Файл: Общество с ограниченной ответственностью (Ликвидация общества с ограниченной ответственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При реорганизации в форме выделения (ст. 55 Закона N 14-ФЗ) вновь создается одно или более ООО, причем реорганизованное общество продолжает действовать в качестве юридического лица.

При выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Определенные права и обязанности сохраняются за обществом, реорганизуемым в данной форме.

Государственной регистрации при выделении общества (обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения общество (общества).

В устав общества, из которого выделились одно или несколько новых обществ, вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Эти изменения подлежат государственной регистрации.

Нововведения с 1 июля 2009 г. Поскольку Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, из п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ исключено положение о том, что участники выделяемого общества подписывают учредительный договор.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.03.2006 N А11-7739/2005-К2-24/381 рассмотрел ситуацию, в которой разделительный баланс был принят в нарушение п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ, т.е. не утвержден общим собранием участников и составлен после завершения реорганизации. Суд пришел к выводу, что такой баланс не может быть принят в качестве доказательства в рассматриваемом споре.

В Постановлении от 07.05.2007 N А38-1670-14/141-2006 тот же суд, руководствуясь нормами ст. ст. 51, 55 Закона N 14-ФЗ, отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и убытков, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом суд указал, что нет оснований для удовлетворения требования, так как истец не представил доказательств причинения ему убытков.

  1. Преобразование

К числу практически важных проблем правового статуса коммерческих организаций вообще и ООО в частности в настоящее время относятся вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией этих юридических лиц.

Нынешняя коммерческая практика, ссылаясь на необходимость "диверсификации бизнеса" в рыночных условиях, выступает за максимальное упрощение соответствующих правил, ускорение предусмотренных ими процедур (создание и ликвидация юридического лица "за 1 день") и расширение возможностей (например, преобразование любых видов коммерческих организаций в любые виды некоммерческих организаций и т.п.). Между тем очевидны таящиеся здесь для кредиторов и экономически слабых участников оборота (прежде всего отдельных граждан) опасности и возможности злоупотреблений.


Учитывая такие особенности, становятся понятными изменения, внесенные Законом N 312-ФЗ в порядок преобразования ООО (ст. 56 Закона N 14-ФЗ).

Преобразование - это одна из форм реорганизации ООО (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 92 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.) было закреплено, что ООО вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. Ранее общество могло преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ).

Теперь согласно п. 2 ст. 92 ГК РФ ООО вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Аналогичные изменения внесены и в п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ.

Таким образом, преобразование ООО в полное товарищество:

- до 01.07.2009 - не допускается;

- с 01.07.2009 - допускается.

Следует отметить, что как до 01.07.2009, так и после указанной даты преобразование ООО в государственное или муниципальное унитарное предприятие не допускается.

4. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

4.1 Сущность ликвидации и ее основные этапы

Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной или принудительной.

Процедура добровольной ликвидации (ст. 57 Закона N 14-ФЗ) состоит из следующих этапов:

- участники общества принимают решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;

- комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях объявления о ликвидации, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризации и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками);

- в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении юридического лица.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, если:

- при создании ООО были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;


- деятельность ООО осуществляется без лицензии с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- деятельность ООО запрещена законодательством Российской Федерации;

- общественная, религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.

Положения ст. ст. 62 и 63 ГК РФ фактически определяют порядок действий по ликвидации организации. На основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники прежде всего должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (ФНС России с 01.07.2002 вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в ЕГРЮЛ).

Сообщение в государственный орган о начале ликвидации производится по форме N Р15001 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Порядок заполнения формы приведен в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@).

Известить соответствующий орган участники ООО должны в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.

Решив ликвидировать ООО, его участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно уведомить регистрирующий орган (по форме N Р15002).

Как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени ликвидируемой организации (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Далее применяются правила, установленные ст. 63 ГК РФ.

В первую очередь ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в журнале. В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации фирмы, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к обществу с ограниченной ответственностью. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.

Особое внимание надо обратить на выбранное издание, в нем должны публиковаться данные о государственной регистрации юридического лица. После того как объявление о ликвидации размещено, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества ООО и ее обязательств. В это время комиссия выявляет всех кредиторов общества и письменно извещает их о том, что общество находится в стадии ликвидации. Не следует забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности.


По истечении срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники ООО, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003.

Очередность выполнения требований кредиторов приведена в п. 1 ст. 64 ГК РФ:

1) удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

2) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) производятся расчеты с другими кредиторами.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.02.2007, 13.02.2007 N 09АП-199/07-ГК удовлетворил требование истца о признании недействительным решения общего собрания участников организации о реорганизации, указав, что с учетом положений ст. 57 Закона N 14-ФЗ решение о ликвидации общества принимается на общем собрании участников ООО, а в данном случае истец, являясь участником ООО, участие в общем собрании не принимал.

Ликвидационный баланс

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами, однако, если баланс не позволяет сделать вывод о том, что все расчеты с кредиторами завершены, требования общества к регистрирующему органу о выдаче свидетельства о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица не будут удовлетворены (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Пример. Суть дела. Участником ООО было принято решение о его ликвидации. В связи с этим в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации и в периодическом печатном издании было размещено объявление о ликвидации.

Налоговым органом ООО было направлено требование об уплате налога и приняты меры по взысканию сумм налогов и пеней в бесспорном порядке.

Решением участника ООО был утвержден ликвидационный баланс.

Регистрирующий орган принял решение отказать в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, по которому отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов. Представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не подтверждает завершение всех расчетов с кредиторами, так как имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.


ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным его решения об отказе в государственной регистрации и обязании выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Позиция суда. Согласно ст. 1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, названного Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В силу ст. 21 Закона о регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате госпошлины.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ).

На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, после завершения расчетов с кредиторами. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

В этой связи, поскольку ликвидируемое юридическое лицо не выполнило всех обязательств по удовлетворению требований кредиторов, суд отказал в удовлетворении требований. (По материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 N Ф08-8532/07.)

При рассмотрении данного дела суд также указал на то, что кредиторы, в том числе и налоговый орган, обязаны соблюдать установленный законом порядок предъявления требований.