Файл: Ценные бумаги: понятие, виды, общие положения о правовом режиме (Понятие ценной бумаги ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативными актами установлены некоторые особенности совершения сделок с ценными бумагами. Прежде всего, Закон о рынке ценных бумаг требует, чтобы лицо, желающее приобрести ценные бумаги, имело возможность получить об этих ценных бумагах необходимую информацию. В этих целях установлена обязанность эмитента раскрывать информацию о выпуске им ценных бумаг, о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента; о реорганизации эмитента; о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов, и т.п. Информация об этих фактах направляется эмитентом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган, а также публикуется эмитентом не позднее пяти дней с момента наступления этих фактов в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента. 

В отношении владельцев ценных бумаг установлена обязанность осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента, за исключением облигаций, не конвертируемых в акции, в случаях, предусмотренных ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг. Владелец раскрывает указанную информацию (содержащую имя или наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих ему ценных бумаг) путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа.

Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках при приобретении лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций, требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании[16]

Порядок ведения налогового учета по операциям реализации ценных бумаг регламентирован ст. 329 НК РФ, а также ст. 328 НК РФ в части налогового учета доходов и расходов в виде процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. 

Доходы и расходы по операциям реализации или прочему выбытию ценных бумаг приведены в ст. 280 НК РФ. В соответствии с указанной нормой доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. Положения данной статьи распространяются на все виды ценных бумаг (обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, ценные бумаги эмиссионные и неэмиссионные, процентные и беспроцентные). Правила, предусмотренные данной статьей, действуют и в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг, но с учетом положений ст. 281 НК РФ, определяющей особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами. 


Порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами зависит от того, признаны ли они обращающимися на организованном рынке или нет. Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке, если отвечают совокупности следующих условий (ст. 280 НК РФ): 

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством; 

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами; 

3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством. 
 По общему правилу для целей налогообложения рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном фондовом рынке, признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки[17]

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. 

Для целей налогообложения в качестве рыночной цены может быть принята фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, при соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше. В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

Если ценная бумага не обращается на организованном рынке ценных бумаг, то интервал цен определяется по аналогичной ценной бумаге.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок ценных бумаг – явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали опыт практической работы с ценными бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги. Возможно, поэтому ценные бумаги с таким трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим соотечественникам не только ценные бумаги, но и кредитные карточки, которые давно стали привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным.

Хозяйствование в условиях рыночной экономики потребовало возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом оформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового регулирования отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном временном этапе нормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что немаловажно для обеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в целом. Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», а также некоторые другие регулирующих рассматриваемую сферу, составляют определенную систему регулирования правоотношений участников рынка ценных бумаг, что позволяет устранять многочисленные разночтения и споры. Большое значение приобретают нормативные акты, определяющие порядок обращения и режим отдельных видов ценных бумаг.

Так применение этих законов и практическая деятельность на рынке ценных бумаг выявила проблему обращения дробных ценных бумаг. Данные ценные бумаги закреплены в российском гражданском законодательстве как часть целой ценной бумаги, с такими же признаками. Такое положение нам представляется неприемлемым поскольку дробная ценная бумага является частью целого. Часть и целое не позволяют рассматривать как одновременно существующие самостоятельные объекты гражданских прав. Необходимо устранить данное противоречие в законодательстве.

Действующее законодательство не отличается четкостью и последовательностью в объеме прав предоставленных документарной и бездокументарной ценной бумагой. Так, Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 16), устанавливающий, что "любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в статье 2 настоящего Федерального закона", не учел положения статьи 149 ГК РФ, полностью и без всяких оговорок приравняв бездокументарные и документарные ценные бумаги друг к другу. Это противоречие в законодательстве также необходимо устранить.


Само по себе приобретение ценной бумаги на предъявителя, надлежащим образом эмитированной в гражданский оборот, подчиняется определенным правилам. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает иное понятие добросовестного приобретателя, чем то, которое известно гражданскому законодательству. Согласно данной правовой норме добросовестный приобретатель – лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное. Нет особой нужды говорить, что это понятие не соответствует Гражданскому кодексу РФ и резко сужает возможный объем гражданско-правовой защиты вещных прав на ценные бумаги на предъявителя.

Необходимо и дальше следовать принципам преемственности в развитии нормативной правовой базы; использования гражданского права для развития фондового рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих его становлению и развитию. Неотложными видятся задачи, которые предстоит решить в процессе совершенствования нормативной базы:

а) преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов, в частности, касающихся восстановления прав по утраченным ценным бумагам.

б) пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;

в) создание разнообразных форм компенсаций, систем взаимных гарантий страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг.

д) обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, ужесточение требований к достоверности информации.

е) создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;

ж) стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;

и) усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,

л) совершенствование системы ответственности юридических и физических лиц за правонарушения на рынке ценных бумаг путем принятия соответствующих федеральных норм.

Подводя итог, нужно подчеркнуть, что, рынок ценных бумаг не является чем-то постоянным, он все время находится в движении, в развитии, заимствуя и порождая новые формы и виды ценных бумаг.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2017. - 368 c.
  2. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2012. - 352 c.
  3. Винер Ф.А. Биржа / Ф. А. Винер; пер. с нем., ред. Р. С. Куракин, пер. с нем., ред. К. В. Мротцек, авт. предисл. Д. М. Щекин. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 529 c.
  4. Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А.Галанов. – М.: ИНФРА – М, 2013 – 378 с.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)
  6. Гузнов, А. Г. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография / А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 438 с.
  7. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2015. - 688 c.
  8. Лифлянд, Л. И. A Century of Stocks and Bonds: The Secrets of Imperial Russia. Век акций, рент и облигаций. Ценные бумаги Российской империи (комплект из 2 книг) / Л.И. Лифлянд, Ю.А. Петров. - Москва: РГГУ, 2017. - 496 c.
  9. Никитина, Т. В. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 139 с.
  10. Петров, М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / М.И. Петров. - М.: СПб: Питер, 2015. - 240 c.
  11. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / Н. И. Берзон [и др.]; под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  12. Рынок ценных бумаг: учебник/ В.А. Лялин В.А., П.В. Воробьев – М.: Проспект, 2013 – 400 с.
  13. Семенкова, Е. В. Операции с ценными бумагами / Е.В. Семенкова. - Москва: Наука, 2017. - 328 c.
  14. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 07.04.2020) "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) / КонсультантПлюс
  15. Чалдаева, Л. А. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева, А. А. Килячков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 381 с.
  1. Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А.Галанов. – М.: ИНФРА – М, 2013 – 378 с. – С. 76

  2. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / Н. И. Берзон [и др.]; под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с. – С. 32-33

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011) – С. 118-120

  4. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2015. - 688 c. – С. 65-66

  5. Там же. – С. 98-99

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011) – С.218

  7. Там же. – С. 220

  8. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 07.04.2020) "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) / КонсультантПлюс.- С. 219-223

  9. Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А.Галанов. – М.: ИНФРА – М, 2013 – 378 с. – С. 92-99

  10. Чалдаева, Л. А. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева, А. А. Килячков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 381 с. – С.165-167

  11. Семенкова, Е. В. Операции с ценными бумагами / Е.В. Семенкова. - Москва: Наука, 2017. - 328 c. – С. 187-189

  12. Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2017. - 368 c. – С. 65-68

  13. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2015. - 688 c. – С. 317-319

  14. Рынок ценных бумаг: учебник/ В.А. Лялин В.А., П.В. Воробьев – М.: Проспект, 2013 – 400 с. – С. 167-168

  15. Винер Ф.А. Биржа / Ф. А. Винер; пер. с нем., ред. Р. С. Куракин, пер. с нем., ред. К. В. Мротцек, авт. предисл. Д. М. Щекин. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 529 c. – С. 319

  16. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2012. - 352 c. – С. 91-92

  17. Лифлянд, Л. И. A Century of Stocks and Bonds: The Secrets of Imperial Russia. Век акций, рент и облигаций. Ценные бумаги Российской империи (комплект из 2 книг) / Л.И. Лифлянд, Ю.А. Петров. - Москва: РГГУ, 2017. - 496 c. – 213-214