Файл: Индивидуальное предпринимательство (Индивидуальное предпринимательство в экономике Ульяновской области).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Индивидуальное предпринимательство как резерв экономического развития
1.1 Понятие, сущность и социальная роль предпринимательской деятельности
1.2 Социально-экономическое положение предпринимательства в современной России
Глава 2. Индивидуальное предпринимательство в экономике Ульяновской области
2.1 Особенности и тенденции развития
Главным минусом производства, в сравнении все с услугами или торговлей, является неспособность быстрого изменения, в соответствии с требованиями рынка. Например, заводу по производству макаронных изделий очень сложно перестроиться на детское питание. Адаптация под новые требования рынка возможна, но займет много времени и потребует больших финансовых затрат[21].
Приведем цифры: за 2013 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в сфере малого предпринимательства области сложилась в размере 181497,5 млн. рублей, 54,1% которого обеспечили предприятия с основным видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». При этом на долю предприятий с основным видом экономической деятельности «оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» приходилось более трети выручки в сфере малого предпринимательства (34,4%)[22].
Рассмотрим количественные показатели предпринимателей по годам, начиная с 2004 года, когда ИП начали проходить перерегистрацию (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2
Количество индивидуальных предпринимателей и глав КФХ в динамике
Как видно из рисунка выше по сравнению с 2004 годом количество предпринимателей к 2012 году выросло более чем на 50%, и по сравнению с 2012 годом количество ИП в 2014 году сократилось примерно на 22%.
По данным Ульяновскстата в 2013 году прекратили свою деятельность 8763 предпринимателей, в то время как зарегистрировано было 3427.
Рассмотрим экономические показатели деятельности малых предприятий за 2013 год.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2013 год составила 12999,5 рубля, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года она увеличилась на 11,4%. Вместе с тем она значительно меньше, чем по крупным и средним организациям области (21332,3 рубля).
Соотношение среднемесячной заработной платы работников малых предприятий и крупных и средних предприятий за 2013 год (таблица 2.2)[23]:
Таблица 2.2 Соотношение среднемесячной заработной платы работников малых предприятий и крупных и средних предприятий за 2013 год
Среднемесячная заработная плата работников за 2013 год, рублей |
|||
крупных и средних предприятий |
малых предприятий |
в % к среднемесячной заработной плате крупных и средних предприятий |
|
Всего |
21332,3 |
12999,5 |
60,9 |
в том числе: |
|||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
13758,8 |
12165,1 |
88,4 |
обрабатывающие производства |
20703,4 |
12162,4 |
58,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
23236,9 |
11999,1 |
51,6 |
строительство |
23544,6 |
15012,1 |
63,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
18542,0 |
11255,7 |
60,7 |
гостиницы и рестораны |
14904,6 |
10764,6 |
72,2 |
транспорт и связь |
25148,6 |
12258,0 |
48,7 |
связь |
19303,4 |
16894,1 |
87,5 |
финансовая деятельность |
31235,2 |
24503,7 |
78,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
27344,8 |
14419,3 |
52,7 |
операции с недвижимым имуществом |
16621,9 |
13520,1 |
81,3 |
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
24536,7 |
19784,3 |
80,6 |
научные исследования и разработки |
35962,6 |
28996,3 |
80,6 |
образование |
16084,7 |
12440,8 |
77,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
15911,3 |
12585,4 |
79,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
14911,3 |
13179,7 |
88,4 |
Проследим соотношение среднемесячной заработной платы в рублях работников малых предприятий, крупных и средних по видам экономической деятельности за тот же 2013 год (рисунок 2.3).
Соотношение среднемесячной заработной платы в рублях работников малых предприятий, крупных и средних по видам экономической деятельности
По таким видам деятельности как, транспорт, среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляет менее 50% от среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по этому же виду деятельности
Рисунок 2.3
Рассмотрим таблицу по данным Росстата за 2012-2014 год по Ульяновской области
Таблица 2.3 Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства в Ульяновском регионе (тыс. чел)
Всего (Включая индивидуальных предпринимателей, наемных работников, партнеров, помогающих членов семьи. |
численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей |
Наемные работники |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
49,8 |
45,3 |
48,1 |
17,0 |
21,0 |
21,1 |
27,5 |
17,8 |
19,0 |
Отметим, что 6,4% от общей численности трудоспособного населения Ульяновской области, заняты в сфере индивидуального предпринимательства.
Большинство зарегистрированных ИП составляет микропредприятия и малые предприятия. По данным Ульяновскстата, по имеющейся отчетности по всем формам за 2013 год, численность работников не превышает 100 человек (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 Численность работников, занятых у предпринимателей за 2013 год
За 2013 год оборот малых предприятий (включая микропредприятия) по всем видам экономической деятельности составил 177566,0 млн. рублей.
Доля оборота малых предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий и организаций области всех видов деятельности за 2013 год составила – 22,8%.
Поиск капитала, необходимого для открытия малого бизнеса, является одной из сложнейших задач, которая стоит перед предпринимателями. Долгое время частные предприниматели могли рассчитывать только на собственные денежные средства, а также на некоторые суммы денежных средств, которые они могли занять у друзей или родственников. В настоящее время существует множество способов получения капитала для малого бизнеса.
Классическим способом привлечения капитала для малого бизнеса является обращение в один из банков для получения необходимого. Долгое время большинство кредитных организаций отказывались работать с представителями малого и среднего бизнеса, в настоящее время все большее количество кредитных организаций разрабатывают специализированные продукты, которые могут быть востребованы индивидуальными предпринимателями.
Еще одним способом привлечения капитала для малого бизнеса является поиск инвесторов, которые могут предоставить денежные средства, необходимые для открытия или развития предприятия. Используя подобные способы привлечения капитала для малого бизнеса, частному предпринимателю необходимо соблюдать некоторую осторожность при заключении договора, так как многие инвесторы предлагают крайне невыгодные для заемщиков условия предоставления денежных средств.
И, наконец, еще одним способом привлечения капитала для малого бизнеса является использование различных видов грантов или субсидий, которые могут быть предоставлены государственными или местными органами власти. Как правило, размер данных субсидии не слишком высок, но, в ряде случаев, предприниматель может получить необходимые денежные средства на конкурсной основе.
Для того чтобы выбрать наиболее эффективный способ привлечение капитала для малого бизнеса, стоит воспользоваться помощью представителей ассоциаций помощи малому и среднему бизнесу. Как правило, данные организации имеют наиболее точную информацию о различных видах займах, которые предлагаются российскими банками, а также могут выступать в качестве гаранта возврата денежных средств, полученных предпринимателем.
Кроме того, ассоциации помощи малому и среднему бизнесу проводят различные семинары, конференции и другие мероприятия, на которых рассказывают предпринимателям о том, как можно получить необходимый капитал для малого бизнеса, также на подобных мероприятиях нередко присутствуют инвесторы, готовые вложить денежные средства в различные проекты.
Несмотря на развитие предпринимательства, регулирование этого вида деятельности имеет существенные недочеты и сложности. К примеру, если рассматривать малый бизнес, следует отметить, что бесконечные проверки контролирующих органов значительно мешают предпринимателям, так как носят бессистемный характер. А также недоступность информации о полномочиях этих самых контролирующих органов вызывает неспособность отстоять свои интересы перед ними. Это ведет к произволу чиновников, следствием чего может явиться коррупция. То есть, этот факт тоже следует отнести к имеющемуся списку проблем.
2.2 Социальный облик предпринимателя
Предпринимательство является сложной сферой профессиональной деятельности и требует от субъекта специальных знаний и умений.
Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь, так как она является наиболее перспективной и социально активной группой.
Действующие предприниматели видят в молодежи очень мощный, динамичный инновационный ресурс развития. При этом есть определенная тяга молодежи к предпринимательству, к созданию собственного дела, которое не только обеспечит достойное материальное положение, но и реализует имеющиеся идеи и амбиции.
Но объективная картина, с которой мы сталкиваемся несколько отличается от ожидаемых. Мы видим, что численно самую большую группу предпринимателей на 2013 год составляют люди среднего возраста – от 35 до 55 лет. Как видно из приведенной схемы в 2012 году численность предпринимателей возраста от 35 до 55 лет составляла 21612 человек, или 58% от общего количества зарегистрированных в 2012 году, а молодые предприниматели до 35 лет – всего 12321 человек, или 33%.
Возраст от 56 лет и выше отмечен низкой предпринимательской активностью, в 2012 году всего 3109 человек, или 8,3%.
Почему большинство ИП – это уже взрослые и сложившиеся люди. Это связано с большим количеством сложностей, стоящих объективно перед предпринимателями – жизненный опыт, знание законодательной базы, налаженные неформальные связи. Молодежи достаточно непросто находить свое место в бизнесе. Другая проблема, связанная предыдущей, о которой мы знаем, как на формальном, так и неформальном уровне, это то что многие молодые активные люди покидают Ульяновский регион в поисках мест, где, по их мнению, они смогут более выгодно реализовать свой потенциал. Так, по данным Ульяновкстата за 2013 и 9 месяцев 2014 года территорию Ульяновской области покинуло 26465 человек, среди них 195 зарегистрированных предпринимателей, сменивших место жительства и деятельности, это составляет 0,7% от общего числа ИП, действующих на территорию нашего региона.
Рисунок 2.5
Численность индивидуальных предпринимателей по возрастным категориям в динамике
Далее рассмотрим гендерное различие в составе индивидуальных предпринимателей Ульяновской области.
Вообще, следует отметить, статистически по образовательному уровню, женщины более «образованы» - реже имеют лишь средне-специальное или незаконченное высшее образование, и чаще чем мужчины имеют более чем одно высшее образование. По данным Росстата (Всероссийской переписи населения-2012) по России в целом на 1000 человек приходится женщин, имеющих высшее и послевузовское образование – 248, а мужчин – 217[24].
Рисунок 2.6 Количество ИП по половому признаку в динамике
Из приведенного выше рисунка мы видим по имеющимся данным, начиная с 2004 года и заканчивая 2014, что количество женщин-предпринимателей в некоторые годы превалировало над числом мужчин, как в 2004 и в 2008 годах. Данные за 2008 года могут представлять особый интерес. В этот год в Ульяновской области было зарегистрировано 15776 мужчин и 16288 женщин. В конце 2008 году как мы знаем имел место экономически кризис. Кризис определенным образом стимулировал предпринимательскую деятельность, и в 2009 году как видно количество ИП возросло, но при этом количество мужчин и женщин фактически сравнялось, что можно определить, что в условиях кризиса оказываются востребованными более сильные и волевые качества, присущие мужчинам.
По данным социологических исследований сами предприниматели основными целями бизнес считают реализацию своих творческих способностей, экономическую свободу и укрепление национальной экономики. Никто из респондентов не считает своей целью власть над людьми, и лишь 7% отмечают обогащение в качестве цели. Эти данные говорят о том, что деньги отнюдь не самоцель для предпринимателей, хотя и выступают важным мотивом их деловой активности. Более всего эти люди стремятся обрести материальную и моральную независимость от государства. Одной из составляющих независимости является для них достойный уровень жизни.
Однако большинство опрошенных "не предпринимателей" (56%) считают, что основной целью предпринимательства является обогащение, в то время как реализацию творческих способностей отмечают лишь 7%. Только 6% думают, что целью предпринимателей является укрепление национальной экономики, и 3% - рост материального благополучия народа. Таким образом, опрошенные считают предпринимателей людьми, которых волнует прежде всего собственное материальное благополучие, все же остальные цели у них остаются на втором плане. Но при оценке самих себя, отвечая на вопрос о том, какая цель была бы главной для них, если бы они были предпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения (28%) и большее - такие цели, как реализация своих творческих способностей (21%), укрепление национальной экономики (11%), рост материального благополучия народа (10%).