Файл: Система источников предпринимательского права в современной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Решения органов коммерческих организации как источник предпринимательского права

Согласно наиболее устоявшейся теории возникновения юридического лица - теории фикций, указанный субъект лишь умозрительная, а не реальная конструкция, воля и деятельность которой, между тем, для обеспечения нормального функционирования, все же должна получить свое внешнее воплощение.

Волеобразование и волеизъявление любой организации всегда нуждается в законченном оформлении в виде специального решения, выработанного и оформленного по установленной процедуре и направленного на установление локальных правовых норм, или возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в интересах достижения целей, ради которых она создана. Такая «материализация» очень долго ускользала от внимания законодателя, что самым негативным образом отразилось на этой сфере. Это обусловило и столь значительное реформирование ГК РФ.

Впервые в ГК РФ введена глава, регулирующая такой вид юридических актов, как решения собраний. Появление этой главы было обусловлено обширной практикой по оспариванию решений собраний разного рода, от общих собраний акционеров до собраний членов товариществ собственников жилья. Возникновение в ГК РФ общих положений о решениях собраний определило не только место данного правового явления в гражданском праве, но и показало значимость указанного юридического явления. Существенно обновлено и скорректировано законодательство и в отношении признания актов органов юридических лиц недействительными, введены, по крайней мере, на первый взгляд, действенные институты ответственности органов организации за вред, причиненный представляемому субъекту и т.д. В целом, в процессе реформы учтены потребности гражданского оборота, устранены значительные законодательные пробелы. Не умаляя важности, необходимости и ценности проводимой реформы, позволим себе заметить, что некоторые нововведения нельзя воспринимать как однозначно положительные. Изучение настоящего положения вещей и перспектив их дальнейшего развития - одна из актуальнейших задач права на сегодняшний день.

В целом же воля органа управления должна получить свою объективированную форму. Между тем, анализ литературы позволяет говорить о распространенности исследований не в отношении решений, а так называемых «актов органа управления юридического лица», т.е. «направленных на управление деятельностью юридического лица документально оформленный, принятый в форме, в порядке и в пределах компетенции, установленных законом и (или) учредительными документами юридического лица, юридический акт, влекущий последствия нормативного или ненормативного правового характера».


Отметим, что среди специалистов нет единого мнения о принципальной возможности отнесения локальных актов к системе источников права. Нормативность внутренних документов, конечно, носит локальный, ограниченный рамками корпорации характер. Отнесение внутренних документов, принятых органами управления самой корпорации, к числу источников корпоративного права обусловлено регулированием этими документами большого числа внутрикорпоративных отношений.

Принимаемые корпорациями не противоречащие законодательству внутренние документы имеют обязательную силу для всех субъектов: членов органов управления и контроля, участников, самого хозяйственного общества, внутренние документы, принятые в соответствии с законодательством, должны иметь обязательную силу и для арбитражных судов, в частности, при рассмотрении любых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, например, из взаимоотношений хозяйственного общества и его участников. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 27 апреля 2010 г. № 67/10 по делу N° А40-13353/09-158-149 указал, что «закон не исключает возможности заявления акционерами требований о признании противоречащими закону локальных актов, принятых общим собранием акционеров».

Таким образом, значение локальных актов коммерческих организаций проявляется в их существенном характере в регламентации предпринимательских, особенно внутрихозяйственных отношений.

Заключение

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

Конституция РФ - основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.


Виды законов:

а) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;
б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,
в) законы субъектов Российской Федерации - нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы подразделяются на:

регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. 

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая)" от 31.07.1998 No146-ФЗ (ред. От 15.02.2016).

3. Алексеева Д. Г., Андреева Л. В., Андреев В. К. Российское предпринимательское право // М.: Велби, Проспект, 2010. - 1072 с. 

4. Дойников И.В. Актуальные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права: учеб. пособие для вузов / И.В. Дойников. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 208 с. 

5. Дойников И.В. Социальная ответственность предпринимателей: проблемы изучения интегрального общества в курсе «Предпринимательское право» / И.В. Дойников // Сборник докладов на VI ежегодной международной научно-практической конференции памяти Н.М. Коршунова. - М., 2016. - C. 299--302.

6. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов / рук. междисципл. проекта и науч. ред. О.Т. Богомолов. - М., 2010. -800 с. 

7. Общая теория государства и права: Академический курс в 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма Инфра-М: 2013.

8. Ремизов П.В. О роли критики законодательства в стратегии законотворчества // Юридическая техника. 2015. No 9. С. 619—621.

9. Субботин А.М. Административно-деликтное законодательство: актуальные проблемы юридической техники // Юридическая техника. 2015. No 9. С. 744—745.

10. Ширшова Н. Ю. Предпринимательство в современной экономике// Российское предпринимательство. -No 9. - 2006.