Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДЕНИЙ О ФАКТАХ О.Р.М.

2.1 Нормы оперативно-розыскного закона, определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме

2.2 Нормы оперативно-розыскных законов, непосредственно определяющие статус оперативно-розыскной информации

3. СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

3.1.Содержание оперативно-розыскной информации

3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

3.3 Фиксация оперативно-розыскной информации

3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела

4. СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ДОСТУПУ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

30 декабря 1922 года 1-ый Всесоюзный Съезд Советов для выполнения достигнутых решений принял Декларацию и Договор об образовании Союза ССР. Напрямую связанные с этими событиями в государственно-правовом положении РСФСР, а так же изменения социально-экономического характера, потребовали создания новой Конституции.

данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п.).

Таким образом законодатель в оперативно-розыскном законе обозначает с определенными особенностями спектр данных, образующих результами оперативно-розыскной деятельности.

3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

Условия добывания оперативно-розыскной информации можно разделить на общий и особый вид проведения оперативных мероприятий в интересах добывания оперативно-розыскной информации.

Общий вид касается оперативно-розыскных мероприятий, объем, форма, приемы проведения которых не затрагивают конституционных прав объектов оперативно-розыскной деятельности. Однако и в этом случае для проведения ОРМ необходима санкция непосредственного руководителя оперработника, приступающего к их осуществлению.

Особый вид касается ОРМ, затрагивающих конституционные права объектов ОРД. Он предполагает не только наличие разрешения непосредственного руководителя оперработника, но и санкцию надзирающей инстанции. Что касается правовых последствий нарушения такого “особого” вида проведения оперативно-розыскных мероприятий и их влияния на статус полученной информации, то здесь нарушение процедур, связанных с основами и условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволяет объекту оперативно-розыскной деятельности обжаловать и отрицать соответствующие показания. При этом сведения, полученные при помощи средств оперативной деятельности проникающего характера без санкции надзирающей инстанции должны быть незамедлительно уничтожены, а лица, нарушившие оперативно-розыскной закон, понести ответственность в соответствии с законом. Данное положение как бы “выводится” из норм этих оперативно-розыскных законов, устанавливающих основания и оговаривающих условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.


3.3 Фиксация оперативно-розыскной информации

Результаты оперативно-розыскного процесса, то есть фактические сведения о фактах и обстоятельствах, полученные в установленном законодателем порядке, подлежат отражению в оперативно-служебных документах. Они могут быть зафиксированы и на материальных носителях, то есть физических носителях информации в виде фонограмм, видеограмм, кинолент, фотопленок, фотоснимков, магнитных, лазерных дисков, используемых, в частности, для фиксации результатов ОРМ, проводившихся с использованием различных технических средств либо результатов специфичных оперативно-технических мероприятий в виде прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, и материальные носители оперативно-розыскной информации пополняют информационный ресурс оперативного подразделения в следующих известных формах:

а) дел оперативного учета;

б) информационно-поисковых систем;

Ряд вопросов (представительство в международных отношениях, заключение политических и иных соглашений с другими государствами, объявление войны, заключение мира, организация и руководство ВС Союза ССР, руководство внешней и внутренней торговлей и другие), находящихся в сфере полномочий при Конституции 1918 года у высших органов власти РСФСР, был передан в компетенцию Союза ССР.

Ещё одно явное отличие Конституции 1925 года от Конституции 1918 года связанно с созданием Союза ССР, а именно связано оно с высшими органами управления - наркоматами. Наркоматы подчинялись и несли ответственность только перед органами власти и управления РСФСР (ВЦИК и СНК). В новой Конституции был учтен опыт предшествующих лет работы наркоматов в Союзном государстве, что привело к нормативному утверждению двух категорий наркоматов – республиканских и объединённых.

Конституция 1925 года включала в себя несколько сравнений с первой Конституцией. Так, вместо лозунгов установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, которые были продиктованы тяжелейшим временем гражданской войны, пришли на смену в новой Конституции призывы «гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет деления на классы» .


Также в новой Конституции достаточно широко разработаны статьи, связанные с федеративным устройством РСФСР. Решения 7-го, 8-го, 9-го Всероссийских Съездов Советов были направлены на регулирование полномочий Президиума ВЦИК. Несмотря на ряд различий, обе Конституции имеют много общего в своих основных положениях. Так как принимались они в один и тот же период исторического развития, направлены они были, прежде всего, на подавление эксплуататорских классов в государстве и победу социализма. В Конституции 1918 года эксплуататорские элементы были лишены права выбора, это было важным решением, которое гарантировало победу в борьбе социализма. В Конституции 1925 года это решение оставалось неизменным, что в конечном итоге победоносно завершило борьбу в установлении советской власти в стране. Вскоре после принятия второй Конституции, страну ждал новый этап развития - «Социалистическая индустриализация». Этот этап потребовал новых изменений в советских Конституциях, равно как и в Конституции РСФСР. Необходимые изменения Конституции 1925 года проходили во время 13 – 15-ых Всероссийских Съездов Советов (1927-1931 годы). 14-ый Съезд утвердил изменение 37 статей Конституции, в том числе увеличение периода между съездами и возможность, созыва чрезвычайных сессий ВЦИК по требованию краевых и областных исполкомов. Изменение статьи 15 в Конституции РСФСР было дано в определении «социалистическая государственная собственность».

Несколько законодательных актов, принятых во время действия второй Конституции РСФСР, относились к местным органам власти и управления. Такими актами являлись положение о сельских советах и исполкомах, положение о горсоветах, а так же инструкция о выборах в советы и на съезды советов. Появление этих актов свидетельствовало о важных задачах, поставленных местным органам власти в рамках возрождения народного хозяйства. Как уже не однократно было упомянуто ранее, социализм требовал вовлечения больших масс трудящегося населения не только для работы по реконструкции сельского хозяйства или индустриализации, но и для работы в исполнительных органах. Расширение советского демократизма характеризовали такие законодательные акты, как декрет ВЦИК «О привлечении на выборы всех имеющих избирательные права трудящиеся национальных меньшинств», постановление 3-й сессии ВЦИК 12-го созыва «О мероприятиях по введению всеобщего начального обучения», постановление ВЦИК «Об отзыве депутатов». В период действия второй Конституции приоритет образования национальных автономий уступил преобразованию, тем самым поднимая их на более высокую ступень государственности. Так, с 1926-1935 года Киргизская, Каракалпакская, Удмуртская и Калмыцкая автономные области были преобразованы в автономные республики. Время действия второй Конституции, 1925-1936 годы, - можно назвать основным этапом для социалистической реконструкции народного хозяйства и подавления остатков эксплуататорских классов.


Конституция Союза ССР, принятая в 1924 году и другие Конституции союзных республик, созданные из основы Конституции СССР, не отвечали условиям исторического этапа развития государства. Для решения этой проблемы в 1935 году 7-ой Съезд Советов Союза ССР вынес постановление об изменении советской Конституции.

Для выполнения постановления была разработана и 5 декабря 1936 года принята новая Конституция Союза ССР. В январе 1937 года, взяв за основу Конституцию Союза ССР 1936 года, была принята 17-ым Всероссийским Съездом Советов новая Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция 1937 года сильно отличалась от Конституции 1925 года. В Конституции 1937 года с особым вниманием была прописана экономическая составляющая Советского государства.

С принятием Сталинской Конституции Союза ССР, подверглась изменению и система органов верховной власти РСФСР и автономных республик, а также всех субъектов Союза. Конституция 1937 года ввела новую систему власти. На смену системе Съездов Советов пришла система Советов депутатов трудящихся, а точнее, в республиканских и местных советах в краях, областях, округах и районах был сформирован Верховный Совет.

Было принято всеобщее избирательное право посредством тайного голосования. Так же подверглась изменению и судебная система: было введено право прямого и равного избирательного права для формирования народных судов. До этого момента никогда ранее в Конституциях не принимались положения, устанавливающие основы судоустройства.

Также Конституция зафиксировала важные нормы обязанностей перед государством. «Защита Отечества, есть священный долг каждого гражданина РСФСР» - так прописано в 137-ой статье Конституции, а предательство Отечества является самым страшным преступлением. Важность укрепления государства, увеличение военного влияния и сохранение безопасности, - были очевидными мерами для развития молодого советского государства и его суверенитета, что отчётливо прослеживалось к моменту принятия новой Конституции.

3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела

Это сведения, полученные в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий, и достаточные для того, чтобы сделать вывод о налячии события преступления, квалифицируемого по конкретной норме Особенной части У К Российской Федерации. Это данные о признаках противоправного деяния, о лицах его совершивших, очевидцах содеянного, месте и времени обнаружения преступления. Вся эта информация может излагаться в письме, ином сообщении на имя конкретного должностного лица — руководителя следственного аппарата. К нему могут прилагаться оперативно-служебные документы, отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий с учетом ограничений, установленных ст. 12 Федерального закона об О.Р.Д. Все эти материалы должны быть упорядочены, иметь сквозную нумерацию, оригиналы документов на иностранном языке обеспечены переводом, удостоверенным соответствующими должностными лицами.
По мере развития Советской страны и расширения Советской власти в борьбе с белогвардейскими мятежами, Советская Республика всё больше стала похожа на «Военный лагерь». Название заголовка постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 года «Советская Республика – военный лагерь» говорит само за себя.


В вышеуказанном постановлении говорилось, что «…все силы и средства Социалистической Республики, отдаются в пользование Советской Власти для ожесточенной борьбы с насильниками. Все граждане, независимо от возраста и рода деятельности, будут обязаны беспрекословно выполнять поставленные перед ними задачи по обороне страны Советской Властью».

Это было обусловлено огромной нехваткой вооружения и провизии, что добавляло ещё больше беспокойств и без того не лёгкое время для Советского народа.

В начале 1920 года, когда борьба с белогвардейцами и интервентами достигла критического напряжения, СНК издаёт декрет о всеобщей трудовой повинности, регламентируя нормы её реализации.

Одной из главных задач Советской власти во время Гражданской Войны было организованное обеспечение и усиление армии Советской республики, а так же создание единого государственного аппарата управления для лучшей координации с военным ведомством касательно военных действий и с другой стороны контроль хозяйственных органов для максимального снабжения в вопросе обороны страны.

На законодательном уровне эта задача была решена ещё 19 августа 1918 года принятием декрета СНК «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного Комиссариата по Военным Делам» и постановления ВЦИК от 30 ноября 1918 года «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны».

Важно отметить, что на территориях освобожденных от белогвардейцев и интервентов в целях поддержания революционного порядка власть передавалась революционным комитетам (ревкомы), так же власть могла быть передана и на прифронтовых территориях а иногда и там где Революция уже прошла (в тылу).

Однако Конституцией эти комитеты ни как не были определены, что несколько осложняло ситуацию. Не было также чёткой системы взаимоотношений с другими органами и не были определены рамки полномочий этих комитетов.

Ревкомы получили своё законодательное отражение в особом положении, изданным ВЦИК и Советом Рабоче-Крестьянской Обороны 24 октября 1919 года.

Это был последний важный законодательный акт, изданный к Конституции 1918 года в период гражданской войны и формирования нового Советского государства. Нормативно-правовые акты в этом периоде показывают важные особенности периода гражданской войны.

После окончания гражданской войны, перед разрушенной Советской Республикой стояли новые задачи по устранению последствий войны и модернизацией всего государства.