Файл: «Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена возросшим интересом практических психологов и педагогов к вопросам, связанным с развитием произвольного внимания дошкольников при помощи дидактических игр.

Роль игры в становлении личности ребёнка, в развитии его познавательной сферы, двигательных умений и навыков велика и неоспорима. Эта проблема рассматривается и решается в работах многих ученых (Б.Г.Ананьев, А.К.Бондаренко, Л.И.Божович, Л.И.Славина, Е.О.Смирнова и др.). Обсуждение вопросов, связанных с играми детей, широко представлено в психолого-педагогической литературе. Таких ученых, как М.В.Ермолаева, О.А.Карабанова, В.П.Зинченко и др. интересует феномен «игровой дистрофии», причины его появления и возможные последствия снижения интереса дошкольников к играм. Проблемы игры, ее внутренняя структура, психологические механизмы вновь привлекают внимание педагогов. В связи с этим появляется необходимость, комплексно исследовать проблему влияния игр на развитие произвольного внимания ребёнка дошкольного возраста. Кроме того, в психологической литературе отсутствуют четкие представления о характере взаимосвязи между особенностями развития произвольного внимания у дошкольника и тем, насколько полно ребёнок овладел игрой.

Экспериментальные исследования развития внимания проводились А.Н. Леонтьевым. Он исходил из положения, выдвинутого выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготский, о том, что произвольное внимания человека, возможно только через овладение речевой стимуляцией.

В настоящее время изучением развития произвольного внимания занимаются Л.Ф. Тихомирова, А.В. Петраков, И.А. Девина и другие ученые, которые также разрабатывают различные материалы по развитию внимания. Ими выдвинуты положения, касающиеся этой проблемы.

В качестве основной задачи возрастной и педагогической психологии является совершенствование учебно-воспитательного процесса. Успешное решение этой проблемы требует использование педагогами психологических знаний о развитии произвольного внимания дошкольников. Формирование у детей дошкольного возраста самостоятельного произвольного внимания предполагает учет результатов психологического исследования конкретных свойств внимания. Однако, на современном этапе не достаточно разработан психологический инструментарий позволяющий провести полную и достоверную диагностику развития произвольного внимания детей дошкольного возраста. Значимой представляется работа по систематическому и целенаправленному созданию методик диагностического типа, для определения уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.


Таким образом, недостаточная теоретико-практическая разработка проблемы влияния различных дидактических игр дошкольников на развитие произвольного внимания детей обусловливают её актуальность. Решение указанной проблемы будет способствовать повышению эффективности работы детских практических психологов и дошкольных педагогов, так как позволит находить и конструировать более совершенные методы и формы развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.

Объект исследования: процесс развития произвольного внимания дошкольников.

Предмет исследования: дидактические игры при коррекции произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: Изучить влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания дошкольников.

Гипотеза исследования. Типовые программы воспитания и обучения детей в детском саду в недостаточной степени развивают познавательные процессы детей, в том числе и внимание. Необходима специально разработанная развивающая программа и проведение коррекционных занятий по формированию и развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть различные подходы к классификации дидактических игр
  3. Провести опытно-практическую работу по развитию произвольного внимания у дошкольников при помощи дидактических игр
  4. Разработать конспекты коррекционных занятий по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для получения требуемых данных применялись методы анализа психолого-педагогической литературы, игровые приемы и упражнения; подбор игрового коррекционного материала.

Практическая значимость работы. Практический материал курсовой работы дает возможность систематически проводить работу по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.


1 Теоретические основы сущности дидактической игры

1.1 Исследование проблемы дидактической игры в педагогике

В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.[1]

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой игры. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к выводу - точного определения человеческой игры нет. Рассмотрим понятие игры с разных сторон и дадим определение.

Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности.[2]

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, который обладает полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В истории общества труд старше игры, но в жизни человека игра предшествует его будущей трудовой деятельности.

«Слово "игра" ... принадлежит к числу величайших, на языке человека и знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Это - освобождение от прямой нужды, от работы (рабства), человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь жажде каждой части своего организма — развернуться»[3].


К.Д. Ушинский рассматривал  игру ребенка как действительность ребенка с его поведением и переживаниями. Он говорил, что действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Ушинский выделял влияние окружающей среды на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и содействуют формированию его личности. Он показал влияние игр на развитие детского воображения в дошкольном возрасте.[4] 

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» пишет: «Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении, например, «игра с огнем», и в значении чего-то необычного - «игра природы» или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства - «играть комедию» или раздражающего действия - «играть на нервах»; занимать какое-либо положение - «играть руководящую роль»; рисковать - «играть жизнью»; обращаться с чем-либо лекгомысленно - «играть с огнем», «играть с людьми»; проявляться в особой живости, блеске - «солнце играет на воде», «волна играет»[5]

В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков. Важное значение в жизни ребенка -игра. Это понятие очень широкое и зависит от того, какое ему придают значение. Игра заполняет огромный отрезок жизненного пути человека - от его младенческих лет до глубокой старости. Многие игры остаются и закрепляются в жизни уже взрослых людей.

Игра - это сложная деятельность ребенка. Л.С. Выготский определил, что игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.[6]

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [там же С. 324-326]

Исходя из педагогических исследований игра есть:

  1. особое отношение ребенка к миру;
  2. особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
  3. социально созданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);
  4. особое содержания усвоения (или усвоенное содержание);
  5. деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;
  6. социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.

Таким образом, игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

1.2 Виды дидактических игр

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их.[7]

Дидактические игры как средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Дидактическая игра – это сложное, многоплановое педагогическое явление. Она может быть и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания дошкольника.

Дидактическая игра имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Она создавалась и создается взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры[8].

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Такие игры, как «Пятнашки», «Лапта», «Фанты» и др, до сих пор относятся к числу любимых. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо выделить исследования Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.[9]

В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.