Файл: Индивидуальное предпринимательство (Индивидуальное предпринимательство в экономике Ульяновской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. В соответствии с п.4 ст. 23 ГК РФ гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но при этом не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет права ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что не является предпринимателем.

К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, должны исполнять обязательства и обязанности как индивидуальные предприниматели.

Таким образом, чтобы дееспособное физическое лицо (гражданин) приобрело статус индивидуального предпринимателя, оно должно получить свидетельство о государственной регистрации в территориальном органе Федеральной налоговой службы.

Сейчас права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальных предприниматель.

Например, он может осуществлять наем работников на основе договора подряда, комиссии, поручения и др., заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законом.


Государственная политика в отношении поддержки развития субъектов предпринимательства в России находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации и финансовых возможностей государственного бюджета.

В качестве государственных механизмов создания экономических условий для развития предпринимательства практикуются следующие: приватизация; система специальных налоговых режимов; государственный заказ; гарантии государства по займам и кредитам предприятий; финансовая поддержка инновационной и инвестиционной активности предпринимателей; формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства; организация подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.[16]

К сожалению, на деле, несмотря на такой обширный перечень возможностей господдержки, вести бизнес в России не так легко. Зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию. Попробуем разобраться, почему сложилась такая ситуация.

Основными представителями малого бизнеса в России, как мы уже выяснили выше, являются индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время сталкиваются с многочисленными проблемами на пути становления и развития своего дела.

С 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», который увеличил фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование 17208,25 руб. (в 2014 году) до 36664,66 руб., или более чем в два раза.

Данное решение привело к значительному сокращению количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За период с декабря 2014 года по сентябрь 2013 года оно достигло 516,9 тыс. человек, что составляет 12,5% от числа ИП, зарегистрированных на 1 декабря 2014 года[17]. На учет в 2013 году встало всего 209857 предпринимателей.

В 2012 году сумма страхового взноса составляла 4,5 тысячи рублей, в 2013 году ее увеличили до 9 тысяч рублей, а в уже в 2014 году – снова подняли в два раза.


Для многих законопослушных предпринимателей, ведущих свой бизнес на грани рентабельности, такие налоги оказались неподъемными, и они были вынуждены пополнить ряды безработных или уйти «в тень».

Одновременно с этим событием представители малого бизнеса оказались вынуждены вести полноценный бухгалтерский учет вместо существующих ранее упрощенных схем. Увеличение количества отчетности повлекло за собой рост числа контролирующих и проверяющих органов и, таким образом, еще большую финансовую нагрузку на малый бизнес.

Падение числа предпринимателей удалось остановить после вступления в силу 1 января 2014 года закона о двукратном сокращении страховых взносов для предпринимателей, зарабатывающих менее 300 тысяч рублей в год. Таким образом, если доход предпринимателя за год не превышает 300 тыс. рублей – сумма взноса на пенсионное страхование рассчитывается из одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Годовой платеж в Пенсионный фонд за 2014 год при МРОТ 5 554 руб. и тарифе пенсионных взносов 26 % составляет 17 328,48 руб. (5 554 руб. х 26% х12 месяцев).

При годовом доходе свыше 300 тыс. рублей размер взноса на пенсионное страхование исчисляется из одного МРОТ плюс 1% от суммы превышения этой величины, но не более чем с 8 МРОТ. Например, если доход предпринимателя в 2014 году составит 450 000 руб., то сумма взносов в ПФР будет равна 18 828,48 руб. (17 328,48 руб. + (450 000 руб. - 300 000 руб.) х 1%)[18].

В 2014 году число предпринимателей выросло на четверть и составило 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны, говорится в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY.

Основная причина: улучшение условий для ведения бизнеса. В то же время растет и число «вынужденных предпринимателей», у которых нет других вариантов заработать на жизнь, и это является показателем неблагополучия в экономике.

В то же время, выяснили исследователи, в России высокая доля так называемых вынужденных предпринимателей (около 40% создают бизнес потому, что нет других вариантов заработать на жизнь), и это является показателем неблагополучия в экономике.

Также исследователи выяснили: несмотря на то что в России создается аналогичное европейским странам число предприятий, они быстро умирают. Так, большинство создаваемых в России организаций малого бизнеса не могут преодолеть начального этапа своего развития. Лишь 3,4% из них существуют на рынке более трех лет, что по-прежнему остается одним из самых низких показателей среди стран-участниц проекта. В странах со схожим количеством предпринимателей этот показатель выше: в Норвегии число предпринимателей, чей бизнес существует на рынке более трех лет, составляет 6,15% взрослого трудоспособного населения, в Финляндии – 6,65%, Испании – 8,39%, а в Греции – 12,6%.


Финансовые причины являются основным фактором закрытия бизнеса. Около 40% респондентов констатировали, что были вынуждены закрыть бизнес из-за его нерентабельности. Также в России свой бизнес в основном открывают те, кто не смог устроиться наемным работником в соответствии со своими предпочтениями[19].

Глава 2. Индивидуальное предпринимательство в экономике Ульяновской области

2.1 Особенности и тенденции развития

Наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли, где в 2013 году осуществляла свою деятельность наибольшая часть малых предприятий (36,8%), по виду деятельности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 3343 (19,6% от общего количества малых предприятий), в обрабатывающих производствах - 2180 малых предприятий (12,7%), в строительстве - 1782 предприятия, или (10,4%).

В обрабатывающих производствах наибольшая доля малых предприятий, занимается производством пищевых продуктов, включая напитки (12,9%), металлургическим производством и производством готовых металлических изделий (11,6%), обработкой древесины и производством изделий из дерева (11,3%) (рисунок 2.1)

\

Рисунок 2.1

Распределение количества малых предприятий по видам экономической деятельности в 2013 году (в процентах)[20]

Из других видов деятельности, гостиницы и рестораны – 3,1%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,6%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,4%).

Для индивидуальных предпринимателей картина похожая.

В приведенной ниже таблице увидим распределение количества ИП по годам по отраслям деятельности.

Таблица 2.1 Количество ИП по годам и отраслям деятельности

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2012

2013

2014

2013

Сельское хозяйство

480

688

816

931

984

2162

3754

2756

1913

1493

Промышленность

1057

1508

1743

1958

2168

2354

2724

2876

2725

2255

Производство и распределение энергии

3

6

10

15

15

17

16

18

15

13

Строительство

177

286

289

370

502

624

802

877

898

717

Торговля оптовая и розничная

12615

16511

17621

19207

20306

20709

20191

19294

18387

15731

Гостиницы и рестораны

144

201

222

254

273

324

374

435

459

422

Транспорт, связь

1389

1881

2172

2497

2926

3022

3156

3360

3575

2794

Финансовая деятельность

28

40

82

139

181

187

240

257

276

215

Операции с недвижимым имуществом

991

1429

1761

2218

2735

3078

3370

3431

3522

2712

Образование

34

50

62

74

80

98

117

118

126

100

Здравоохранение

218

276

268

268

266

251

236

213

204

165

Предоставление прочих коммунальных услуг

605

868

1124

1335

1547

1754

1986

2001

1960

1573

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

4

4

5

6

6

4

16

12

10

6

Рыболовство, рыбоводство

14

16

41

52

42

54

56

61

54

41

Государственное управление

7

12

15

12

13

15

10

10

9

5


Из таблицы выше мы видим, что в 2013 году доля предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей составляет 54,4%, а, к примеру, сельским хозяйством всего 5,1%, доля производства – 7,7% и т.д.

Естественно, что такая ситуация имеет место не только В Ульяновском регионе, но и по всей стране.

Большинство начинающих предпринимателей воспринимают производство, как наиболее сложную и наименее привлекательную сферу бизнеса. И, нужно сказать, что такое общественное мнение сложилось небезосновательно. Производить товары не сложно, намного сложнее их потом продать. И еще сложнее продать их выгодно по интересной производителю цене. Это сделать особенно проблематично, когда речь идет о производстве давно известных товаров.

С одной стороны, все процессы, технологии, каналы сбыта уже известны. С другой, на этом пути молодой бизнесмен встретит огромное количество конкурентов. И вот тут начнется самое сложное. Чтобы пробиться среди десятков, а быть может и сотен, производителей однотипной продукции, нужно чем-то заинтересовать, зацепить потребителя. Сделать это можно при помощи улучшенных характеристик товара, внедрения новых «фишек», предложения более низкой стоимости (в отдельных случаях, наоборот, может сыграть более высокая цена). Вот только все эти шаги увеличивают себестоимость готового продукта и снижают общую рентабельность производства.

Получается, что производить уже знакомые аудитории товары, чаще всего, не выгодно. Намного лучше сосредоточиться на создании нового уникального продукта, который удовлетворит потребность клиентской аудитории. Помните, что далеко не всегда спрос рождает предложение. Может быть наоборот – предложение может дать толчок в развитии спроса на новый товар или услугу.

Конечно же, разработка и последующий запуск нового товара на рынок – это всегда большой риск и огромные финансовые вложения. Но именно такой бизнес в долгосрочной перспективе принесет максимальную прибыль и известность своему основателю. Вспомните Била Гейтса, Стива Джобса, Генри Форда: все они старались идти по самому сложному пути – по пути инноватора. Они начинали с малого – с обычной идеи. И постепенно, несмотря на множество неудач, шли к успеху.

Бизнес в сфере производства, в отличие от торговли и оказания услуг, является долгосрочным. Здесь не всегда получается быстро (максимум, за год) «отбить» вложения. Но если область деятельности будет выбрана грамотно, то владелец предприятия обеспечит себя и свою семью на долгие годы вперед.