Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НОТАРИАТА
1.1 Правовой анализ теоретических подходов к определению понятия «нотариат» и его составу
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА
2.1 Проблемы нотариата как правого института
2.2 Электронный нотариат: зарубежный опыт и перспективы развития в России
Таким образом, включение вышеуказанных субъектов в состав нотариата, по нашему мнению, не основано на законе.
Некоторые авторы [15, с. 26] в систему органов нотариата включают органы юстиции и нотариальные палаты.
Для оценки правомерности данной позиции необходимо проанализировать полномочия и функции указанных органов в нотариальной сфере.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года (в ред. от 09.04.2018) № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [18] Минюст России через свои территориальные органы выполняет следующие функции в сфере нотариата:
- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
- наделяет нотариусов полномочиями;
- удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых в компетентные органы иностранных государств;
- в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
- совместно с Федеральной нотариальной палатой:
а) утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса;
б) образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на соответствующее решение квалификационной комиссии;
в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.
Также территориальные органы юстиции согласно ст. 33.1, 34 Основ законодательства РФ о нотариате осуществляют контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при совершении ими нотариальных действий.
По мнению А. Н. Миронова, осуществление государственного контроля за нотариальной деятельностью является основной функцией органов юстиции в области нотариата. «Тем самым государство не осуществляет непосредственного оперативного контроля за нотариатом, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Оперативный контроль за исполнением профессиональных обязанностей осуществляется органами юстиции в отношении государственных нотариусов... » [11, с. 30].
Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Полномочия нотариальной палаты определены ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате. Согласно данной норме права нотариальная палата представляет и защищает интересы частнопрактикующих нотариусов; оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на статус нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; ежегодно устанавливает размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и др.
Также к полномочиям нотариальной палаты, согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, относится контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой.
Таким образом, основными функциями органов юстиции и нотариальных палат являются, с одной стороны, организация нотариальной деятельности и защита прав ее участников, с другой — контроль за профессиональной деятельностью субъектов нотариата. Вместе с тем ни органы юстиции, ни нотариальные палаты не наделены правом на совершение нотариальных действий. С учетом изложенного полагаем, что при определении нотариата как системы субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, включение в состав нотариата органов юстиции и нотариальных палат является необоснованным.
1.2 Нотариальное право в РФ
Предметом данной статьи является нотариальное право, которое предлагается включить в систему права Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, в публикации двух известных ученых из Французской Республики [1, с. 45—51] (Ж.-Ф. Пие пу и Ж. Ягр) использован термин «профессиональное нотариальное право» [7]. Нам представляется, что подобный термин обязан своим существованием неточности перевода.
В публикации И.Г. Черемных обнаруживаем определение понятия «нотариальное право»: «Нотариальное право представляет собой самостоятельный элемент правовой системы России, а именно: комплексную отрасль права, обладающую свои предметом, методом, принципами и источниками правового регулирования. Нотариальное право — это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, а также отношения по государственному регулированию организации и нотариальной деятельности в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и обеспечения интересов государства и общества» [9, с. 233].
В коллективной учебной публикации обосновано следующее обобщающее суждение: «Таким образом, нотариальное право относится к числу комплексных отраслей права, объединяющих в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности, как материально-правовые, так и организационные и процедурно-процессуальные» [11, с. 33; 12, с. 44].
Т.Г. Калиниченко удалось определить конституционные основы и нотариального права и нотариального процесса в Российской Федерации [5, с. 13—18; 6, с. 13—18].
С. Смирнов, обратив внимание на «необходимость реформы нотариата в России», обусловливает развитие нотариального права как самостоятельной отрасли», высказывая несколько суждений: «На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что нотариальное право — это самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права»; «Как правило, сформировавшаяся отрасль права включается в перечень (номенклатуру) научных специальностей по юриспруденции»; «Нотариальное право как учебная дисциплина, к сожалению, не охватывается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, что не отвечает потребностям общества в развитии нотариата, подготовке высококвалифицированных специалистов. Справедливости ради следует отметить, что нотариальное право как учебную дисциплину изучают в профильных образовательных учреждениях: МГУ, МГЮА, МГИМО и многих других. Между тем обучение осуществляется на самых разных кафедрах. Поэтому необходимо изменение статуса нотариального права как учебной дисциплины»; «В юридической литературе обращается внимание на различные критерии построения системы законодательства. Многие ученые отмечают, что система законодательства, как и система права, строится по отраслевому признаку. Нотариальное право как отрасль законодательства совпадает с соответствующей отраслью права. Это важный фактор стабильности функционирования нотариального права как отрасли. Следует отметить, что для государств романо-германской правовой системы, к которой относится и Россия, характерно то, что каждой отрасли соответствует кодифицированный нормативный правовой акт. Для РФ это, как правило, кодекс. Высказываются предложения о подготовке такого кодифицированного нормативно-правового акта и по нотариальному праву»; «Если отрасль как учебная дисциплина определена в государственном образовательном стандарте, отрасли системы наук о праве и государстве установлены в номенклатуре специальностей научных работников, а отрасль системы законодательства — в классификаторе правовых актов, то отрасль права как правовая общность не формализована, на практике нет единого перечня отраслей права. Представляется, необходимо разработать такой реестр отраслей права» [8].
В.В. Ярков сфокусировал внимание на «субъектах нотариального права»: «Правосубъектность участников нотариального производства. Для характеристики правового положения участников нотариального права также необходимо наличие правоспособности и дееспособности, содержание которых выводится из соответствующих отраслей права, прежде всего гражданского, определяющего статус субъектов гражданского оборота. Поэтому в настоящей статье нет смысла повторять положения курса гражданского права о гражданской правоспособности и дееспособности, которые не имеют специфики выражения в нотариальном праве» [10].
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно включения в систему права Российской Федерации нотариального права предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации1 [2, с. 119—123].
В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов [3; 4, с. 27—30]: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. [13].
Во исполнение названного нормативного правового акта приняты подзаконные нормативные правовые акты: Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе» № 275 от 26 ноября 2008 г. [14]; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» № 78 от 16 апреля 2014 г. [15]; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе» № 12 от 22 января 2016 г. [16].
В отдельных субъектах Российской Федерации действуют законы этих же субъектов Российской Федерации об организации и деятельности нотариата. Так, в городе Москве, как субъекте Российской Федерации, действует Закон г. Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2006 г. («Нотариат в городе Москве ... как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» — ст. 1) [17].
Таким образом, сведение воедино правовых норм об организации и деятельности нотариата в один нормативный правовой акт и последующее включении в систему права Российской Федерации самостоятельной отрасли права — нотариальное право — представляется необоснованным.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, результаты научных исследований об обособление совокупности правовых норм об организации и деятельности нотариата в самостоятельную отрасль права — нотариальное право необходимо признать несовершенными.
Во-вторых, организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации необходимо урегулировать в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ.
В-третьих, федеральным законом РФ об организации и деятельности нотариата мог бы быть Федеральный закон РФ «Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации».
В-четвертых, в субъектах Российской Федерации целесообразно принять нормативные правовые акты об особенностях организации и деятельности нотариата (например, Закон Московской области «Об особенностях организации и деятельности нотариата в Московской области».
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА
2.1 Проблемы нотариата как правого института
На современном этапе развития российского законодательства можно отметить недоработку законодательных основ, как общей системы права, так и пробелы в институте нотариата. Как подчеркивают многие ученые-правоведы, профессия нотариуса особенно ответственна и многогранна.
Во избежание неправомерных и недействительных сделок как односторонних, так и многосторонних, нотариусу следует внимательно проверить подлинность, предоставленных документов граждан, которые обратились за каким-либо нотариальным действиям, и только после того как нотариус убедится в подлинности документов, он может приступать к исполнению своей работы. Нотариус вправе усомниться в достоверности того или иного документа и отказать в совершении нотариального действия. Как показывает практика, зачастую недобросовестные клиенты нотариуса при желании совершить мошеннические действия, прибегают к поддельным документам. К примеру, чаще всего подделываются документы, удостоверяющие личность. Это могут быть механические исправления в документах, опечатки, без подтверждения и печати выдающего тот или иной документ органа, и другие деформации, которые могут повлечь за собой недействительные нотариальные действия. Так, мошенник, выдавая себя за другого человека, желает от его имени совершить сделку купли-продажи недвижимости или же выдать доверенность кому-либо на совершение этого действия. Но при ответственном отношении к своей профессии и работе, нотариус обязан отказать таким гражданам в оказании той или иной услуги. Так согласно статье 169 ГК РФ «если же сделка совершенна с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, то она признается ничтожной». А также вторым условием для признания сделки недействительной является противоправный.