Файл: Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Система сотрудничества се3мьи и школы по нравственному воспитанию).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие нравственного воспитания

1.2. Особенности восприятия нравственного воспитания младшими школьниками в условиях перехода на ФГОС

Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников

2.1. Система сотрудничества се3мьи и школы по нравственному воспитанию

2.2 Опыт организации взаимодействия по нравственному воспитанию

Глава 3. Формирование и развитие духовно-нравственных качеств младших школьников при взаимодействии семьи и школы

3.1. Приёмы работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках ОПК

3.2 Совместная работа школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе

Заключение

Список использованных источников:

2. Что беспокоит классного руководителя в становлении у школьника нравственных ценностей.

3. Каковы, по нашему общему мнению, причины отрицательного факта в воспитании нравственных ценностей у младших школьников.

4. Какие меры необходимо предпринять со стороны классного руководителя и со стороны родителей по воспитанию нравственных ценностей у младшего школьника.

Важное значение во взаимодействии классного руководителя с родителями по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное психолого-педагогическое просвещение.

В рамках общешкольного психолого-педагогического просвещения родителей классный руководитель ориентирует их на посещение школьного лектория, школьных тематических конференций для родителей по нравственному воспитанию их детей. Для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей у младших школьников организуются родительские беседы в микрогруппах. Следует подчеркнуть, что общешкольное психолого-педагогическое просвещение родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, юрист, медики, учителя предметники). Поклассное психолого-педагогическое просвещение осуществляется классным руководителем в коллективной и индивидуальной формах на основе целей нравственного воспитания младших школьников. Коллективное психолого-педагогическое просвещение родителей класса наиболее эффективно проводится в форме бесед с родителями, читательских конференций по воспитанию нравственных ценностей.

Программа бесед с родителями по нравственному воспитанию ценностей у детей младшего школьного возраста включает следующие направления:

особенности психофизиологического развития детей класса и учет их в семейном нравственном воспитании;

наиболее острые проблемы младшего школьного возраста.

Примером могут служить такие темы: "Семья и духовное развитие младших школьников", " "Родители - советчики, родители - мои друзья", "Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей", "Роль семьи в формировании положительной "Я" концепции", "Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья", "Акцентуации характера".

Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме творческого отчета по итогам учебного года.


Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, младших школьников и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла.

Формы проведения творческого отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, экологическое казино, собрание - клубное заседание, кафе и т.д. Организация творческого отчета осуществляется в 5 этапов. Первый этап - целевой. На нем ставятся цели и определяются задачи творческого отчета, ориентированного на создание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся и родителей; стимулирование процесса самовоспитания нравственных ценностей; улучшение нравственных взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса; рассказ о достижениях и пережитых проблемах; составление плана воспитательного взаимодействия на следующий учебный год. Второй этап включает выбор обсуждения формы проведения творческого отчета классным руководителем совместно с детьми и родителями. Третий этап - подготовительный. На этом этапе рассылаются пригласительные билеты родителям, организуются предварительные встречи с родительским активом класса.

Классный руководитель намечает план проведения и готовит совместно с родителями и учащимися праздничный творческий сценарий, включая лучшие моменты из жизни класса за прошедший учебный год; составляет похвальные листы учащимся и благодарственные письма для родителей.

Четвертый этап - творческо-реализационный. На этом этапе проводится праздник, насыщенный положительными эмоциями, где в игровой форме рассказывается о достижениях класса, о вкладе каждого учащегося в жизнь классного сообщества, о взаимодействии с родителями, личностном творческом росте младших школьников.

Пятый этап - результативный. Проведение творческого отчета способствует сплочению классного коллектива, улучшению семейного климата, взаимопонимания, развивает креативные способности учащихся, учит на практике овладению различными формами этикета, способствует нравственному поведению и вырабатывает нравственные привычки общения, дает классному руководителю возможность корректировать семейные проблемы.

Для выявления эффективной работы с родителями проводится анкетирование с целью изучения отношения родителей к проведению творческих отчетов. Используется методика: "Сочинение размышление на тему." (методика Н.Е. Щурковой). Родителям предлагалось высказать свое мнение о новой форме работы с ними, раскрыв следующую фразу: "творческий отчет".


Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого обязательно является воспитательно-образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. "Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт", так гласит народная мудрость.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе наших традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:

1. Воспитание гражданско-патриотических чувств;

2. Содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4. Формирование ценного отношения к здоровью;

5. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;

6. Приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждении невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей.

Очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.


Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности занимает просветительская работа с родителями.

Для этого мы используем такие формы работы с родителями:

Индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда);

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии по родному краю;

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;

Один раз в четверть проводится "Родительская неделя", которая заканчивается родительским собранием;

План родительских собраний строится на вопросах и пожеланиях родителей (в рамках "Родительской недели" проводится сбор интересующей информации).

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным.

Заключение

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание.

Также можно сделать вывод, что целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может быть ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.


Воспитание младших школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины».

Взаимодействие семьи и школы является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Главным выводом проделанной работы является необходимость поддерживать заданный ритм, расписание занятий родителей с детьми, учителя с детьми, учителя с родителями, контролировать и поддерживать заинтересованность родителей, и тем более детей.

Список использованных источников:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Изд-во Педагогика, 2015 г. - Т. 1: Избранные психологические труды. - 486 с.;

2. Берулава М.Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. - 2016. - № 1. - С. 15- 34.;

3. Веракса Н. Методология Л.С. Выготского и развитие образования / Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». Сборник тезисов. - М.: Академия, 2016.- С.35-36.;

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М.: Просвещение. 2017 г. - 159 c.;

5. Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2016 г. - 228 с.;