Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Основные виды ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Предпринимательское право является одной из новых учебных дисциплин для современного отечественного правоведения. В современных экономических условиях актуальность проблем правового регулирования экономической и, в частности, предпринимательской деятельности не вызывает никаких сомнений. В связи с этим, «Российское предпринимательское право» является учебной дисциплиной, которая предусмотрена государственным стандартом системы образования. Необходимо отметить, что и в зарубежных государствах изучению предпринимательской деятельности уделяется огромное внимание, издается масса учебной и методической литературы, посвященной данной проблематике.

Вопрос о том, на каком месте предпринимательское право находится в отечественной правовой системе, является достаточно неоднозначным.

В виду различных подходов к дефиниции «предпринимательское право» в различных институтах немного различаются и рабочие программы данного учебного курса.

Принимая во внимание все изложенное выше, необходимо сказать, что это и обуславливает актуальность темы исследования. Целью данной курсовой работы является место предпринимательского права в отечественной системе права. Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. Раскрыть понятие российского предпринимательского права;

2. Определить предмет и метод предпринимательского права в системе права.

3. Раскрыть принципы предпринимательского права

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в сфере объектов гражданского права.

Предметом исследования являются ценные бумаги, которые рассматриваются как составная часть института объектов гражданского права.

Целью исследования является исследование теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг.

Чтобы добиться поставленной цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи, а именно:

-рассмотреть историю становления рынка ценных бумаг;

- изучить понятие и свойства ценных бумаг;

- определить виды ценных бумаг;

- дать характеристику отдельных видов ценных бумаг;

- рассмотреть порядок обращения ценных бумаг.

Структура работы: представленная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.


Теоретической основой исследования по данной курсовой работе стали современные работы, посвященные проблемам ценных бумаг, порядку их обращения : В. А. Белова, С.С. Алексеева ,А.М. Гатина, С.П. Гришаева, Е.П. Губина, Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, А.Г. Калинина, А.И. Масляева, И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова, Т.А. Скворцовой, М.Б. Смоленского и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.

Методологическую основу работы составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования, которые включают также исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие методы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие предпринимательского права

Понятие «предпринимательское право» можно рассматривать в нескольких значениях: в качестве одной из отраслей права, в качестве отрасли законодательства, а также в качестве научной и учебной дисциплины. Рассмотрим последовательно данное понятие в рамках, названных 4 аспектов.

Предпринимательское право как отрасль права. Каждая отрасль права в отдельности представляет собой ряд правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения. В научной и учебной литературе можно встретить разные трактовки понятия предпринимательского права как отрасли. Наиболее общее определение гласит, что предпринимательское право представляет собой группу норм по регулированию осуществления и процесса организации хозяйственной деятельности.

Для более детального понимания, рассматриваемого нами понятия, считаем необходимым рассмотреть его предмет, то есть общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Данные общественные отношения можно разделить на несколько отдельных групп.

1) Центральной и ключевой группой, без всякого сомнения, являются предпринимательские отношения, то есть отношения, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности предприятиями. Рассматриваемая группа общественных отношений имеет несколько характерных отличий.


Во-первых, предпринимательская деятельность осуществляется равноправными самостоятельными субъектами, свободно выходящими на рынок, производящими продукцию, оказывающими услуги. Между данными субъектами формируются отношения, которые в науке предпринимательского (а ранее – хозяйственного) права интерпретируются горизонтальными, в отличие от вертикальных, базирующихся на власти и подчинении.

Отмеченная группа общественных отношений является ключевой, так как именно в процессе ведения предпринимательской деятельности происходит достижение ее основной цели – получение дохода. Направленность на получение дохода указывает, прежде всего, на коммерческий и, соответственно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Следовательно, 1-ая группа общественных отношений, которая составляет предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения, складывающиеся между равноправными, несоподчиненными компаниями, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

2) Вторая группа включает в свой состав отношения организационного характера, которые не имеют свой непосредственной целью получение дохода. Подобные отношения складываются при ведении деятельности по созданию, реорганизации, а также ликвидации предприятий, предпринимательских объединений, получению сертификатов и во многих иных случаях. Такая деятельность обладает некоммерческим характером, но при этом создает основу, а чаще всего выступает необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно в связи с этим отношения, которые возникают в рассмотренных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.

Деятельность товарных и фондовых бирж, ключевая цель которых заключается в формировании соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а создающиеся при осуществлении данного вида деятельности отношения включаются в предмет отмеченной отрасли. При этом необходимо отметить, что деятельность бирж не во всех случаях носит коммерческий характер, что обусловило в свою очередь установленные действующим законодательством возможности их создания в форме не только коммерческих, но и некоммерческих предприятий.

3) Третьей группой отношений, которые входят в состав предмета предпринимательского права, являются отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данный вид отношений, в сравнении с первой группой, не определяется равенством правового статуса участников. Наоборот, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить, как вертикальные. Необходимость выделения в содержании предмета предпринимательского права управленческих отношений является очевидной. Согласно статье 34 Конституции РФ каждый обладает правом на свободное использование собственных способностей и имущества (капитала) для осуществления предпринимательской и других, не запрещенных действующим законодательством видов экономической деятельности. Являясь субъективным конституционным правом, право на ведение предпринимательской деятельности является предоставленной лицу и обеспеченной действующим законодательством (нормативными актами) мерой возможного поведения, которая направлена на достижение поставленных субъектом целей. Понятие «мера» в дефиниции субъективного права отмечает на определенность содержания и рамок дозволенного поведения управомоченного лица.


Право на ведение предпринимательской деятельности не наделяет субъект безграничной свободой. Оно должно реализовываться строго в рамках границ, которые отмечены нормативно-правовой документацией, содержащей не только позитивные правила поведения, но и запреты, применяемые в отмеченной сфере. Государственное регулирование предпринимательской деятельности производится по целому ряду различных направлений. Необходимость подобного регулирования определена, прежде всего, тем, что в процессе деятельности пересекаются частные интересы хозяйствующих субъектов и публичные интересы общества. Данные интересы должны уравновешиваться и не конфликтовать друг с другом. Достичь сбалансированности интересов можно посредством применения различных приемов и способов, которые будут нами рассмотрены далее.

Следовательно, государство для реализации публичных интересов общества оказывает влияние на субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регулируя данную деятельность различными методами с применением разных форм. Возникающие при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения являются неотъемлемой составляющей предмета предпринимательского права.

4) Предмет предпринимательского права включает в себя и 4-ю группу общественных отношений. В данном случае речь идет о внутрихозяйственных отношениях. К числу субъектов подобного рода отношений относятся различные структурные подразделения компаний, которые взаимодействуют не только между собой, но и со всей компанией в целом. Внутрихозяйственные отношения неоднородны.

В структуре внутрихозяйственных отношений выделяют следующий ряд отношений:

- внутрикорпоративные, базирующиеся на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника);

- членские, которые вытекают из участия в предприятиях, базирующихся на членстве (производственный кооператив), и, следовательно, влекущие за собой обязанность личного участия в управлении делами предприятия. Как правило, подобного рода отношения имеют управленческий характер, так как возникают в ходе самоорганизации и самоуправления в компаниях коммерческого типа.

Взаимоотношения структурных отделов, участников, членов предприятий регулируются, не только действующим законодательством, но и множеством локальных нормативных актов, которые являются составными элементами источников предпринимательского права. Изучив группы общественных отношений, которые входят в состав предмета предпринимательского права, можем сделать вывод, что все они обладают общим стержневым началом – так или иначе, формируются в результате осуществления предпринимательской деятельности. Ведение предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование – вот то общественное поле, в пределах которого мы можем рассуждать о едином предмете предпринимательского права.


Предпринимательское право как отрасль права представляет собой группу правовых норм, которые регулируют предпринимательские отношения, а также иные отношения тесно взаимосвязанные с ними, в частности некоммерческие и внутрихозяйственные отношения. Необходимо отметить, что отрасли права разделяются не только по предмету, но и по способам правового регулирования. Способ правового регулирования в отрасли права представляет собой совокупность приемов и методов влияния на отношения, которые регулируются этой отраслью.

Зачастую любая из отраслей предусматривает только специфичные юридические средства влияния на конкретный вид общественных отношений. Но во многих случаях отрасли права определяют не только типичные для них общественные отношения, но также регулируют и отношения, которые каким-то образом связанные с ними. В таком случае и способы правового регулирования включают в себя юридические средства, которые являются характерными не только для отмеченной отрасли, но и для иных отраслей права. Помимо этого, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится и предпринимательское право, зачастую применяется не один, а сочетание нескольких способов правового регулирования.

В общетеоретическом плане способ правового регулирования общественных отношений устанавливается с учетом следующего ряда элементов:

- порядок определения прав и юридических обязанностей;

- степень определенности предоставленных прав;

- подбор юридических фактов, которые влекут за собой правоотношения;

- характер правового положения сторон в правоотношениях, в процессе которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;

- пути и средства обеспечения субъективных прав.

Основываясь на специфике предмета предпринимательского права, законодательство иногда предусматривает определение прав и обязанностей в силу подписанного договора, в иных случаях - в связи с актом использования права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности вытекают непосредственно из самого закона (обязательная государственная регистрация). Нормами предпринимательского права может предоставляться возможность самостоятельного решения вопросов об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить как рекомендательный характер, так исчерпывающе установить объем субъективного права или обязанности (императивные нормы).

Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные отношения между предпринимателями и государством). Защита прав и применение определенного ряда ограничений при несоблюдении обязанностей могут осуществляться различными средствами – гражданско-правовыми, административными, уголовными и в соответствующем порядке.