Файл: Понятие и система источников гражданского права (Нормативно-правовой акт как основной источник права в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями - субъектами федерации, всегда - между государствами, образующими конфедерацию.

В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.

Важным видом договора является международный договор. Он представляет собой явно выраженное соглашение между различными субъектами международного права, и в первую очередь между государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения[2].

1.2. Правовой обычай и юридический прецедент

Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма[3].

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает 2-х видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или его части) и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества[4].


Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.


В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходящим в тот период. Простые отношения первобытного общества регулировались обычаями, имевшими характер нерасчлененных мононорм, бывших одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.


С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех, т.к. единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. Участились нарушения обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным, порядок. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств – правового обычая. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права – "варварских правдах" (Салическая Правда – у германцев, Русская Правда - у славян), возникших как записи правовых обычаев предков[5].

Не каждый обычай выступает в качестве источника права. Источником права является только правовой обычай. Правовым обычай становится тогда, когда в законодательстве государства содержится ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу[6]. Если же правило поведения, содержащееся в обычае, включено в законодательный акт, то это будет уже не правовой обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры.

Юридический прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел[7]. Юридический прецедент создается в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в протсутствии соответствующего нормативно-


Различают судебный прецеденты. – это суда конкретному при дел последующем же судами, нижестоящими к Кформа (источник) прецедент широкое распространение общего США, где он законодательного акта[8]. Во являются прецеденты права, - царская советское не в законодательстве права, прецедент. это официальная сторона. прецедента и в системе, прежде деятельностью Конституционного, Арбитражного руководящие разъяснения в конкретных всеми нижестоящими Но что решения современных относящихся англо-правовой системе, формами закону обычаю[9].

правовой – исторически в и правило поведения этому нормой затем такое в котором к прецедент из основных там, англосаксонская система (Англии, Австралии, Индии), место случаях, когда придается по и такое общеобязательным аналогичных

доктрина акт

1.3. Нормативно-правовой акт

Особое системе актов нормативный (его от и толкования права). акт, на и содержащий т.общего постоянного действия, многократное акты издаются нормотворческой строго установленной акт - основных, и совершенных континентального Франции, России д.[10]. является носителем значимой Признаки нормативно-акта: исходит строго правотворческих лиц, определенной компетенцией; он четко порядке; имеет установленную реквизиты, в сферу действия; он быстро зависимости потребностей. По все подразделяются большие группы: подзаконные

- это принятый в органом или выражающий народа, юридической регулирующий важные отношения. определенные вопрос о при во учеными решается одинаково[11]. закона: 1) - нормативный принимаемый высшим органом; 2) обладает силой всех источников права; 3) как исходящего от органа, и или народа, отражать интересы или народа; 4) по вопросам общественной жизни. этого быть и точным; 5) закон и особом

Классификация может по По силе: 1) (закон законов) - основополагающий политико-акт, закрепляющий права человека определяющий форму государственного т.; 2) федеральные законы - вопросам, Конституцией (федеральные о РФ, Правительстве о т.); 3) законы - текущего законодательства, сторонам социально-и общества, ); 4) законы - издаются органами их на соответствующую

законы классифицируют: по (принятые референдума или органом); предмету (конституционные, уголовные п.); действия (постоянные временные); по (и чрезвычайные); действия (общефедеральные региональные); содержанию (и т.); степени (и (РФ[12])); по значимости них (и обыкновенные); объему (общие специальные) т.