Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДЕНИЙ О ФАКТАХ О.Р.М.

2.1 Нормы оперативно-розыскного закона, определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме

2.2 Нормы оперативно-розыскных законов, непосредственно определяющие статус оперативно-розыскной информации

3. СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

3.1.Содержание оперативно-розыскной информации

3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

3.3 Фиксация оперативно-розыскной информации

3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела

4. СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ДОСТУПУ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

В постановлениях 8-го Всероссийского Съезда Советов в декабре 1920 года был рассмотрен план электрификации Советской Республики, также этот план известен как «ГОЭРЛО», позже ставший основой для восстановления народного хозяйства.

Весной 1920 года, когда появилась возможность начать планомерное восстановление народного хозяйства, Совет Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны. Когда 8-ой Съезд Советов утвердил положение об этом государственном органе «…была поставлена задача теснейшего объединения работы на фронте труда».

Восстановление народного хозяйства проводилось по схеме НЭПа, которую утвердили такие документы, как декрет ВЦИК о замене продразвёрстки налогом, и наказ СНК о внедрении в работу по восстановлению хозяйства по средствам НЭПа.

Как показала практика, пяти лет хватило для того, чтобы реализовать НЭП и практически полностью восстановить народное хозяйство, несмотря на сильнейшие разрушения из-за эксплуататорства империалистического строя и последствия нескольких войн. После такого успеха, который дался путём нечеловеческих усилий, страна была готова к новой фазе развития, которая в отечественной истории носит название «Индустриализация».

Из вышесказанного можно заключить, что Конституция 1918 года включала в себя две фазы формирования государства: фазу гражданской войны и фазу реанимации сельского хозяйства по средствам НЭПа. В период 1918-1925 было издано множество законодательных актов, которые развивали и расширяли разные положения Конституции.

Будет справедливо начать с актов, которые относятся к высшим органам власти РСФСР.

Первая Конституция РСФСР не имела статей и положений, определяющих компетенцию Президиума ВЦИК, также не был установлен порядок созыва сессий и сессионных заседаний пленумов ВЦИК.

Так же не были освещены и другие важные вопросы: о сроках Созыва Всероссийских Съездов Советов и сессий ВЦИК, о правах Президиума ВЦИК, о разграничении компетенции ВЦИК и СНК, о правах и обязанностях членов ВЦИК.

Именно для определения этих белых пятен на законодательном уровне были выпущены постановления 7, 8, и 9-го Всероссийских Съездов Советов о советском строительстве и в положении ВЦИК, принятые 5 января 1922 года и декрет ВЦИК от 14 сентября 1921 года «О порядке внесения отдельными народным комиссариатами проектов декретов и постановлений во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет».

По мере развития страны были образованы новые учреждения. Совет Обороны был переименован после окончания гражданской войны в Совет Труда и Обороны и Малый Совет Народных Комиссаров. Разделение полномочий и сфер деятельности этих государственных органов, как и СНК, было отражено в важном документе «Наказ», принятом СНК 24 января 1922 года.


В период действия первой Конституции были внесены важные изменения в положения наркоматов. Были строго разграничены функции наркоматов труда и социального обеспеченья, которые во время принятия Конституции были единым целым. В 1921 году, при совете Труда и Обороны, была создана Государственная Общеплановая Комиссия, которая отвечала за общегосударственное планирование развития сельского хозяйства, разрабатывая годовые планы, именуемые «контрольными цифрами». В 1924 году был ликвидирован Народный Комиссариат Внутренней Торговли.

В дополнение к Конституции 1918 года, была создана группа законодательных актов, регулирующих систему местных органов власти и управления. В нормативно-правовом аспекте этот вопрос был освещён в постановлениях 7, 8 ,9-го Всероссийских Съездов Советов по задачам Советского строительства.

Большую часть 8-го съезда посвятили вопросу о взаимоотношениях центральных и местных органов власти. Особую важность имеют документы, содержание которых отражает созданию и совершенствованию местных аппаратов власти, например: постановление Чрезвычайного 6-го Всероссийского Съезда Советов о комбедах и советах; инструкция ВЦИК от 2 декабря 1918 года о перевыборах сельсоветов и волостных исполкомов и постановления Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 года о регулярных перевыборах советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов и об организации горсоветов.

.

Доказательством по уголовному делу являются протоколы следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты и обстоятельства. Вполне закономерно, что если следователь своевременно проинформирован об обнаружениив ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств, то возможно произ-водство соответствующего следственного, судебного действияи формирование анализируемой категории доказательств.

4. СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Анализируя каталог оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих решение задач оперативно-розыскного процесса, нельзя оставить без внимания проблему соотношений оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве
Негативным обстоятельством, усложняющим формирование уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, следует признать отсутствие в оперативно-розыскном законе полного перечня и категорий оперативно-служебных документов, призванных
удостоверить происхождение соответствующей оперативно-процессуальной информации.


Сложными условиями было создано постановление от 8 февраля 1921 года. «Ожесточённая гражданская война отвлекла большое количество лучших советских работников на фронт и создала обстановку, при которой работа гражданского советского аппарата, естественно, сосредоточились в узких коллегиях исполнительных органов Советов и Съездов Советов, а главным образом в Президиумах Исполнительных Комитетах и в Революционных Комитетах». Как уже говорилось ранее, гражданская война призывала большое количество граждан, что повлекло за собой дефицит населения, в том числе и в кругах советских органов власти. Часто нарушались сроки созыва исполкомов и Съездов Советов. Бывали случаи совмещения исполкомов с губернскими и уездными исполкомами, что неминуемо влекло к закрытию горсоветов. Такие, хоть и вынужденные меры советской власти нарушали пункты Конституции и не отвечали её требованиям. Чтобы исключить подобные нарушения в будущем, были приняты решения 8-го Всероссийского Съезда Советов о советском строительстве постановления ВЦИК о горсоветах, о перевыборах советов и созыве в установленные сроки Съездов Советов.

Во время действия первой Конституции разворачивается создание советской судебной системы которую можно отчётливо разделить на 1918-1921 года (время гражданской войны), и на 1922 год и дальнейшие года (послевоенные годы).

Первым основанием новой законодательной системы был декрет о суде №1 принятый 5 декабря 1917 года. Состояла система судов из 2-х категорий судов: народных судов и революционных трибуналов. Однако последние в процессе ожесточенной гражданской войны получили особый статус. Их задачей было противостояние контрреволюционным преступлениям и другим преступлениям, которые были направлены на подрыв советской власти. Законодательно категория трибуналов была оформлена в акте от 12 апреля 1919 года. Уже в 1920 1-я сессия ВЦИК 7-го созыва внесла постановление о создании нового положения о революционных трибуналов. Главной чертой этого положение было предоставление подсудимому процессуальных прав. Это и некоторые другие примечания были утверждены 18 марта 1920 года в положении о революционных требуналах. Также борьбу осуществляли методами внесудебной репрессии Всероссийским Чрезвычайным Комитетом, который был организован 20 декабря 1917 года и его местными органами, которые действовали опираясь на положение, опубликованное 2 ноября 1918 года.

На основе Положения, утвержденного ВЦИК 30 ноября 1918 года, народные суды рассматривали гражданские и уголовные дела. Данные дела не были отнесены к сфере полномочий революционных трибуналов.


21 октября 1920 вышло новое положение о народных судах. После окончания гражданской войны, судебная система требовала изменения в соответствии с новыми условиями классовой борьбы и переходом к НЭПу.

Изменения были приняты положением о судоустройстве РСФСР, принятого 4-ой сессией ВЦИК 9-го созыва в октябре 1922 года. Данное положение объединило народные суды и трибуналы в единую систему народных судов, в сферу полномочий которых входили все гражданские и все уголовные дела.

Соразмерно, расширение полномочий одних органов привело к сужению этих полномочий у других. Так, было принято решение 9-го Всероссийского Съезда Советов, о сужении сферы деятельности ВЧК. Всё, что связанно с нарушением советских законов, было возложено на судебные органы. Декретом ВЦИК 6 февраля 1922 года ВСК была расформирована, а её особые функции были переданы Народному Комиссариату Внутренних Дел. По мере образования Союза ССР, был утвержден объединённый орган Государственного политического управления.

Новый этап развития государства, связанный во много с НЭПом, потребовал изменения не только судебной системы, но и создания новых, «особых», органов прокурорского надзора. Положение о прокурорском надзоре и положение об адвокатуре были утверждены 3-й сессией ВЦИК 9-го созыва в мае 1922 года. Путём планомерного развития, во время действия первой Конституции РСФСР, сложилась советская судебная система, в исторический период перехода от капитализма к социализму. Конституция являлась важнейшим документом для всей судебной системы, и для советской власти было очень важно соблюдение законов и революционной законности, так как это отражало её компетентность в глазах населения. Постановление Чрезвычайного 6-го Всероссийского Съезда Советов о революционной законности, как и многие другие постановления советского правительства, было вынесено для улучшения работы советских органов. Именно для улучшения работы всех советских органов, были созданы органы государственного контроля. Уже во время гражданской войны были созданы первые такие органы, в декрете ВЦИК и СНК о государственном контроле и положении о Рабоче-крестьянской Инспекцией.

В 1922-1923 годах были изданы: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Кодекс законов о труде (заменил Кодекс 1918 года), Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Положение о недрах земли и Лесной кодекс. Порядок корректировки кодексов был обозначен в постановлении 2-й сессии ВЦИК 10-го созыва 7-го июля 1923 года. Постоянное стремление привлечь к работе по управлению страной большие массы трудящегося народа, продиктовало следующие декреты: СНК «О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя», «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», «О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях» и постановление 2-ой сессии ВЦИК 9-го созыва «Об усилении участия в общественной жизни крестьянок и батрачек».


В процессе вовлечения народных масс к государственному строительству, большое внимание уделялось населению, которое было угнетено во времена царской России. Преимущественно это были народы не русских национальностей. Ещё в годы гражданской войны была проделана большая работа по созданию национальных автономий. Эту работой занимался И.В. Сталин, занимавший на тот момент пост наркома РСФСР по делам национальностей.

За 1918-1920 года на территории РСФСР было построено 4 автономных республики (Туркменская, Башкирская, Татарская, Киргизская), 4 автономных области (Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская) и 2 автономных трудовых комунны (Немцев Поволжья и Карельская).

В послевоенном периоде образование автономий находит всё больше и больше поддержки внутри РСФСР. Создаются Дагестанская, Горская, Крымская, Якутская автономные республики, а так же Коми, Карачаево-Черкесская, Бурят-Монгольская, кабардинская, Ойротская, Адыгейская и Чеченская автономные области. Некоторые автономные области и республики в последствие были преобразованы.

26 декабря 1922 года 10-ый Всероссийский Съезд Советов постановил: «Признать своевременным объединение Российской Социалистической Федеративной Республики, Украинской Социалистической Советской Республики, Закавказской Социалистической Федеративной Республики и Белоруской Социалистической Советской Республики в СССР».

30 декабря 1922 года 1-ый Всесоюзный Съезд Советов для выполнения достигнутых решений принял Декларацию и Договор об образовании Союза ССР. Напрямую связанные с этими событиями в государственно-правовом положении РСФСР, а так же изменения социально-экономического характера, потребовали создания новой Конституции.

Вторая Конституция РСФСР была утверждена 12-ым Всероссийским Съездом Советов в 1925 году, после её утверждения в этом же году она вступила в силу.

Ряд вопросов (представительство в международных отношениях, заключение политических и иных соглашений с другими государствами, объявление войны, заключение мира, организация и руководство ВС Союза ССР, руководство внешней и внутренней торговлей и другие), находящихся в сфере полномочий при Конституции 1918 года у высших органов власти РСФСР, был передан в компетенцию Союза ССР.

Ещё одно явное отличие Конституции 1925 года от Конституции 1918 года связанно с созданием Союза ССР, а именно связано оно с высшими органами управления - наркоматами. Наркоматы подчинялись и несли ответственность только перед органами власти и управления РСФСР (ВЦИК и СНК). В новой Конституции был учтен опыт предшествующих лет работы наркоматов в Союзном государстве, что привело к нормативному утверждению двух категорий наркоматов – республиканских и объединённых.