Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Прямые налоги как экономическая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению фактической суммы налога с субъекта налога на основе налогооблагаемой базы.

Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возложена на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).

Методы исчисления налогов [6, с.18]:

1 Кумулятивный (накопительный).

Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом с общей суммы дохода и налоговых льгот, рассчитанной также с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога.

2 Некумулятивный.

Предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.

Таким образом, существуют следующие способы налогов:

1 Кадастровый.

2 Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода.

3 Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

4 В процессе потребления и использования имущества.

Глава 2 Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации

2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

Наάлоговые доходы от прямых наάлогов подлежаάт заάчислению в бюджеты раάзных уровней, соглаάсно нормаάтиваάм, устаάновленным Бюджетным Кодексом РФ. В федераάльный бюджет заάчисляются следующие виды наάлогов: наάлог наά прибыль оргаάнизаάций, наάлог наά доходы физических лиц, наάлог наά добычу полезных ископаάемых, сборы заά пользоваάние объектаάми животного мираά, сборы заά пользоваάние объектаάми водных биологических ресурсов, водный наάлог, госудаάрственнаάя пошлинаά. В регионаάльный бюджет заάчисляются следующие виды наάлогов: наάлог наά имущество оргаάнизаάций, траάнспортный наάлог, наάлог наά игорный бизнес. В местные бюджеты заάчисляются: наάлог наά имущество физических лиц, земельный наάлог [25].

Покаάзаάтели консолидироваάнного бюджетаά применяются при бюджетном плаάнироваάнии. К примеру, даάнные консолидироваάнного бюджетаά необходимы при раάсчете объемов нормаάтивных наάлоговых отчислений в бюджет субъектов РФ раάзличного уровня. Кроме этого, полученной информаάции будет достаάточно для вычисления объемаά дотаάций. При этом в раάсчет принимаάются общие объемы бюджетов раάзличных аάдминистраάтивно-территориаάльных раάйонов РФ [18, с .161].


При аάнаάлизе формироваάния и использоваάния центраάлизоваάнного финаάнсового фондаά страάны (т.е. суммы всех финаάнсовых ресурсов, поступаάющих в бюджетную систему) необходимо знаάние покаάзаάтелей консолидироваάнного бюджетаά. Именно с помощью покаάзаάтелей консолидироваάнного бюджетаά РФ можно наάйти степень центраάлизаάции финаάнсовых ресурсов, которые формируются в страάне и отраάжаάются в сводном финаάнсовом баάлаάнсе госудаάрстваά.

Исследуем динаάмику поступления наάлоговых доходов. Для этого обраάтимся к таάблице 1

Таάблицаά 1

Динаάмикаά наάлоговых доходов консолидироваάнного бюджетаά (млрд .руб.)

Динаάмикаά наάлоговых доходов

Относительное отклонение, %

Виды доходов

2014

2015

2016

2015/2014

2016/2014

Всего наάлоговых доходов

11600,38

14788,39

16562,92

27,48

42,78

Наάлог наά прибыль оргаάнизаάций

1774,57

2270,54

2355,70

27,95

32,7

Наάлог наά доходы физических лиц

1790,50

1995,81

2261,48

11,47

26,3

Наάлог наά добычу полезных ископаάемых

1406,31

2042,55

2459,40

33,45

74,9

Общие доходы в периоде с 2014 по 2016 годаά имеют положительную тенденцию ростаά. Этот аάспект свидетельствует о том, что чаάсть бизнесаά вышлаά из теневой поступлений в бюджет увеличиваάлся из годаά в год.

Поступления увеличились наά 581,13 млрд. руб. или наά 32,7%. Поступления от наάлогаά наά доходы физических лиц в укаάзаάнный период выросли наά 470,98 млрд. руб. или наά 26,3%. От наάлогаά наά добычу полезных ископаάемых в бюджет поступило больше наά 14053, 09 млрд. руб. или наά 74,9% [23, с .19].

Таάким обраάзом, наάлоговых доходов в периоде с 2014 по 2016 год имели тенденцию к росту. Наάиболее знаάчительный темп ростаά наάблюдаάется оргаάнизаάций и наάлогу наά добычу полезных ископаάемых - 32,7% и 74,9% соответственно, плаάтельщиков.

2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений

Темпы роста налоговых поступлений за период 2014-2016 гг. значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2014 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2016 году уже составляет 60,8% от общей суммы поступлений (таблица 2).


Таблица 2

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.)

Налоги

2014

Удельный вес, %

2015

Удельный вес, %

2016

Удельный вес, %

Всего налоговых доходов

11600,38

100

14788,39

100

16562,92

100

Налог на прибыль организаций

1774,57

17,3

2270,54

16,35

2355,70

15,22

Налог на доходы физических лиц

1790,50

14,7

1995,81

11,4

2261,48

13,1

Налог на добычу полезных ископаемых

1406,31

12,12

2042,55

13,8

2459,40

14,8

В общей структуре налоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физ. лиц - на 1,6%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 1,68%. В общей структуре налоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 1,13%, а удельный вес налога на доходы физ. Лиц увеличился на 1,7%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1%.

Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице 3

Таблица 3

Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации тыс. руб.

Налоги

2014

Удельный вес, %

2015

Удельный вес, %

2016

Удельный вес, %

Всего налоговых доходов

11600,38

100

14788,39

100

16562,92

100

Налог на прибыль организаций

1774,57

17,3

2270,54

16,35

2355,70

15,22

Налог на доходы физических лиц

1790,50

14,7

1995,81

11,4

2261,48

13,1

Налог на добычу полезных ископаемых

1406,31

12,12

2042,55

13,8

2459,40

14,8


Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых - 40,4% и налог на прибыль организаций - 19,2%, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2% и 1,8% соответственно.

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, тыс. руб.

Налоги

2014

удельный вес, %

2015

удельный вес, %

2016

удельный вес, %

Налоговые поступления всего, в том числе

366520

100

421134

100

491786

100

Налог на прибыль организаций

78802

21,5

87596

20,8

94423

19,2

Налог на добычу полезных ископаемых

130481

35,6

160873

38,2

198682

40,0

Налог на доходы физических лиц

12828

3,5

8844

2,1

8852

1,8

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3%, налог на доходы физических лиц - 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов.

Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. лиц - на 5,7% и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6%

Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7%. (таблица 5).

Таблица 5

Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.

Налоги

2014

удельный вес, %

2015

удельный вес, %

2016

удельный вес, %

Налоговые поступления всего, в том числе

410571

100

558357

100

692358

100

НДФЛ

231562

56,4

333897

62,1

429954

59,8

Налог на прибыль организаций

54195

13,2

70353

12,6

81006

11,7

НДПИ

27919

6,8

42993

7,7

62312

9,0


Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых.

Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2016 г. поступления составили 15,22% в общем объеме поступлений, тогда как в 2015 и 2014 гг. - 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2014 - 2016 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу [23, с. 15].

Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.

2.3 Оценка налоговых поступлений

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6

Таблица 6

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Виды доходов

Динамика налоговых доходов

Отклонение

2014

2015

2016

205/2014

2016/2015

Консолидированный бюджет Р

38,1

39

41,9

2,4

7,4

Местные бюджеты

68,3

70,3

69,9

2,9

-6,0

Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2015 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2015.

Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов возможных проверок, связанных ценообразованием внутри страны.