последнего десятилетия непосредственно связано с изменением экономической и правовой системы государства. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой заложены Гражданским кодексом Российской Федерации. С самого начала экономических реформ в Российской Федерации как неотъемлемая часть рыночных преобразований стала активно внедряться в нашу жизнь реклама. К помощи рекламы очень часто прибегают с целью повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам. Бесспорно то, что на фоне динамичного развития рекламного рынка становится все более очевидной необходимость дальнейшего совершенствования механизма регулирования отношений в данной сфере. Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы правового регулирования рекламы, недостаточной проработкой данного вопроса на законодательном уровне.

Объектом исследования выступает рекламная деятельность в России. Предмет исследования - правовое регулирование рекламы. Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки;

- рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;

- изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

При написании работы изучена научная и специальная юридическая литература, материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Характеристика института рекламы в российском законодательстве

Источники правового регулирования рекламной деятельности

реклама законодательство ответственность

Первый рекламный бум в России произошел в период перестройки. Единственным законом, регулирующим рекламную деятельность на тот момент, был закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – закон о конкуренции), который ввел запрет недобросовестной рекламы (как одной из форм недобросовестной конкуренции в виде распространения дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции).

Специфика рекламной деятельности уже в начале 90-х годов со всей очевидностью показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм о недобросовестной конкуренции. Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с указа Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Для защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в июле 1995 года был принят федеральный закон «О рекламе». Этот закон регулировал особые правоотношения субъектов рекламной деятельности с целью обеспечения сбалансированности их интересов с интересами государства, общества и отдельных потребителей.


С одной стороны, принятое рекламное законодательство должно было восполнить пробелы в существовавших уже в законе о конкуренции механизмах противодействия недобросовестной конкуренции. С другой - упорядочить те сферы рекламной деятельности, которые не могут быть урегулированы непосредственно в конкурентном законе и требуют специального регулирования в рамках рекламного законодательства.

В результате более чем десятилетнего действия закона «О рекламе» 1995 года довольно прочно устоялась практика его применения. Но нерешенными оставалось множество проблем рекламного законодательства, что неоднократно обсуждалось в литературе. Их число, а также характер обусловили необходимость обновления рекламного законодательства, поскольку оно позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенного предела.

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон). Его принятия ожидали не только участники рекламной деятельности, правоприменители, и научная общественность.

В наше время период указ «О рекламе» захватывает один с основных зон во концепции законного регулировки конкурентной борьбы также монополии также во полном базарных взаимоотношений. Мишенями этого Закона считаются формирование базаров продуктов, трудов также услуг в базе соблюдения основ честной конкурентной борьбы, предоставление во Русской Федерации целостности финансового места, осуществление полномочия покупателей в приобретение честной также надёжной рекламы, предотвращение патологии законодательства Русской Федерации об рекламе, но кроме того подавление прецедентов неразумной рекламы.

Во концепции законного регулировки конкурентной борьбы также монополии Указ со одной края, упорядочивает реализация маркетинговой работы во Российской Федерации, определяет терминологический устройство регулировки взаимоотношений во области рекламы, во этом количестве устанавливает положение субъектов регулировки маркетингового законодательства. Во частности высококлассных соучастников маркетингового торга, устанавливает процедура контролирования из-за соблюдением маркетингового законодательства, во этом количестве возможности антимонопольного органа согласно контролированию маркетинговой работы во полном. Со иной - считается особым, уточняющим законодательством во сфере противодействия бесчестной конкурентной борьбы также охраны справедлив покупателей. Некто уточнит условия ко рекламе во мишенях предотвращения, подавления также использования граней ответственности из-за применение соперниками денег рекламы с целью бесчестной конкурентноспособной войн в торге определенных рекламируемых продуктов, трудов либо услуг.


Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе».

Необходимо также сделать акцент на таком значительном акте как Российский рекламный кодекс Рекламного Совета России, принятый в 2000 году и представляющий собой новую редакцию Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории России 1997 года. Данный документ содержит правила саморегулирования рекламной сферы, что соответствует ст. 32 Закона о рекламе. Несмотря на то, что нормы кодекса носят рекомендательный характер, на его положения опираются все субъекты рекламной деятельности при установлении случаев ненадлежащей рекламы.

1.2 Понятие рекламы и общие требования к рекламе

Своим происхождением слово «реклама» от латинского сова которое означает «громко кричать». Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях.

В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы. Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, например, считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...». Это установление отображает, в первую очередь в целом, финансовую сторонку нахождения определения «реклама» также никак не подойдет с целью ее установления в законодательном степени. Основным характерным показателем рекламы с адвокатской места зрения считается задача распространения данных – вовлечение интереса ко предмету рекламирования, развитие либо сохранение заинтересованности ко деревену также его развитие в торге.


Функционирующий указ об рекламе во заметке 3 предоставляет последующее установление определения: «реклама - сведения, популярная различным методом, во каждой фигуре также со применением различных денег, направленная смутному окружению персон также нацеленная в вовлечение интереса ко предмету рекламирования, развитие либо сохранение заинтересованности ко деревену также его развитие в рынке».

Установление каждого определения, равно как принцип, включает его главные свойства. Так Как рекламное объявление считается определением полиэдральным, возможно отметить, финансовые также адвокатские свойства рекламы.

Ко финансовым показателям рекламы принадлежат: коммерческий вид рекламы; несобственный вид рекламы; информативное сущность рекламы; выявление во рекламе ее клиента; особенный вид информативного влияния (стимулирующий, вразумляющий).

Юридические признаки рекламы: содержание информации (о товарах, работах, услугах, их изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах интеллектуальной деятельности, мероприятиях). Распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств; направленность на неопределенный круг лиц; цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке.

Общие требования к рекламе - требования, которые обращены к любой рекламе, независимо от вида товара, от вида рекламируемой деятельности или иных критериев.

Общие требования к рекламе: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.

Распознаваемость рекламы - информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы».

Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.


Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.

При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например, мясо, чай, кофе, пряности, сахар.

Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции - рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара.

Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама.

Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Запрещается распространение неэтичной рекламы.

Таким образом, реклама является информацией, направленной на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы. Предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной, ведь в законотворческой практике не может быть примеров создания идеального нормативно-правового акта, устраивающего представителей всех слоев общества.

Специальные требования к рекламе

2.1 Специальные требования к отдельным видам рекламы

Специальные требования к отдельным видам рекламы относятся к политической рекламе, социальной рекламе и рекламе для несовершеннолетних.

Отличительная черта политической рекламы - направленность на привлечение внимания к политическому субъекту, формирование или поддержание интереса и его продвижение на различных уровнях власти.

Законодательством подробно регулируется такой вид политической рекламы как предвыборная агитация, устанавливаются общие и специальные правила ее проведения.