Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Перспективы развития валютной системы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Перспективы развития валютной системы в РФ

Бегство капитала из России связано в первую очередь с плохим инвестиционным климатом, чрезмерным распространением воровства и коррупции, низкой эффективностью инвестиционных проектов, неурегулированностью отношений собственности, недоверием к российским государственным финансовым органам и коммерческим банкам и лишь в минимальной степени - с режимом валютного регулирования.

Достижение установленного норматива обязательной продажи валютной выручки зависит от решения целого комплекса проблем, среди которых и бегство капитала из страны, и неопытность многих российских экспортеров, и недоверие к российским банкам, наконец, недостаточная эффективность администрирования.

Органы валютного регулирования могут и должны принимать участие (и нести ответственность) в решении этой задачи только в части качества администрирования установленных правил внешнеэкономических и валютных операций. Действительно, в отношении качества администрирования имеются большие резервы, однако это не может служить причиной отмены самих правил[26].

Дополнительные трансакционные издержки экспортеров в силу их крайней незначительности в общей величине издержек вряд ли могут создавать значимую проблему даже на микроуровне. Более того, при сложившейся тенденции постепенного укрепления реального курса рубля эффективное управление свободными рублевыми остатками позволяет более чем компенсировать дополнительные издержки, связанные с обязательной продажей валютной выручки.

Действующий норматив обязательной продажи валютной выручки в условиях огромного положительного сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных резервов, а с другой – к образованию избыточной рублевой ликвидности, безусловно, представляющей угрозу для макроэкономической стабильности, прежде всего, в смысле потери контроля за инфляцией.

Существуют, по меньшей мере, три способа борьбы с ней.

Первый состоит в проведении политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Учитывая высокую стоимость обслуживания внешнего долга РФ, такой способ достаточно эффективен, но имеет жесткое ограничение со стороны доходов федерального бюджета. Соответственно этот способ не может решить проблему избыточной ликвидности в коммерческом секторе экономики, если одновременно не предпринимать масштабных внутренних заимствований с целью рефинансирования внешнего долга[27].


Второй, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. Если же капиталы будут направлены на реальный импорт или конвертацию в рубли, то проблема избыточной ликвидности останется столь же острой. Заметим, что действующая система валютного регулирования никоим образом не препятствует экспортерам конвертировать рубли, полученные от обязательной продажи валютной выручки, в валюту для целей импорта.

И наконец, третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный (в действующих условиях) капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.

Таким образом, в данной главе описывается, что при принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.

В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен.

Для того, чтобы превратить ряд негативных оценок государственной политики регулирования валютного курса национальной валюты в РФ в позитивные, необходимо: создать положение о срочной реализации антикризисных мер в экономике и на валютном рынке России[28].

Таким образом, можно сделать вывод, что валютная система – это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и формы их организации, а также соотношение таких понятий, как валютный механизм и валютные отношения. Основные элементы валютной системы в своем единстве создают крепкую платформу для успешного функционирования и стабильного развития финансово-экономической системы страны. Государство берет на себя ответственность за валютное регулирование и валютный контроль. Основные положения и доктринальные установки содержит в себе Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Важными элементами валютной системы являются также национальная государственная валютная единица и режим курса национальной валюты[29].


Подводя итог по данной главе, отметим, что в валютной системе вообще и валютной системе России в частности следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.

Заключение

Достижение эффективного механизма валютного регулирования можно достичь путём использования различных административных и  рыночных инструментов, на которые опираются многие страны. Но так как валютное регулирование и валютный контроль, оказывают весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, то их развитие должно отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере могут привести к негативным последствиям.

На последнем этапе развития валютного регулирования Правительством РФ и Банком России в сжатые сроки был реализован комплекс мер, позволяющих плавно перейти от запрета на проведение валютных операций к режиму учёта и мониторинга внешнеторговой и инвестиционной деятельности российских участников ВЭД, но тут также существуют как свои плюсы, так и минусы.

В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами.  Но одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. Однако проблема валютного регулирования, требует доводов, почему необходимо изменить существующий режим валютного регулирования.


При принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия. 

В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.

Изменение режима валютного регулирования  может привести к возникновению инфляции, но ее можно контролировать посредством проведения политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Второй способ, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. И третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы. 

Таким образом, нашему государству необходимо создать комплексную систему валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивающую гибкий подход к решению проблем, возникающих в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции, как на внутреннем валютном рынке, так и во внешнеэкономической сфере.

Библиография

1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.


2. Алексеев, Н.П. Модернизация и трансформация валютного регулирования и валютного контроля в России [Текст]/ Н.П. Алексеев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016, - № 4. - С. 66-70.

3. Артемов Н.М. Валютные ограничения. [Текст]: Учебник/ Н.М. Артемов. -М., 2016. - С. - 5.

4. Батычко, В.Т. Финансовое право [Текст]: учебник / под ред. В.Т. Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2017. – 755 с.

5. Батанов Е.Г. Чрезвычайные меры валютного регулирования: правовая процедура и принципы применения [Текст]// Финансовое право. - 2017. - №5. – С. 24.

6. Вашкович, Н.Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России [Текст]/ Н. Ю. Вашкович // Вестник Санкт-Петербургского унив-та МВД России. - 2016. - №2 (38). - С. 163-166.

7. Ивантер, В.В, В.С. Панфилов, [и др.] Валютный рынок России: оценка сценариев развития на перспективу [Текст]// Экономическая политика, 2014. - С. 3-22.

8. Кальней, М.Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации [Текст]/ М. Г. Кальней // Вестник Омского ун-та. - Серия «Право». - 2016. - № 3 (12). - С. 125–128.

9. Красавина, Л. Н. Валютные проблемы инновационного развития экономики России [Текст]/ Л. Н. Красавина // Деньги и кредит, - 2016. - № 6. С. 4–28.

10. Круглова, Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации [Текст]/ Н.В. Круглова // Вестник Ярославского гос. унив-та им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. - № 3. - С. 150-154.

11. Красавина, Л. Н. Мировой опыт регулирования интернационализации национальных валют и его значение для России [Текст]/ Л. Н. Красавина // Деньги и кредит, - 2016. - № 9. - С. 9-17.

12. Красавина, Л. Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы [Текст]/ Л.Н. Красавина // Век глобализации. 2016. - № 1. – С. 23.

13. Кличева, Н. В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей [Текст]: дис. ... канд. эк. Наук / Н. В. Кличева. - Москва, РГТУ – 2015. - С.37-39.

14. Литуев, В. Н. Европейский долговой кризис: состояние, тенденции, регулирование [Текст]/ В.Н. Литуев // Деньги и кредит. - 2016. - № 5.

15. Мовсесян, А. Г., Огинцев, С. Б. Международные валютно-кредитные отношения [Текст]: Учебник/ А.Г. Мовсесян.- М.: ИНФРА, 2015. - 312 с.

16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь [Текст]. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. - 495 с.

17. Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование и контроль трансграничных валютных операций [Текст] / под науч. ред. проф. Ю.В. Рожкова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015.- 164 с.