Файл: Моделирование бизнес-процессов «как есть».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • ER-диаграммы (диаграммы информационной структуры предметной области, представляемой в виде объектов и их взаимосвязей);
  • диаграммы функциональной иерархии, описывающие функции, которые выполняет система;
  • диаграммы потоков данных, циркулирующих на предприятии.

Такие модели представляют информационные потребности в удобном и наглядном для восприятия виде, что делает их хорошим средством коммуникации между проектировщиками и пользователями в процессе уточнения постановки задач. Любой разработчик заинтересован, чтобы описание концептуальной модели было использовано для создания спецификаций, описывающих структуру и основные компоненты будущей системы. В Oracle Designer все спецификации проекта системы разрабатываются на основе моделей концептуального уровня и обеспечивают выполнение всех содержащихся в них требований и ограничений. Полученные компоненты системы могут быть преобразованы в реальные объекты базы данных, экранные формы и отчеты. Финальная часть разработки проекта - автоматическая генерация серверных компонентов - возможна не только для сервера БД Oracle, но и для СУБД Microsoft SQL Server, DB/2, Sybase и ряда других. Любые изменения бизнес-процессов могут быть внесены в модели и тут же сгенерировано модифицированное приложение, основывающееся уже на новых схемах ведения бизнеса. При этом все разработанное ранее будет сохранено и войдет в новый проект. Oгасlе Designer автоматически создает отчеты, которые содержат всю информацию о проекте и могут быть использованы как набор документов, отражающих текущее состояние проекта.

Следовательно, укажем основное предназначение каждого рассматриваемого продукта из множества его применений:

  • Для моделирования компонентов разрабатываемых приложений больше подходят Oracle Designer и Rational Rose;
  • для моделирования бизнес-процессов больше подходят BPwin и Rational Rose.

Поскольку задачей данной курсовой работы является проектирование бизнес-процессов, проведем сравнительный анализ таких средств, как BPwin и Rational Rose. В Таблице 3 приведен сравнительный анализ функциональных возможностей и свойств инструментальных сред, предназначенных для моделирования бизнес-процессов.

Таблица 3 – Сравнительный анализ по базовым функциям

№ п/п

Функциональные возможности

BPWin

Rational Rose

1

2

3

4

1

Поддерживаемый стандарт

IDEF0, IDEF3, DFD

UML

2

Наличие выразительных средств графического отображения моделей

Репрезентативность моделей низка

Репрезентативность моделей низка

3

Моделирование диаграмм различных типов

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

4

Функционально-стоимостной анализ

Присутствует

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

5

Имитационное моделирование

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Отсутствует

6

Возможность декомпозиции объекта

Присутствует

Присутствует

7

Оформление проектной документации: генерация технологических и рабочих инструкций

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Присутствует

8

Хранение моделей деятельности предприятий

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

9

Контроль и обеспечение целостности проектных данных

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Присутствует

10

Ведение библиотеки типовых бизнес-моделей

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

Частичная реализация, требующая доработки иными инструментальными средствами

11

Возможность групповой работы

Присутствует

Присутствует

12

Простота освоения продукта

Просто

Сложно


Таким образом, проведя сравнительный анализ, была выбрана инструментальная среда BPWin.

    1. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

На Рисунке 1 представлена диаграмма бизнес-процессов действующего склада. Входными данными являются материально-производственные запасы (ценности или товары), а также полная информация о них (наименование, характеристика, количество, цена и сумма). Выходными данными являются выданные ценности и сопровождающие выходные документы такие, как акты по формам МХ-3, М-4, М-7, М-17. Механизмами данного бизнес-процесса являются персонал склада и складское оборудование. Контроль осуществляют действующее законодательство РФ и должностные инструкции каждого сотрудника, указанного в трудовом договоре.

Рисунок 1 – Диаграмма бизнес-процессов

На Рисунке 2 представлена диаграмма декомпозиции бизнес-процессов. Данная диагрмма подробно показывает основные функции каждого подразделения складского хозяйства.

Итак, как на диаграмме видно, было выделено три основных подразделения:

  • Приемка МПЗ – подразделение, занимающееся приемом материально-производственных ценностей, товаров и иных ценностей;
  • Хранение МПЗ – подразделение, ответственное за сохранность ценностей;
  • Выдача МПЗ – подразделение, занимающееся выдачей ценностей клиентам, предприятиям или иным ответственным лицам.

Рассмотрим более подробно процесс работы складского хозяйства: материально-производственные запасы совместно с сопровождающей документацией попадают в подразделение «Приемка МПЗ». На данном подразделении составляются приходный ордер по форме М-4 и акты по форме М-7 и МХ-1, последний который совемстно с самими ценностями передается в следующее подразделение «Хранение МПЗ». Как уже было сказано, данное подразделение отвечает за сохранность ценностей. В результате деятельности подразделения должны быть сформированы такие документы, как акт по форме МХ-3, складская квитанция и учетная карточка по форме М-17. Далее при необходимости выдать ценности составляется доверенность по форме М-2а и прикладывается складское свидетельство, разрешающее выдать данный материально-производтсвенный запас тому или иному лицу. После чего данные документы и сам товар передается в подразделение «Выдача МПЗ», которое осуществляет передачу ценностей клиенту или иному лицу.


Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции бизнес-процессов

При большом количестве материально-производственных ценностей одна итерация данного бизнес-процесса может занять большой промежуток времени. Под итерацией понимается процесс от поступления товара на склад до его выдачи, независимо от времени хранения данной ценности.

Таким образом, напрашивается вывод, что необходимо автоматизировать некоторые трудоемкие процессы. Например, автоматическое составление документации и прием и выдача ценностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Существует несколько вариантов сокращение расходов и времени выполнения бизнес-процессов складского учета:

  1. Автоматизация составления процесса документации склада

Данный вариант предполагает разработку специализированной информационной системы, которая будет хранить информацию о всех когда-либо поступивших на склад ценностей и составлять все необходимые акты, используемые предприятием. Достоинствами данного варианта является быстрота разработки и внедрения системы, а также относительно низкая стоимость. Недостатком можно отметить то, что данная система не до конца будет автоматизировать все процессы, выполняемые складом, расходы предприятия не сократятся.

  1. Полная автоматизация всех процессов склада

Под полной автоматизацией подразумевается сокращение большинства сотрудников и замена их на роботов. Достоинствами данного варианта является сокращение расходов на выплаты заработных плат сотрудникам в связи с их сокращением, возможно сокращение платы на электроэнергию в связи с отсутствием необходимости освещать складские помещения, быстродействие данной системы, автоматический учет всех МПЗ, имеющихся на складе, возможность составление автоматической документации. Недостатками является высокая цена роботов, долгое внедрение системы в эксплуатацию, необходимость контроля и обслуживания системы.


Несмотря на недостатки второго варианта, полная автоматизация всех процессов являются наиболее лучшим мероприятием по улучшению бизнес-процессов складского учета.

    1. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Для моделирования была выбрана система полной автоматизации складского учета. Для реализации необходимо следующее:

  • Заведующий складом для осуществления контроля;
  • Обслуживающий персонал – для поддержания работоспособности системы;
  • Принимающий персонал – сотрудники, осуществляющие прием материально-производственных запасов;
  • Складское помещение;
  • Специализированные роботы-кладовщики, занимающиеся раскладкой и выдачей ценностей;
  • Терминал для возврата материально-производственных запасов;
  • Необходимое программное обеспечение;
  • Сервер для хранения информации о имеющихся МПЗ на складе.

Принцип работы данной системы таков (Рисунок 3):

  1. Поставщик направляет материально-производственные запасы на склад;
  2. Во избежание мошенничества принимающий персонал проверяет ценности и заносит необходимую информацию в базу данных при помощи приложения базы данных. Далее направляет ценности в специализированный контейнер для дальнейшего распределения товара и выдает складскую квитанцию клиенту (при условии, что данный товар будет позже возвращен, то есть временное хранение ценностей);
  3. Специализированные роботы-кладовщики раскладывают товар в нужные ячейки, занося в базу данных информацию о номере ячейки и товара, хранящемуся в конкретной ячейке. В зависимости от направленности склада и размеров МПЗ ячейками могут быть как стеллажи, ящики, комнаты;
  4. При необходимости забрать МПЗ клиенту необходимо воспользоваться терминалом, в котором необходимо указать данные со складской квитанции;
  5. После поступления запроса о возврате материально-производственных запасов робот-кладовщик забирает товар из ячейки и направляет в контейнер для выдачи ценностей;
  6. Поскольку все данные хранятся на сервере, заведующий складом может выгружать необходимую информацию и отчетную документацию. Также все акты, формируемые во время выполнения процессов работы склада, будут формироваться автоматически и сохраняться на сервере. При необходимости можно добавить функцию рассылки на почту заведующему склада всей отчетной документации для дистанционного контроля работы складского учета;
  7. Для проведения профилактики и устранения различных ошибок в работе всей системы, включая роботов, сервер базы данных и специализированное программное обеспечение, необходим обслуживающий персонал. Данный персонал должен иметь программистов и системных администраторов.

Рисунок 3 – Принцип работы

На Рисунке 4 представлен схематический план складского помещения, необходимого для реализации полной автоматизации процессов работы складского учета. В Таблице 4 представлено подробное описание назначения каждой зоны складского помещения, представленного на Рисунке 4.

Таблица 4 – Описание складского помещения

Номер

Наименование

Назначение

1

Зона ожидания клиентов и поставщиков

Здесь расположены кресла для ожидания, терминал, табло отображения очереди, окно для принятие материально-производственных запасов и контейнеры для выдачи ценностей

2

Терминал

Предназначен для формирования электронной очереди поставщиков и отправления запроса на склад на выдачу МПЗ

3

Контейнеры для выдачи ценностей

Данные контейнеры предназначены для передачи товаров клиенту. Робот-кладовщик, находящийся на складе в зоне выдачи ценностей, помещает необходимый товар в контейнер. После того, как появится сообщение на табло о готовности товара к выдаче, клиенту необходимо забрать его из контейнера

4

Электронное табло

Электронное табло предназначено для отображения электронной очереди в окно принятия материально-производственных запасов

5

Зона выдачи товара

В данной зоне роботы-кладовщики помещают готовый к выдаче товар в специализированные контейнеры

6

Складское помещение

Помещение, в котором хранятся все поступившие товары и ценности

7

Контейнер для передачи товара

Данный контейнер предназначен для передачи сотрудником товара, предварительно его проверив, на склад роботам-кладовщикам, которые после раскладывают его по стеллажам и ячейкам

8

Окно принятия товара

В данной зоне принимающий персонал осматривает товар и сопутствующую документация, готовит ценности для хранения, а также заносит всю информацию о поступившем товаре в базу данных при помощи персонального компьютера

9

Серверная комната

Серверная комната предназначена для расположения в ней сервера. Данная комната должна быть оснащена необходимым оборудованием для поддержания работоспособности сервера.

10

Стеллажи

Предназначены для хранения материально-производственных запасов