Файл: Недействительность сделок (Понятие недействительных сделок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ничтожная сделка недействительна изначально, ее порок настолько серьезен, что не требует установления этого факта судебным либо иным органом. Поэтому при установлении порочности какого-либо из элементов ничтожной сделки любой орган, гражданин или организация вправе потребовать применения последствий недействительности ничтожной сделки.

К числу оспоримых сделок законом отнесены:

  • сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ);
  • сделки, совершенные представителем или органом юридического лица с превышением полномочий (ст. 174 ГК РФ);
  • сделки несовершеннолетних старше 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности, совершенные без согласия родителей или попечителей этих лиц (ст. 175,176 ГК РФ);
  • сделки граждан, неспособных понимать значение совершаемых ими действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ);
  • все сделки с пороками воли и волеизъявления, т. е. совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителей обеих сторон или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 178,179 ГК РФ).

Все остальные недействительные сделки законом объявлены ничтожными, в том числе:

  • мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ);
  • сделки недееспособных граждан (ст. 171,172 ГК РФ);
  • сделки, не соответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК РФ);
  • сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ);
  • сделки, заключенные без соблюдения требуемой законом нотариальной формы или государственной регистрации (ст. 165 ГК РФ). Независимо от того, является сделка ничтожной или оспоримой, и те и другие становятся предметом судебного разбирательства для решения вопроса не только об объявлении недействительной оспоримой сделки, но и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случае ее исполнения.

Специальные основания ничтожности сделок могут быть закреплены в нормах гражданского законодательства, не относящихся к главе 9 ГК, а также в нормах иного законодательства.

Например, специальные основания ничтожности предусмотрены нормами ст. 331, 339, 362, 572, 618 930, 933, 951 ГК. В п. 3 ст. 39 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что является ничтожной сделка по отчуждению акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставный капитал акционерного общества, включенного в перечень стратегических, совершенная без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В соответствии со ст. 12, 112 Лесного кодекса РФ купля-продажа, залог и другие сделки, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, являются недействительными.


Недействительность сделок (договоров) означает, что действие, совершенное в форме сделки, не влечет за собой правовых последствий, на достижение которых оно было направлено при ее заключении.

Как правило, недействительность сделки определяется судом на основании требований заинтересованных лиц (например, стороны в договоре), на основании требований государственных органов, которым предоставлено такое право, а также по инициативе самого суда.

Основания, по которым сделки считаются недействительными, установлены ГК РФ.

Действительность сделки зависит от действительности образующих ее элементов. Недействительные сделки можно сгруппировать в зависимости от того, какой из элементов сделки оказался дефектным[19, с. 79]:

  1. сделки с пороками субъектного состава;
  2. сделки с пороками воли;
  3. сделки с пороками формы;
  4. сделки с пороками содержания.

Сделки с пороками в субъекте в гражданском праве подразделяют на две группы:

а) связанные с недееспособностью граждан;

б) связанные со специальной правоспособностью юридических лиц либо статусом их органов.

Недействительность сделок, участниками которых являются граждане, основывается на критериях возраста и психического отношения к совершаемым действиям.

По этим критериям законом сформулированы четыре состава недействительных сделок[7, с. 161]:

  • сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ);
  • сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ);
  • сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (ст. 172 ГК РФ);
  • сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте старше 14 лет (ст. 175 ГК РФ).

Основаниями недействительности сделок, связанными с недееспособностью стороны, являются не достижение гражданином возраста 18 лет (совершеннолетия) и признание судом гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным при совершении сделок без участия их законных представителей, а также признание неспособности граждан понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки. Законом установлены виды сделок, которые вправе совершать указанные граждане самостоятельно, и которые признаются действительными.

Законом предусмотрены два состава недействительных сделок юридических лиц:

  • сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица (ст. 173 ГК РФ);
  • сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий (ст. 174 ГК РФ).

Объединяет оба этих состава то, что их недействительность жестко связана с установлением факта, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о незаконности ее совершения.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, недействительна [2, с. 73].

Иск о признании сделки недействительной на основании ст. 173 ГК РФ может быть заявлен:

  1. самим юридическим лицом, правоспособность которого ограничена уставом или не имеющим лицензии на осуществление определенного вида деятельности;
  2. участниками (акционерами) этого юридического лица;
  3. государственными органами, осуществляющими контроль (надзор) за деятельностью юридического лица.

Таким образом, основаниями недействительности сделок, связанными с правоспособностью юридического лица, являются установленные законом ограничения по распоряжению имуществом, принадлежащим юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; самоограничения, установленные в учредительных документах юридического лица, обладающего общей правоспособностью; ограничения, установленные законом или иным правовым актом, в отношении лиц, обладающих специальной правоспособностью; ограничения, установленные законом, в отношении отдельных видов деятельности, требующих получения лицензии. При самоограничении правоспособности и при занятии лицензируемой деятельностью без лицензии в интересах контрагента по сделке установлен принцип признания такой сделки недействительной только в случае виновности этого контрагента, когда он знал или должен был знать о незаконности совершаемой сделки. При наличии иных оснований, связанных с правоспособностью юридического лица, сделка, совершенная с нарушением установленных ограничений правоспособности, признается ничтожной.

Согласно ст. 174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.


Таким образом, для признания договора недействительным по данной статье необходимо несколько оснований:

  • превышение гражданином полномочий, предусмотренных договором, а органом юридического лица превышение полномочий, установленных в учредительных документах этого юридического лица;
  • невозможность установления факта превышения полномочий другой стороной. То есть из доверенности, закона или из обстановки при заключении договора должно следовать, что договор заключается уполномоченным лицом, хотя это не соответствует действительности;
  • доказанность того факта, что другая сторона при заключении договора знала или должна была знать об отсутствии у лица полномочий на заключение договора.

С иском о признании договора, заключенного лицом, полномочия которого ограничены, недействительным может обратиться только сторона, в интересах которой установлены ограничения [2, с. 73].

Таким образом, основаниями недействительности сделок, связанными с нарушением полномочий лица, является совершение сделки одним лицом от имени другого лица при отсутствии либо с превышением предоставленных ему полномочий; а также при соблюдении полномочий, указанных в доверенности или в законе либо очевидных из обстановки, но при превышении полномочий, указанных в договоре между представителем и представляемым или в учредительных документах юридического лица.При отсутствии или превышении полномочий установлен принцип замены ненадлежащей стороны правоотношения, а также возможно признание недействительной всей сделки либо той ее части, которая выходит за пределы предоставленных полномочий. При несоответствии полномочий, установленных в различных правовых актах и документах, установлен принцип оспоримости сделки с условием, что контрагент знал или должен был знать о существующих ограничениях.

2.1. Сделки с пороками воли

Сделки с пороками воли можно подразделить на:

а) сделки, совершенные без внутренней воли на совершение сделки;

б) сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно.

Без внутренней воли совершаются сделки под влиянием насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной[2, с. 75]. Такие сделки признаются недействительными вследствие того, что воля самого лица на совершение сделки отсутствует, имеющее же место волеизъявление отражает не волю участника сделки, а волю какого-либо иного лица, оказывающего воздействие на участника сделки.


К сделкам, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно, правоведы относят следующие составы:

  • сделки, совершаемые гражданами, неспособными понимать значение совершаемых ими действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ). Данный состав отличается от сделок недееспособных граждан тем, что сделки совершаются здесь дееспособными лицами, которые, однако, вследствие заболевания, опьянения либо иного состояния психики не могут понимать, какую сделку они совершают;
  • сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения, кабальные сделки (ст. 178,179 ГК РФ) характеризуются наличием внешне выраженной, казалось бы, безупречной внутренней воли, однако сформировавшейся под воздействием обстоятельств, искажающих истинную волю лица.

Обман - это намеренное (умышленное) введение в заблуждение стороны в сделке другой стороной либо лицом, в интересах которого совершается сделка. Действия недобросовестного контрагента могут выражаться как в активных действиях (сообщение ложных сведений, представление поддельной справки о стоимости или ремонте вещи и т. п.), так и в пассивных действиях (бездействии) - умолчании подрядчиком о дефекте изделия, непредставлении полной документации и т. п.

Заблуждение, в отличие от обмана, не является результатом умышленных, целенаправленных действий другого участника сделки. Возникновению заблуждения может способствовать недоговоренность, отсутствие должной осмотрительности, подчас самоуверенность участника сделки либо действия третьих лиц.

Кабальные сделки - это сделки, совершаемые вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которые практически исключают нормальное формирование воли, побуждая лицо заключать сделку на крайне невыгодных для себя условиях. В отличие от обмана обстоятельства, влияющие на формирование воли, возникают независимо от другого участника сделки, который, однако, осознает их наличие и пользуется этим для заключения выгодной для себя, но крайне невыгодной для контрагента сделки. Сам потерпевший от такой сделки, как правило, осознает ее кабальный характер, но волею обстоятельств вынужден совершить эту сделку.

Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения [2, с. 75].

Согласно гражданскому кодексу, существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. При заблуждении у одной стороны складывается неправильное мнение об определенных обстоятельствах, либо она остается в неведении о некоторых обстоятельствах, в связи с чем она заключает договор, который не заключила бы, если бы не заблуждалась.