Файл: "Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, Закону Российской Федерации "О государственной тайне" в июле 2018 г. исполнилось двадцать пять лет. За прошедшие четверть века российский закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для Российского государства значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства. Сейчас охрана государственных секретов проходит в условиях сформировавшихся, и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества, что детерминирует необходимость анализа.

Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства, и экономической конкуренции. Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия. В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений.

    • советский период сложилась в достаточной мере слаженная система

обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве.

  • системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима.

6

Время, прошедшее с момента принятия действующего Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, - по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос не только о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.

Известно, что при принятии Закона Российской Федерации "О государственной тайне" традиционно используемая в советский период для служебной тайны степень "Секретно" была отнесена законодателем к степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. В.Н. Верютин верно подметил, что у этого решения имеются положительные и отрицательные последствия. Положительным представляется, что это позволило сохранить от бесконтрольного распространения огромный массив ценной государственно значимой информации, а отрицательным - многократное и не всегда обоснованное увеличение объема сведений, защищаемых в режиме государственной тайны1.


Потребности гармонизации законодательства в свете региональных интеграционных процессов требуют исследования разумности дальнейшего сохранения существующей системы и возможности возвращения к использовавшемуся в советский период понятию "государственные секреты", объединявшему государственную и служебную тайну, что соответствует основным идеям Модельного закона о государственной тайне, принятого Парламентской ассамблеей ОДКБ, и поддерживается рядом специалистов2. В этом аспекте в новом ракурсе встает вопрос о правовом режиме служебной тайны.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных ученых — специалистов в области теории и истории права и государства, в том числе М.А. Абдуллаева, А.В. Васильева,

1 Верютин В.Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне / В.Н. Верютин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 4. С. 313 - 323.

2 Юсупов Р.М. О государственной тайне: история и современность / Р.М. Юсупов, М.А. Вус // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1(57). С. 51 - 77.

7

Р.Ф. Васильева, Г.В. Мальцева, Д.А. Керимова, З.А. Станкевича, Ю.А. Тихомирова, Т.М. Шамбы и других, а также ученых, специализирующихся в области конституционного права — С.А. Авакьяна, Н.А. Бобровой, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Ю.Л. Шульженко и других.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере установления, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации, практика их реализации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно-научных методов — технико-юридический, статистический, сравнительно-правовой и иные методы, в соответствии с которыми диссертант рассматривает общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования института государственной тайны в Российской Федерации.


Нормативную правовую базу исследования составляют Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской

Федерации. Помимо этого, были проанализированы решения Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

Цель заключается в изучении общественных отношений, связанных с правовым регулированием государственной тайны, выявлении ее

8

особенностей, специфики регулирования отраслевым законодательством и разработке практических предложений и рекомендаций по повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Цель исследования достигается посредством решения следующих

задач:

  • рассмотреть понятие и характерные особенности государственной тайны как правовой категории;
  • проанализировать правовую основу государственной тайны;
  • рассмотреть порядок отнесения сведений к государственной тайне и процедуру их засекречивания;
  • рассмотреть порядок защиты государственной тайны;

проанализировать проблемы и перспективы правового регулирования института государственной тайны в Российской Федерации.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней дан комплексный анализ государственной тайны как объекта правового регулирования с учетом современных реалий.

9

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГОСУДРАВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной,

внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Таким образом, дефиниция охватывает собой сведения (совокупность информации) в определенных сферах жизнедеятельности государства.


Закон о государственной тайне относит к носителям сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

Как следует из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления3.

Отметим, что данный закон содержит более широкую трактовку: конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Общеизвестно, что видов конфиденциальной информации достаточно много: коммерческая тайна, тайна следствия, адвокатская тайна и другие.

Помимо этого, данный закон содержит ряд дефиниций, принципиальное значение для рассматриваемой темы, в том числе «распространение

3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

10

информации», «предоставление информации». Согласно данному закону, предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

Кроме того, данный закон виды информации, к коим относится:

электронное сообщение - информация, переданная или полученная

пользователем информационно-телекоммуникационной сети; документированная информация - зафиксированная на материальном

носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

Анализ положений Закона о государственной тайне, позволяет сделать вывод о том, что в отношении государственной тайны речь, как правило, идет об электронном носителе, на котором информация отображается в виде символов, образов, сигналов. Специфика хранения информации указывает на использование именно электронного носителя.


Как правило, в отношениях по поводу государственной тайны широкое распространение получили носители для долговременного хранения, срок эксплуатации которых не определен и не ограничен, а прекращение выполнения функции хранения может быть обусловлено только случайными обстоятельствами. В отдельных случаях могут быть использованы и носители для кратковременного хранения, функции которых прекращаются

11

по истечении установленного времени их эксплуатации завершением цикла работы с данной информацией и иными закономерными процессами, в силу действия которых носитель не может использоваться в соответствии с его целевым назначением в будущий период времени.

Решение любой проблемы, в идеале, требует системного подхода, поэтому в Законе о государственной тайне предусмотрено понятие системы защиты государственной тайны. Под ней понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Под средствами защиты информации понимаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Таким образом, средства защиты, упомянутые в Законе не носят исчерпывающий характер.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Важным значением для сохранности государственной тайны являются вопросы допуска и доступа к государственной тайне.

Допуск охватывает собой две процедуры, схожие по порядку их реализации и содержанию, но отличающиеся по их последствиям и субъектному составу. Указанные процедуры характеризуют порядок (процессуальные аспекты) получения возможности работы с информацией, отнесенной к категории государственной тайны, но фактически они характеризуют не допуск, а доступ к таким сведениям, поскольку именно доступ является конечным результатом процедуры. Граждане в качестве результата реализации ими процессуальных действий получают доступ к

12

государственной тайне, а юридические лица - право на проведение работ с указанной информацией.