Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что закупки (снабжение) — один из важнейших бизнес-процессов, протекающих у хозяйствующих субъектов. Обеспечение эффективного функционирования современного предприятия во многом определяется процессом закупок, оказывающим существенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность предприятия. Соответствие такому понятию как конкурентоспособность существенным образом определяется возможностью предприятия удовлетворять требования потребителей посредством предоставления им качественных товаров или услуг по приемлемым рыночным ценам в требуемые сроки. Поскольку деятельность предприятия не ограничивается одним днем, то это требует нахождения оптимальных и комплексных решений, рассчитанных на длительную перспективу, которые, в конечном итоге, находят свое отражение в маркетинговой, логистической и производственной стратегиях предприятий.

Особенные проблемы характерны в этой связи для таких хозяйствующих субъектов, как предприятия обрабатывающей промышленности. Это объясняется, в частности, тем, что издержки производства и обращения, величина технологических отходов и брака напрямую зависят от применяемых в производственном процессе сырья, материалов и компонентов, качества обработки комплектующих субпоставщиками, квалифицированности персонала контрагентов. Данные предприятия отличает особая сложность производственного цикла, который зачастую должен быть непрерывным, наличие специальных требований к используемым ресурсам.

Целью данной работы является анализ эффективности закупочной деятельности ООО «Стройматериал-СПБ» для разработки мероприятий ее совершенствования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Теоретическая задача:

  • рассмотреть теоретические аспекты закупочной деятельности;
  • изучить сущность и содержание закупочной работы в торговом предприятии;
  • рассмотреть источники закупки товаров и выбора поставщиков в условиях ограниченного выбора.

Практическая задача:

  • провести анализ закупочной деятельности и выбора поставщиков торгового предприятия ООО «Стройматериал-СПБ»;
  • изучит порядок и особенности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • выявить проблемы в закупочной деятельности на предприятии;
  • предложить направления совершенствование организации закупочной деятельности ООО «Стройматериал-СПБ».

Объектом исследования является ООО «Стройматериал-СПБ» (Адрес: Санкт-Петербург, Смоленская, 33, БЦ Смоленский)

Предметом исследования является закупочная деятельность предприятия.

Методы исследования являются: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.

Информационная база исследования. Анализ тематической литературы показывает, что большинство работ. Посвященных анализу закупочной деятельности предприятия, акцентирует внимание на отдельных, не связанных между собой показателях либо излишне концентрируются на проблемах управления запасами; ощущается дефицит конкретных рекомендаций по анализу, построению и совершенствованию системы управления закупками; не в полной мере разработан инструментарий для оценки процессов закупки и обоснования выбора поставщика в условиях нестабильной потребности в товарно-материальных ценностях.

В ходе работы использованы такие методы как анализ монографической и периодической литературы, анализ финансовых показателей и т.д.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации закупок товаров в условиях ограниченного выбора поставщиков

1.1. Сущность и содержание закупочной работы в торговом предприятии

Проблема управления снабжением в рамках закупочной деятельности занимает особое место в системе логистического менеджмента торговых предприятий. От эффективности работы системы снабжения зависит цена товара, ведь, если компания не получит товары к нужному сроку, нужного качества и по приемлемой цене, то конечная стоимость товаров может стать неконкурентоспособной, а предприятие станет убыточным. В силу этого необходимо проводить постоянный анализ работы системы управления закупками для принятия своевременных решений по повышению эффективности ее деятельности.

Торговля может быть оптовой и розничной торговлей. В соответствии с вышеупомянутым стандартом оптовая торговля предназначена для продажи товаров либо с целью ее последующей перепродажи, либо с продажей товаров для профессионального использования. Розничная же торговля предназначена для продажи товаров конечному потребителю, который использует товары для личного или семейного пользования. То есть выделение оптовой и розничной торговли товарами связано с целями использования товаров, которые приобретаются покупателями [8, с. 31].


Организация оптовых закупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажи различным категориям потребителей является основной функцией оптового распределения.

Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента и качества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей. По своей сути закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Осуществляя закупку товаров, оптовые предприятия воздействуют на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров и расширения их ассортимента для удовлетворения потребительского спроса.

Современная торговля характеризуется:

- свободой выбора партнера;

- множественностью источников закупки;

- равноправием партнеров;

- возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;

- саморегулированием процессов поставки товаров;

- свободой ценообразования;

- конкуренцией поставщиков и покупателей;

- экономической ответственностью сторон;

- инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров [8, с. 87].

Организация закупок в системе SAP в основном приняты за рубежом. Более подробно это рассмотрело в приложении 1 и 2

Закупочная деятельность включает комплекс операций: выявление и изучение источников закупки товаров, изучение и прогнозирование спроса покупателей, организацию рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов поставщикам на производство и поставку товаров, организацию учета и контроля за поставками. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна основываться на о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой принципах современного маркетинга.

1.2. Формирование коммерческих связей. Прямые закупки товаров у производителей

Для осуществления «закупочной деятельности торговому предприятию необходимо:

1) изучить рыночный спрос на товары, которые планируется продавать и определить планируемый объем продаваемого товара;

2) исходя из планируемого объема продаж и товарных запасов, определить объем товаров, который следует закупить;

3) составить заявку на приобретение необходимого количества товаров;


4) выбрать поставщиков товаров;

5) выбрать форму размещения заказа у поставщика;

6) заключить договор с поставщиками на поставку товаров и проконтролировать его исполнение» [6, с. 145].

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

1) Изучение рыночного спроса на товары.

Изучение рыночного спроса на товары «осуществляется в рамках маркетингового исследования товарного рынка, на котором работает торговое предприятие. Маркетинговое исследование осуществляется специалистами отдела маркетинга, который, как правило, создается на крупном предприятии. На небольшом предприятии маркетинговое исследование проводится обычно либо директором, либо коммерческим директором» [3, с. 95].

2) Определение количества товаров, которые следует закупить.

Определение количества товаров, которые следует закупить, определяется по следующей формуле:

ТО зц = Зкг-Знг+ТО пц

Где ТО зц – товарооборот по закупочным ценам;

ТО пц – товарооборот по продажным ценам;

Зкг – запасы товаров на конец года;

Знг – запасы товаров на начало года;

То есть количества закупаемого товара зависит от планируемого изменения размера товарных запасов (Зкг-Знг) и планируемого размера товарооборота по продажным ценам.

3) Составление заявок на приобретение товара.

Заявки на приобретение товаров «составляются службами снабжения торгового предприятия и содержат сведения об ассортименте закупаемых товаров, требуемом уровне их качества, необходимого срока поступления товаров. В процессе составления заявки на закупку товаров работники службы снабжения торгового предприятия анализируют оправданность данной заявки с точки зрения наличия уже имеющихся товаров» [7, с. 125].

4)Выбор способов удовлетворения потребности в данном виде материально-техническом ресурсе путем выбора поставщика.

При выборе поставщиков «руководствуются тем, что поставщик должен быть способен как минимум поставить товар требуемого количества и качества в необходимые сроки, а как максимум вызывать полное доверие у покупателя. То есть с точки зрения покупателя необходимо заранее выбирать поставщика, которому можно доверять, чтобы минимизировать затраты на контроль поставщика и минимизировать ущерб от поступления некачественного товара. Проблема заключается в том, чтобы объективно оценить значение R, то есть определить, насколько можно доверять партнеру, поставщику или сотруднику и не контролировать его работу» [20, с. 145].

5) Определить метод размещения заказа у поставщика.


Основными методами закупок являются:

оптовые закупки (одна большая партия за один раз);

ежедневные (ежемесячные) закупки;

получение товаров по мере необходимости;

единичные закупки.

1.3. Источники закупки товаров и выбора поставщиков в условиях ограниченного выбора

На основании заказа на поставку продукции составляется договор между поставщиком и потребителям, в котором конкретно определены количество, качество, ассортимент и сроки поставки.

То есть заказ является преддоговорным документом, регулирующим отношения между поставщиком и покупателем. Конкретно условия поставки товаров закреплены в договоре между поставщиком и покупателем. В п. 1 ст.420 Гражданского кодекса указано: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» [6, с. 158].

Целью заключение договора на поставку товаров является установление правовых отношений между партнерами для определения ими способа и порядка выполнения своих обязательств, способов защиты от возможного невыполнения условий договора.

При заключении договора обязательным условием является свободное волеизъявление сторон договора.

Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из трех этапов:

1 этап. Поиск потенциальных поставщиков. Поиск включает следующие действия: проведение конкурсов (тендеров); изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.); посещение ярмарок, выставок; личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные разговоры, деловые встречи).

2 этап. Анализ надежности поставщиков.

Возможными критериями оценки поставщика являются:

- цена и качество продукции;

- выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, количеству поставляемой продукции;

- финансовое положение поставщика;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов; - и. др. Анализ надёжности поставщиков можно проводить автоматически на основе использования АСУ Закупками (Приложение 3)

3 этап. Размещение заказа и его реализация. Выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена. Все зависит от того, на каких условиях осуществляется реализация.