ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, включение вышеуказанных субъек­тов в состав нотариата, по нашему мнению, не основано на законе.

Некоторые авторы [15, с. 26] в систему органов нота­риата включают органы юстиции и нотариальные палаты.

Для оценки правомерности данной позиции необходи­мо проанализировать полномочия и функции указанных органов в нотариальной сфере.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года (в ред. от 09.04.2018) № 1313 «Вопросы Мини­стерства юстиции Российской Федерации» [18] Минюст России через свои территориальные органы выполняет сле­дующие функции в сфере нотариата:

  1. открывает и упраздняет государственные нотариаль­ные конторы в субъектах РФ;
  2. наделяет нотариусов полномочиями;
  3. удостоверяет подлинность подписи нотариуса и от­тиска его печати при легализации документов, представля­емых в компетентные органы иностранных государств;
  4. в соответствии с законодательством РФ осуществля­ет контроль за исполнением нотариусами профессиональ­ных обязанностей;
  5. совместно с Федеральной нотариальной палатой:

а) утверждает порядок определения количества долж­ностей нотариусов в нотариальном округе, изменения тер­ритории деятельности нотариуса, учреждения и ликвида­ции должности нотариуса;

б) образует апелляционную комиссию по рассмотре­нию жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотари­альной деятельностью, не допущенных к сдаче квалифика­ционного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на со­ответствующее решение квалификационной комиссии;

в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.

Также территориальные органы юстиции согласно ст. 33.1, 34 Основ законодательства РФ о нотариате осу­ществляют контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также глав местных администраций и специ­ально уполномоченных должностных лиц местного само­управления при совершении ими нотариальных действий.

По мнению А. Н. Миронова, осуществление государственного контроля за нотариальной деятельностью является основной функцией органов юстиции в области нотариата. «Тем самым государство не осуществляет непосредственного оперативного контроля за нотариатом, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Оперативный контроль за исполнением профессиональных обязанностей осуществляется органами юстиции в отношении государственных нотариусов... » [11, с. 30].


Нотариальная палата является некоммерческой органи­зацией, представляющей собой профессиональное объеди­нение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Полномочия нотариальной палаты определены ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате. Согласно данной норме права нотариальная палата представляет и защища­ет интересы частнопрактикующих нотариусов; оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на статус нотариуса, и повышение профессиональной под­готовки нотариусов; ежегодно устанавливает размеры пла­ты за оказание нотариусами услуг правового и техническо­го характера и др.

Также к полномочиям нотариальной палаты, согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, относится контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой.

Таким образом, основными функциями органов юсти­ции и нотариальных палат являются, с одной стороны, ор­ганизация нотариальной деятельности и защита прав ее участников, с другой — контроль за профессиональной де­ятельностью субъектов нотариата. Вместе с тем ни органы юстиции, ни нотариальные палаты не наделены правом на совершение нотариальных действий. С учетом изложен­ного полагаем, что при определении нотариата как системы субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, включение в состав нотариата органов юстиции и нотариальных палат является необоснованным.

1.2 Нотариальное право в РФ

Предметом данной статьи является нотариаль­ное право, которое предлагается включить в систе­му права Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, в публикации двух известных ученых из Французской Республики [1, с. 45—51] (Ж.-Ф. Пие пу и Ж. Ягр) использован термин «профессиональ­ное нотариальное право» [7]. Нам представляется, что подобный термин обязан своим существовани­ем неточности перевода.

В публикации И.Г. Черемных обнаруживаем определение понятия «нотариальное право»: «Но­тариальное право представляет собой самостоя­тельный элемент правовой системы России, а имен­но: комплексную отрасль права, обладающую свои предметом, методом, принципами и источниками правового регулирования. Нотариальное право — это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, а также отношения по государствен­ному регулированию организации и нотариальной деятельности в целях защиты прав и законных ин­тересов граждан и юридических лиц и обеспечения интересов государства и общества» [9, с. 233].


В коллективной учебной публикации обосно­вано следующее обобщающее суждение: «Таким образом, нотариальное право относится к числу комплексных отраслей права, объединяющих в себе нормы самой различной отраслевой принадлежно­сти, как материально-правовые, так и организаци­онные и процедурно-процессуальные» [11, с. 33; 12, с. 44].

Т.Г. Калиниченко удалось определить консти­туционные основы и нотариального права и нота­риального процесса в Российской Федерации [5, с. 13—18; 6, с. 13—18].

С. Смирнов, обратив внимание на «необходи­мость реформы нотариата в России», обусловливает развитие нотариального права как самостоятельной отрасли», высказывая несколько суждений: «На ос­нове проведенного анализа можно сделать вывод, что нотариальное право — это самостоятельная от­расль системы российского права, которая представ­ляет собой совокупность правовых норм, регулиру­ющих общественные отношения по поводу нотари­альной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками пра­ва»; «Как правило, сформировавшаяся отрасль пра­ва включается в перечень (номенклатуру) научных специальностей по юриспруденции»; «Нотариаль­ное право как учебная дисциплина, к сожалению, не охватывается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образо­вания, что не отвечает потребностям общества в развитии нотариата, подготовке высококвалифици­рованных специалистов. Справедливости ради сле­дует отметить, что нотариальное право как учебную дисциплину изучают в профильных образователь­ных учреждениях: МГУ, МГЮА, МГИМО и многих других. Между тем обучение осуществляется на са­мых разных кафедрах. Поэтому необходимо измене­ние статуса нотариального права как учебной дис­циплины»; «В юридической литературе обращается внимание на различные критерии построения си­стемы законодательства. Многие ученые отмечают, что система законодательства, как и система права, строится по отраслевому признаку. Нотариальное право как отрасль законодательства совпадает с со­ответствующей отраслью права. Это важный фак­тор стабильности функционирования нотариаль­ного права как отрасли. Следует отметить, что для государств романо-германской правовой системы, к которой относится и Россия, характерно то, что каж­дой отрасли соответствует кодифицированный нор­мативный правовой акт. Для РФ это, как правило, кодекс. Высказываются предложения о подготовке такого кодифицированного нормативно-правового акта и по нотариальному праву»; «Если отрасль как учебная дисциплина определена в государственном образовательном стандарте, отрасли системы наук о праве и государстве установлены в номенклатуре специальностей научных работников, а отрасль си­стемы законодательства — в классификаторе право­вых актов, то отрасль права как правовая общность не формализована, на практике нет единого перечня отраслей права. Представляется, необходимо разра­ботать такой реестр отраслей права» [8].


В.В. Ярков сфокусировал внимание на «субъ­ектах нотариального права»: «Правосубъектность участников нотариального производства. Для ха­рактеристики правового положения участников нотариального права также необходимо наличие правоспособности и дееспособности, содержание которых выводится из соответствующих отраслей права, прежде всего гражданского, определяющего статус субъектов гражданского оборота. Поэтому в настоящей статье нет смысла повторять положения курса гражданского права о гражданской право­способности и дееспособности, которые не имеют специфики выражения в нотариальном праве» [10].

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно включения в си­стему права Российской Федерации нотариального права предопределяют и несовершенство законода­тельства Российской Федерации1 [2, с. 119—123].

В первую очередь обращаем внимание на нор­мативный правовой акт с трудно определяемым ме­стом в системе нормативных правовых актов [3; 4, с. 27—30]: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. [13].

Во исполнение названного нормативного пра­вового акта приняты подзаконные нормативные правовые акты: Приказ Минюста РФ «Об утверж­дении Порядка определения количества должно­стей нотариусов в нотариальном округе» № 275 от 26 ноября 2008 г. [14]; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Правил нотариального делопроизвод­ства» № 78 от 16 апреля 2014 г. [15]; Приказ Ми­нюста РФ «Об утверждении Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государ­ственной нотариальной конторе» № 12 от 22 января 2016 г. [16].

В отдельных субъектах Российской Федерации действуют законы этих же субъектов Российской Федерации об организации и деятельности нотари­ата. Так, в городе Москве, как субъекте Российской Федерации, действует Закон г. Москвы «Об органи­зации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2006 г. («Нотариат в городе Москве ... как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения но­тариусами предусмотренных законодательными ак­тами нотариальных действий от имени Российской Федерации» — ст. 1) [17].

Таким образом, сведение воедино правовых норм об организации и деятельности нотариата в один нормативный правовой акт и последующее включении в систему права Российской Федерации самостоятельной отрасли права — нотариальное право — представляется необоснованным.


Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, результаты научных исследований об обособление совокупности правовых норм об организации и деятельности нотариата в самостоя­тельную отрасль права — нотариальное право не­обходимо признать несовершенными.

Во-вторых, организацию и деятельность нотари­ата в Российской Федерации необходимо урегулиро­вать в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ.

В-третьих, федеральным законом РФ об органи­зации и деятельности нотариата мог бы быть Феде­ральный закон РФ «Об основах нотариальной дея­тельности в Российской Федерации».

В-четвертых, в субъектах Российской Федера­ции целесообразно принять нормативные правовые акты об особенностях организации и деятельности нотариата (например, Закон Московской области «Об особенностях организации и деятельности но­тариата в Московской области».

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА

2.1 Проблемы нотариата как правого института

На современном этапе развития российского законодательства можно отметить недоработку за­конодательных основ, как общей системы права, так и пробелы в институте нотариата. Как подчерки­вают многие ученые-правоведы, профессия нотариуса особенно ответственна и многогранна.

Во избежание неправомерных и недействительных сделок как односторонних, так и многосторонних, нотариусу следует внимательно проверить подлинность, предоставленных документов граждан, которые обратились за каким-либо нотариальным действиям, и только после того как нотариус убедится в подлин­ности документов, он может приступать к исполнению своей работы. Нотариус вправе усомниться в досто­верности того или иного документа и отказать в совершении нотариального действия. Как показывает прак­тика, зачастую недобросовестные клиенты нотариуса при желании совершить мошеннические действия, прибегают к поддельным документам. К примеру, чаще всего подделываются документы, удостоверяющие личность. Это могут быть механические исправления в документах, опечатки, без подтверждения и печати выдающего тот или иной документ органа, и другие деформации, которые могут повлечь за собой недей­ствительные нотариальные действия. Так, мошенник, выдавая себя за другого человека, желает от его имени совершить сделку купли-продажи недвижимости или же выдать доверенность кому-либо на совер­шение этого действия. Но при ответственном отношении к своей профессии и работе, нотариус обязан от­казать таким гражданам в оказании той или иной услуги. Так согласно статье 169 ГК РФ «если же сделка совершенна с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, то она признается ничтожной». А также вторым условием для признания сделки недействительной является противоправный.