Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью‑ наблю‑дения, прослушивания телефонных переговоров и так далее.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД, действую‑щим по поручению‑ указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашиваю‑щий может скрыть свою‑ профессиональную‑ принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаю‑тся, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя и лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией, в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению‑ должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.

В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения использую‑тся в качестве ориентирую‑щей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице, обладаю‑щем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в лю‑бом случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и тому прочее.


При осуществлении опроса определенных категорий граждан использую‑тся детекторы определения симуляции, например, полиграф, являясь специфической разновидностью‑ данного оперативно-розыскного мероприятия, когда в ходе беседы с гражданами использую‑тся технические средства, так как в ходе проводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксирую‑тся его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирую‑щее значение.

Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законов об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД России.

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствую‑щую‑ подготовку и имею‑щие допуск к работе с полиграфными устройствами.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в лю‑бой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению‑ преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению‑ его законных прав и свобод.

Практика показывает, что опрос граждан – одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, лю‑бого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижаю‑щие достоинств личности.

Наведение справок - это сбор информации об интересую‑щих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и тому прочее. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.


Для наведения справок использую‑тся информационно-поисковые системы МВД, а также лю‑бых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы с наведении справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел.

Полученная информация может приобщаться к материалам уголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств - возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы.

Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению‑ другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться, скрываться.

Результаты изучения документов оформляю‑тся либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнем случае справка вместе с подлинниками документов, поступившими из информационно-поисковых систем, могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Сбор образцов для сравнительного исследования - ОРМ, заклю‑чаю‑щееся в обнаружении, закреплении, изъятии и сохранении предметов и веществ, а также других образцов с целью‑ проверки, не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах, а также с целью‑ выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.

Данное мероприятие весьма схоже с процессуальным действием - получением образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ), однако к нему не при меняю‑тся процессуальные требования и оно может осуществляться негласно.

Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:

добровольного согласия лица, располагаю‑щего необходимыми образцами;

возможностью‑ легального отбора образцов.

Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним могут быть отнесены лю‑бые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи, когда вор - домушник был идентифицирован по отображению‑ ушной раковины, которое осталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, которые могут иметь отношение к интересую‑щему оперативного работника событию‑.


В случае необходимости сохранения факта сбора образцов в тайне от окружаю‑щих, в том числе от проверяемых лиц, использую‑т негласные, либо зашифрованные формы их получения. При этом могут зашифровываться как цель всего мероприятия, так и принадлежность лица, его осуществляю‑щего, либо поручается лицам, оказываю‑щим конфиденциальные услуги.

Изучение документов вклю‑чает в себя:

- изучение физических свойств дoкyмeнтa (визуальный осмотр, исследование его физических свойств - качество, состав, плотность бумаги, наличие или отсутствие подчисток, приписок, исправлений);

- изучение содержания документа - самого документа (например, правомочность вынесения его должностным лицом, соответствие его законодательству) и в совокупности с другими документами (в случае, если сам документ правомерен, но его содержание расходится или противоречит другим документам).

Исследование предметов и документов может производиться в месте их обнаружения (например, посредством экспресс-тестов наркотиков) и в соответствую‑щих экспертных учреждениях.

Результаты мероприятия оформляю‑тся соответствую‑щим рапортом оперативного работника, к которому прилагаю‑тся (при наличии) заклю‑чения специалистов или иных лиц, проводивших исследование.

Наблю‑дение (слежка) - это негласное наблю‑дение (слежение) за интересую‑щими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению‑ криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью‑ получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и так далее).

В настоящее время используется три вида наблю‑дения:

1) физическое;

2) электронное;

3) комплексное.

Наблю‑дение можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности. Его аспекты интересовали специалистов еще в начале XX века.

К физическому наблю‑дению‑, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирую‑щихся на этих методах работы, осуществляю‑щаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию‑. В ходе физического наблю‑дения могут быть использованы технические средства - фотоаппараты, видеокамеры, позволяю‑щие фиксировать действия наблю‑даемого лица в реальном времени.

Электронное наблю‑дение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить наблю‑дение за интересую‑щим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаю‑тся, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблю‑дения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью‑ контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица.


Комплексное наблю‑дение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю‑ жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

Поскольку наблю‑дение-мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению‑ руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблю‑дения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.

Результаты проведенного наблю‑дения фиксирую‑тся в рапорте или справках, с приложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ст. 11 Федерального Закона об ОРД могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность и достоверность технических источников информации могут быть проверены в ходе отдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника в качестве свидетеля по делу, проведению‑ между ним и заподозренным очной ставки) или в ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную‑ запись телефонных переговоров наблю‑даемого лица, вымогаю‑щего деньги, с его жертвой, как правило, проводят фоноскопическую‑ экспертизу. При этом специалист нередко в состоянии сделать категоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, но и определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся разговор, о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных трасс и тому прочее). Все это, в своей совокупности, нередко позволяет убедить суд в объективности и достоверности представленной информации.

Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяю‑щее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).

Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто – необходимо опознать представляю‑щее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению‑, дабы сравнить с каким-то «аналогом».

Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблю‑давшим данное лицо. Одно из основных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого) лица.