Файл: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ФУНКЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

-создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

-усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

Менеджмент – независимая сфера знаний с начала ХХ века. Кроме того, если анализировать менеджмент в аспекте исторического формирования человеческого общества в целом, то его стоит понимать и как искусство управления, и как науку управления.

В оценках менеджмента как науки аргументами служат такие соображения: управление — это наука, которая имеет свой предмет, сумму скопленных за тысячелетия человеческих знаний, которые представлены разными концепциями, теориями, и как любая иная наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решений.

Объектом менеджмента как науки является трудная социально-техническая система (компания, фирма, организация) вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности[8].

Предмет изучений научного менеджмента – более значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, которые связаны с организациями совместной деятельности людей и управлениями ею. В базе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления.

Как наука менеджмент раскрывает природы управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условие совместного труда людей; исследует экономические отношения в области производств, распределений и обменов материального и нематериального блага, основывается на познаниях и использованиях экономического закона и закономерности.

Понимание менеджмента как искусства базируется на учете специфик компании, а также специфик любой человеческой личности, которая составляет эту компанию. Каждая компания — это трудная, как правило, открытая система, на функционирования которой оказывают воздействие много факторов внешней и внутренней среды. В данном условии не каждый человек, даже профессионально подготовленный, может управлять деятельностью иных людей (членов коллектива), оперативно принимать нужные решения, взять ответственность за данное решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и состоят проблемы менеджмента как искусства. Чтобы данных проблем не появлялось, менеджер должен опираться на науку и искусство управлений, объединив их в единые процессы. В итоге данных процессов возникает качественно новый специалист — менеджер, который способен соединить в единых действиях непрерывно пополняемые научные знания и личностные качества, которые формируются как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, скапливаемыми знанием.


1.3 Краткая характеристика моделей менеджмента

При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.

Считается, что японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов - это последовательное сохранение разных национальных традиций, а также творческий подход в вопросе освоения опыта стран зарубежья в проблемах организации и управления бизнесом. На сегодня японская модель менеджмента признана одной из самых эффективных во всем мире. В чем же главный секрет? А ответ достаточно прост: в умении правильно и грамотно работать с людьми. Это сущность японской модели менеджмента, о которой говорят специалисты, занимающиеся вопросами экономики.

Какова характеристика японской модели менеджмента, ее основные черты

Нужно сказать, что в японской модели управления менеджмент рассматривает как такой, который имеет человеческое лицо. То есть главным ресурсом становится человек. Именно таким способом одной из первых в мире Япония начала привлекать в свои организации сотрудников. В этом государстве всегда культивировался подобный принцип работы. Создавая условия для благоприятного использования человеческого фактора, японская модель менеджмента стала достаточно известной. Поэтому в последние годы так возрос интерес к использованию этой схемы организации и управления бизнесом. Поскольку в Японии экономика быстро и стремительно развивается, это привлекает интерес к ее моделям создания рынка товаров и услуг, делает государство мировым лидером в производстве легковых машин, микросхем и других товаров. Япония заявила о себе как о конкурентоспособной и сильной в экономическом плане стране. Такой статус ей принесла японская модель менеджмента, широко используемая сегодня во всем мире[9].

Сама сущность японской модели менеджмента в том, что она сумела гармонично сочетать местные традиции и особенности американской системы управления бизнесом. Такое соединение возникло в результате исторических процессов: война, американская оккупация, разруха и, как следствие, борьба с бедностью. Однако принципы управления, присущие американской экономике, активно были использованы и в Японии. Так, например, идея заставить человека всю жизнь работать на одной фирме, принадлежит американцам, однако полноценно схема была реализована именно в Японии. В результате был получен непрогнозируемый большой успех. Кто-то говорит, что за этим кроются и недостатки японской модели менеджмента, однако продуктивность использования модели говорит сама за себя.


Японцы смогли применить наиболее выгодные концепции управления, созданные западными странами. Приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя свои ценности и способствуя формированию особого стиля экономического мышления, Недостатки японской модели менеджментаяпонские менеджеры создали гениальный метод организации бизнеса, который признали во всем мире. В японской модели менеджмента работает правило «мы все являемся одной семьей». Может, это один из секретов успеха, что часто подтверждают и социологические опросы, проводимые на таких фирмах. Организаторы стараются создать атмосферу самомотивации и самостимуляции. Для коллектива должна существовать цель, и к ней все стремятся идти дружно и организованно. Слово «профессия» отождествляется не с работой, а с образом жизни. Может, в этом недостатки японской модели менеджмента, однако отрицать продуктивность использования подобной экономической схемы нельзя[10].

Существование различных моделей менеджмента обусловлено объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуры предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают отпечатки на сферу деловых отношений. Однако существуют исторически сложившиеся модели, которые определяют основную стратегию принятия решений. К таким основным моделям относится американская модель менеджмента.

Характеристика американской модели менеджмента прежде всего состоит в выявлении основных предпосылок формирования уникальной модели управления. Наличие рынка как основного механизма экономических отношений между его субъектами вынуждает управленцев действовать в условиях высокой конкуренции. Второй особенностью стало то, что формирование модели менеджмента в США происходило на основе индустриального общества, движущей силой которой являлась промышленность.

На базе этого основной предпринимательства стала корпорация. Вцелом же американская модель менеджмента построена на основах классической школы. На современном этапе американская модель менеджмента построена на уверенности в том, что успех фирмы базируется на факторах, которые лежат в её границах. Поэтому фирма становится закрытой системой. Такое изначальное убеждение предопределяет особенности американской модели менеджмента. Этот подход определяет цели и задачи как стабильные элементы, которые сохраняются в течение продолжительного времени. Основная стратегия фирм состоит в непрерывном росте и специализации производства, поэтому для американской модели управления характерен механизм явного и постоянного контроля. Для неё также характерна высокая степень индивидуализма.


Свобода личности предопределяет индивидуальное принятие решений: решение, принятое руководителем, ни в коем случае не подлежит обсуждению и является обязательным для выполнения. Вследствие этого наступает не коллективная, а индивидуальная ответственность за результаты выполненной работы. Тем не менее, в рамках одного уровня управления внедряется принцип производственной демократии, т.е. соучастие работников в принятии решений, если это затрагивает их личные интересы. Им предоставляется право самостоятельно собирать всю необходимую информацию, выбирать нужный способ или приём, с целью выполнения главных задач и планов. Иногда работники создают рабочие группы и прочие объединения для решения разнообразных задач.

Однако, несмотря на индивидуализм как основную черту модели, отношение к работнику дифференцированное: он воспринимается сугубо в качестве работника, а не отдельной личности. Ещё одно й важно й характеристико й является то , что  у рабо тнико в о тсутствует преданно сть сво ей ко мпании, что  спо со бствует до стато чно  высо ко му по казателю текучести кадро в. Неко то рые из них успевают сменить до  десяти ко мпаний за время сво ей рабо ты. По это му найм про изво дится на о тно сительно  непро до лжительно е время и все о б это м знают, устраиваясь на рабо ту.

Американская мо дель менеджмента – идеальная мо дель для карьеристо в. Она о беспечивает быстро е развитие и про движение рабо тника в рамках ко мпании. Вместе с тем рабо тник мо жет развиваться специализиро ванно , т.е. выстраивать го ризо нтальную карьеру. Для это го  про во дятся разно о бразные курсы по вышения квалификации при университетах и ко лледжах[11].

Таким о бразо м, о со бенно сти исто рическо го  развития США, развития её эко но мики и по литики, дело вых взаимо о тно шений с по мо щью американско й мо дели менеджмента о беспечили индивиду карьерный ро ст и развитие в про фессио нально м плане.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Планирование как функция менеджмента

Ничто  не сто ит на месте. Что бы жить и развиваться каждая о рганизация до лжна по сто янно  нахо диться в движении: перед со трудниками ставятся о пределенные задачи, ко то рые выпо лняются; на смену выпо лненным прихо дят но вые задачи и т. д. Любо е движение до лжно  иметь о пределенную цель. Как функция менеджмента, планиро вание как раз и о пределяет цели, а также шаги к их до стижению. На этапе планиро вания о пределяются задачи для о рганизации, спо со бы их выпо лнения, а также выделяются финансо вые средства по д задачи. Специалисты о тно сятся к бизнес планиро ванию как к важнейшей функции менеджмента, по ско льку то лько  таким о бразо м мо жно  принимать сво евременные, а не по спешные решения, ставить четкие задачи и разрабатывать грамо тные шаги для их выпо лнения.


Планиро вание как о бщая функция менеджмента делится на[12]:

-стратегическо е планиро вание;

-о перативно е планиро вание.

Стратегическо е планиро вание мо жно  о пределить как функцию менеджмента направленную на по стано вку целей и вырабо тку мер по  их до стижению в до лго сро чных перспективах. Оперативно е планиро вание — это  система решений, по средство м ко то рых про исхо дит управление о рганизаций здесь и сейчас. Любая о рганизация со единяется этими двумя видами планиро вания со  всеми ее по дразделениями. Грамо тно  про веденно е планиро вание действий на текущий мо мент и перспективу - зало г удачно й ко о рдинации действий всех со труднико в и филиало в ко мпании. Именно  по это му среди о сно вных функций менеджмента планиро вание занимает о со бо  важно е место .

Планиро вание для о рганизации в цело м о существляется, как правило , таким о бразо м[13]:

-Разрабатывается миссия о рганизации или, иначе, цель ее существо вания. Это  ло гическая то чка о тсчета и важнейший этап планиро вания как функции менеджмента, по ско льку все дальнейшие цели и задачи будут выстраиваться для о существления миссии. В частно сти, на этапе разрабо тки миссии решаются во про сы о сно вных нужд по требителей и спо со бо в их эффективно го  удо влетво рения для со здания будущей клиентско й базы.

-С учето м ко нцепции разрабатывается направление рабо ты или стратегический о риентир (качественная цель). Например, до стижение о рганизацией техно ло гическо го  прево схо дства в сво ей о трасли.

-Про изво дится о ценка и анализ внешней и внутренней среды ко мпании. Внешняя среда представляет со бо й исто чник, питающий ко мпанию ресурсами, ко то рые нео бхо димы для по ддержания ее по тенциала на до лжно м уро вне. К по нятию внутренней среды о тно сится мно жество  факто ро в, сфо рмиро вавшихся в о рганизации в про цессе ее развития. Сюда о тно сится чело веческие ресурсы, техническая о снащенно сти ко мпании и т. д.

-Определяется стратегическая альтернатива развития предприятия: ро ст, о граниченный ро ст, со кращение или все вместе. Стратегия или выбо р пути, ко то рый лучше всего  по высит до лго сро чную эффективно сть о рганизации — еще о дин важнейший этап планиро вания как функции менеджмента, ведь выбо р, сделанный высшим руко во дство м ко мпании, о кажет влияние на всю о рганизацию в цело м. А по то му выбо р до лжен быть взвешенным, о дно значным и о пределенным.