ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические основы Конституционного права
Понятие, предмет и методы Конституционного права;
Конституция, как юридический документ; Основы конституционного строя.
Понятие, предмет, метод Конституционного права РФ
КП - это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между обществом, личностью и государством.
Предмет КП составляют две основные сферы общественных отношений:
-
отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека); -
властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).
Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.
Метод КП – императивный.
Конституция РФ как юридический документ
1. Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.
По своей форме конституция — юридический документ, который принимается:
-
парламентом; -
специальной конституционной ассамблеей; -
народом на референдуме.
Иногда конституция даруется монархом.
Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.
Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям.
-
по форме; -
способу изменения, внесения поправок и дополнений; -
степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.
По форме конституции классифицируются:
-
на писаные (кодифицированные) — это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций в мире); -
неписаные (некодифицированные) — конституции, которые состоят из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные (некодифицированные) конституции действуют: -
в Великобритании (множество парламентских актов, принятых в разные века, их судебное толкование); -
Швеции (4 конституционных закона); -
Израиле (10 "Основных государственных законов").
По степени изменения, внесения поправок и дополнений5
-
Гибкие - Изменение гибких конституций достигается путем принятия обычного закона. -
Жесткие - конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США, Россия).
По степени соответствия или несоответствия существующимобщественным отношениям выделяются:
-
реальные конституции, адекватно отражающие существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств); -
фиктивные конституции, не отражающие существующих общественных отношений и зачастую являющиеся документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).
Конституция РФ принята путем всенародного референдума
12.12.93. По своей структуре Конституция РФ состоит'.
-
из преамбулы; -
раздела первого — собственно текста Конституции, включающего 137 статей; -
раздела второго — заключительных и переходных положений. Преамбула — торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от именимногонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи: -
ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями; -
осознание России частью мирового сообщества; -
гражданский мир и согласие; -
государственное единство; -
равноправие и самоопределение народов; -
незыблемость прав и свобод человека; -
демократические основы государства.
Детально данные принципы раскрываются в 137статьях
Конституции, сгруппированных в девяти главах:
-
"Основы конституционного строя"; -
"Права и свободы человека и гражданина"; -
"Федеративное устройство"; -
"Президент Российской Федерации"; -
"Федеральное Собрание"; -
"Правительство Российской Федерации"; -
"Судебная власть"; -
"Местное самоуправление"; -
"Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Конституция стабильна и имеет сверхжесткий характер — нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью.
Сверхжесткий характер Конституции РФ обеспечивается
очень сложным (даже по мировым стандартам) порядком ее изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.
Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее измененийможет исходить:
-
от Президента РФ; -
Правительства РФ; -
Государственной Думы ФС РФ (далее - Госдума); -
Совета Федерации ФС РФ; -
законодательных (представительных) органов субъектов РФ; -
не менее 1/5 депутатов Госдумы или членов Совета Федерации.
Новые названия субъектов РФ учитываются при переиздании текста Конституции РФ.
Основные поправки:
Сфера изменений | Изменение | Норма Конституции |
Судебная система | Добавили в систему судебной власти арбитражное судопроизводство. Раньше указывали только конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство | Ч. 2 cт. 118 |
Перечислили суды, которые составляют судебную систему, например, Верховный суд, арбитражные и мировые суды. Раньше суды не перечисляли | Ч. 3 ст. 118 | |
Ужесточили требования к судьям – они не должны иметь иностранного гражданства и вкладов за границей. Такое требование уже было в законодательстве | Ст.119 | |
Снизили состав Конституционного суда с 19 до 11 судей | Ч. 1 ст. 125 | |
Ввели дополнительные обязанности для Конституционного суда, например, должен проверять конституционность законов по запросу Президента | Ч. 5.1 ст. 125 | |
Разрешили сенаторам увольнять судей Конституционного и Верховного судов. Президент вправе предложить сенаторам отстранить от должности судей Конституционного и Верховного судов за поступки, порочащие честь и достоинство судьи. Сенаторы будут вправе прекратить полномочия судей | п. «е.3» ст. 83, п. «л» ч. 1 ст. 102 | |
| Разрешили Президенту обращаться в Конституционный суд до того, как подпишет закон, который одобрила Госдума. Если суд не подтвердит конституционность закона, то Президент возвращает его в парламент | Ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 |
Президент | Ограничили возможность занимать должность Президента в принципе более двух сроков – убрали слово «подряд». Правило не распространяется на действующего Президента. Конституционный суд согласился, что эта норма законна (заключение Конституционного суда от 16.03.2020 № 1-З) | Ч. 3 и 3.1 ст. 81 |
Ужесточили требования к кандидату в Президенты. Занимать должность Президента вправе человек, который прожил в России не менее 25 лет и не имеет иностранного гражданства | Ч. 2 ст. 81 | |
Ввели понятие единой публичной власти, в которую входит в том числе Президент. Еще в публичную власть входят органы государственной власти и органы местного самоуправления | Ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132 | |
Добавили полномочий Президенту. Так, Президент вправе уволить премьера без отставки Правительства. Ранее отставка премьера означала отставку всего Правительства | Ст. 83 | |
Продублировали положения о неприкосновенности Президента после отставки. Такая неприкосновенность уже установлена в Федеральном законе от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» | Ст. 92.1, 93 | |
Разрешили Президенту не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера. Раньше Президент обязан был распустить Госдуму | Ч. 4 ст. 111 | |
Обязали Президента поддерживать мир и согласие | Ч. 2 ст. 80 | |
Обязали Президента приносить присягу, в том числе в присутствии сенаторов | Ч. 2 ст. 82 | |
Госсовет | Положения о Госсовете внесли в Конституцию. Госсовет станет конституционным органом. Должны издать федеральный закон, который будет регулировать работу Госсовета. Президент образовал Госсовет Указом от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». Сейчас это неконституционный совещательный орган при Президенте. Председателем Госсовета выступает Президент, а членами – высшие чиновники, к примеру, председатели обеих палат, полпреды Президента в федеральных округах | П. «е.5» ст. 83 |
Федеральное собрание (ФС) | Ввели новое понятие – сенатор. В связи с этим по тексту Конституции много технических изменений – слова «члены Совета Федерации» заменяют на «сенаторы РФ». Например, обязали Президента приносить присягу не в присутствии членов Совета Федерации, а в присутствии сенаторов | ч. 2 ст. 82 |
Разрешили быть пожизненными сенаторами бывшим Президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной | Ч.2.ст.95 | |
Ужесточили требования к сенаторам. Стать сенатором можно после 30 лет, если нет иностранного гражданства и вкладов за границей | Ч.4.ст.95 | |
Установили срок для работы сенатором – шесть лет | Ч.6.ст.95 | |
Ужесточили требования к депутатам Госдумы. Избираться вправе человек, постоянно проживающий в России, без иностранного гражданства и без вкладов за границей | Ч.1.ст.97 | |
Запретили одновременно участвовать в обеих палатах ФС: быть депутатом Госдумы и сенатором | Ч.1.ст.97 | |
Ввели неприкосновенность для сенаторов | Ч.1.ст.98 | |
Разрешили совместно собираться обеим палатам, только чтобы прослушать послание Президента | ст.100 | |
Расширили полномочия сенаторов. Вправе лишать бывшего Президента неприкосновенности. Должны назначать Председателя Конституционного суда и согласовывать руководителей силовых ведомств | ст.102 | |
Расширили полномочия депутатов Госдумы, например, вправе выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности | ст.103 | |
Разрешили сенаторам направлять парламентские запросы руководителям любых государственных структур | ст.103.1 | |
Правительство | Ужесточили требования к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов. Занимать эти должности вправе человек после 30 лет, без иностранного гражданства и без вкладов за границей | Ч.4.ст.110 |
Изменили правила о том, как вступает в должность Председатель Правительства. Утверждать премьера будет Госдума. Раньше назначал Президент с согласия Госдумы | Ч.1.ст.111 | |
Обязали Госдуму утверждать заместителей премьера и федеральных министров. После этого Президент назначает их на должность. Одновременно разрешили Президенту распустить Госдуму, если три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров | Ст.112 | |
Ввели персональную ответственность премьера перед Президентом | Ст.113 | |
Ввели обязанности для Правительства, к примеру, должно защищать семью и инвалидов, развивать промышленность и предпринимательство и поддерживать волонтеров | Ч.1.ст.114 | |
Разрешили членам Правительства продолжить работу после отставки, если так решит Президент | Ст.117 | |
Федеральные чиновники | Ужесточили требования к руководителям федеральных государственных органов и регионов. Занимать эти должности вправе человек после 30 лет, без иностранного гражданства, без вкладов за границей | Ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78 |
Прокуратура | Продублировали основные понятия из Закона о прокуратуре – дали определение прокуратуры и указали, какие граждане вправе быть прокурорами | Ч. 1 и 2 ст. 129 |
Ввели правило, по которому Президент сам назначает генерального прокурора и региональных прокуроров после консультации с сенаторами. Раньше назначали сенаторы по представлению Президента | Ч. 3 и 4 ст. 129 | |
Местное самоуправление | Распространили федеральные законы на местное самоуправление | Ст.131 |
Обязали местное самоуправление обеспечивать население медицинской помощью | Ст.132 | |
Ограничения касаются: Президента; министров; членов Правительства; сенаторов; депутатов Госдумы; любых судей и прокуроров; высших должностных лиц регионов; Уполномоченного по правам человека; руководителей федеральных госорганов | Запретили: иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, позволяющий проживать в другой стране; владеть вкладами за границей; хранить ценности в зарубежных банках. Почти для всех запрет действовал и раньше, но сейчас его закрепили в Конституции. Для прокуроров и Уполномоченного по правам человека запрет ввели впервые | Ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95, ч. 1 ст. 97, п. «е» ч. 1 ст. 103, ч. 4 ст. 110, ст. 119, ч. 2 ст. 129 |
Территории в России | Разрешили создавать федеральные территории с назначением на них местной власти. Эти территории не будут входить в состав других регионов. Пока нет разъяснений о том, как будут формироваться такие территории | Ч. 1 ст. 67 |
Запретили действия, которые направлены на то, чтобы изменить границы России | Ч. 2.1 ст. 67 | |
Разрешили размещать отдельные федеральные органы власти за пределами Москвы | Ч. 2 ст. 70 | |
Социальные гарантии и экономический рост | Гарантировали оплату труда не менее прожиточного минимума | Ч. 5 ст. 75 |
Закрепили индексацию пенсии не реже одного раза в год | Ч.6 ст. 75 | |
Гарантировали обязательное социальное страхование и индексацию социальных выплат | Ч.7 ст. 75 | |
Обязали создавать экономический рост и повышать доверие между государством и гражданами | Ст. 75.1 | |
Международные отношения | Разрешили не исполнять решения межгосударственных органов, если они противоречат Конституции | Ст.79 |
Закрепили положение о том, что Россия обеспечивает и поддерживает международную безопасность | Ст.79.1 |
Основы Конституционного строя
Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции, и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституционного строя согласно Конституции РФявляются:
-
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; -
демократический характер государства; -
правовой характер государства; -
социальный характер государства; -
федеративная форма государственного устройства; -
республиканская форма правления; -
признание частной собственности, равенство всех форм собственности; -
суверенитет; -
единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.
Конституционные обязанности |
Основы МСУ |
Политические основы
Права человека.
Классификация прав и свобод человека;
Конституционные обязанности человека и гражданина; Гарантии прав и свобод человека.
Классификация прав и свобод человека;
Основные права человека делятся на три большие группы:
-
личные права; -
политические права; -
экономические, социальные и культурные права.
Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:
право на жизнь;
-
право на достоинство; -
право на свободу; -
право на личную неприкосновенность; -
право на неприкосновенность жилища; -
право на выбор места жительства и свободное передвижение; -
право на пользование родным языком и определение национальности; -
право на информацию и защиту информации; -
право на свободу совести; -
право на свободу мысли и слова; -
право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.