Файл: Правовой статус спортсмена (Теоретические основы изучения правового статуса спортсмена).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время в России отмечается повышенный спрос на специалистов в области физической культуры и спорта.

Специфика деятельности профессиональных спортсменов настоятельно требует более серьезного подхода к обучению юристов, которые смогут обеспечить соблюдение их прав и защиту интересов. И введение в ряде юридических вузов специального учебного курса по спортивному праву создает условия для подготовки таких специалистов.

Вместе с тем законодательство о физической культуре и спорте в Российской Федерации находится на стадии формирования. Нуждаются в теоретическом обосновании нормы права, направленные на установление прав и обязанностей участников спортивных отношений.

Право граждан РФ на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией (ст. 41) и реализуется в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(1) и главой 54.1 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров".

Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в ст. 5 определяет, что "к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта".

Именно эта категория участников спортивных отношений будет рассмотрена в представленном издании.

В настоящей работе на основе анализа действующего законодательства и практики его применения ставится цель сформировать целостное представление о субъектах спортивных отношений, дать более углубленные знания по ряду вопросов, ознакомить с нормативными правовыми актами по данной сфере.

Глава 1. Теоретические основы изучения правового статуса спортсмена

В науке трудового права понятие статуса конструируется в основном исходя из соответствующих общетеоретических наработок. Так, В. Н. Толкунова, К. Н. Гусов, О. В. Смирнов и другие авторы пришли к выводу, что содержание правового статуса субъекта трудового права определяется:


1) его трудовой правосубъектностью;

2) основными правами и обязанностями;

3) юридическими гарантиями трудовых прав и обязанностей;

4) ответственностью за нарушение трудовых обязанностей [7].

Еще более широко трактует содержание юридического статуса субъекта трудового права В. В. Федин. Он включает в него:

1) трудовую правосубъектность;

2) основные трудовые права, свободы и обязанности;

3) законные интересы;

4) юридические гарантии осуществления основных трудовых прав, свобод и законных интересов;

5) ответственность за выполнение или невыполнение своих обязанностей [11].

А. С. Пашков отождествлял содержание правового статуса субъектов трудового права с правосубъектностью, которая, по его мнению, «определяется закрепленными за ними законодательством правами и обязанностями; гарантиями этих прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных на них обязанностей»[цит. по 13].

Не вдаваясь в подробный анализ взглядов на понятия «правовой статус» и «трудовая правосубъектность», подчеркнем, что для нас важна возможность их дифференциации, которая является одним из основных принципов и методов российского трудового законодательства. Действующее законодательство позволяет говорить об особенностях проявления этой правовой категории применительно к субъектам, занятым в тех или иных сферах труда, работа в которых определяется целой системой правовых норм (часть четвертая ТК РФ).

Представляется, что определить трудовой статус профессионального спортсмена невозможно без выявления его социальной роли. Как отмечается в литературе, в правовом статусе работника должна закрепляться не просто специальная, а правовая роль его личности .

Законодатель выделяет спортсменов как работников, обладающих специальным правовым статусом. В юридической литературе предпринималось достаточно много попыток, в том числе на монографическом уровне, проанализировать особенности правового регулирования труда наемных работников различных профессий как субъектов трудового права, но исследований о статусе работника-спортсмена явно недостаточно. В частности, ученые обычно только косвенно формулируют вопрос о практической значимости лиц данной категории. Но именно практическая значимость и роль спортсменов в жизни общества и формируют их особый трудовой статус.

Сегодня спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, политику, бизнес, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.


Современный спорт, выполняя многочисленные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, защита чести страны, формирование патриотизма и т. д. Поэтому спортсмен, будучи наемным работником, не только удовлетворяет личные потребности, но и помогает решению важнейших задач, стоящих перед государством и обществом в целом. Одной из главных качественных характеристик статуса спортсмена становится его социальная, политическая и экономическая связь с государством.

В этом отношении интересны выводы М. Ф. Орзиха, который исследует правовой статус работника с точки зрения персонификации его правового положения и правореализации [6]. На наш взгляд, здесь заложена верная идея о полиструктурности правового положения личности.

Трудоправовой статус профессионального спортсмена необходимо различать в зависимости от его вовлечения в следующие этапы спортивной подготовки:

• спортивную специализацию;

• совершенствование спортивного мастерства;

• высшее спортивное мастерство [3].

На этапе спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства на спортсмена в полной мере распространяются положения главы 54.1 ТК РФ. На этапе высшего спортивного мастерства у него возникает специальный правовой статус: спортсмен является работником и членом сборной команды одновременно.

Некоторые юридические классификации спортсменов имеют значение в первую очередь для юридической науки и, как правило, опосредованно влияют на законодательство и практику его применения. К таким классификациям можно отнести их подразделение на спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

Другие типологии созданы законодателем. Например, в ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» выделяются спортсмен и спортсмен высокого класса. Эта классификация влечет важные юридические последствия, так как федеральный законодатель устанавливает особый статус членов спортивных сборных команд.

Вполне вероятно, что возможны и другие классификации профессиональных спортсменов. Но для целей нашего исследования более важен анализ основных элементов содержания правового статуса [9].

Правосубъектность — самостоятельный элемент в содержании трудового статуса профессионального спортсмена. В трудоправовой науке общепризнанным является положение о нераздельности категорий трудовой правоспособности и трудовой дееспособности.


Применительно к спорту возникает вопрос: может ли лицо, ограниченное судом в дееспособности либо признанное судом недееспособным, быть субъектом спортивных отношений? Эта проблема имеет не только теоретическую, но и сугубо практическую значимость. Подпадает ли под действие федерального закона о спорте и Трудового кодекса РФ тренировочная и соревновательная деятельность инвалидов, лишенных дееспособности, следует ли заключать с ними трудовой договор? Полагаем, что да. Но этот тезис продолжает оставаться дискуссионным [10].

Мы солидарны с мнением тех ученых-трудовиков, которые полагают, что современный механизм правового регулирования труда не предусматривает особого порядка лишения человека трудовой дееспособности, в результате чего в трудовом законодательстве и отсутствуют нормы, регламентирующие порядок признания трудового договора недействительным (ничтожным) [8].

В российском законодательстве, как и в нормах соответствующих международных актов, лица с психическими расстройствами отнесены к группе граждан с ограниченными возможностями. Для таких лиц предусмотрены специальные правовые механизмы социальной адаптации. Граждан, страдающих психическими расстройствами, законодатель наделяет специальной правоспособностью, специфика которой формирует их специальный правовой статус, их правосубъектность.

Специфика правосубъектности граждан, страдающих психическими расстройствами, заключается в возможности ограничения их прав и свобод в связи с установлением факта психического расстройства лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений и изъятий для указанной категории лиц. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г. закрепляют положение о том, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди [6].

В Российской Федерации развитием специального олимпийского движения занимается Специальная Олимпиада России — общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

В ст. 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями закреплены специальные права. Для них организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. Письмом Росспорта определены этапы подготовки и объем такой тренировочной нагрузки [4].


Все изложенное позволяет допустить, что спортсмены, ограниченные судом в дееспособности либо признанные судом недееспособными, могут являться специальными субъектами трудовых отношений.

Остановимся на еще одной особенности правового статуса спортсмена, а именно возможности реализовать трудовое отношение через представителя (агента). Относительно несовершеннолетних спортсменов этот вопрос прямо урегулирован в ст. 63 ТК РФ. Но при этом спорной остается практика деятельности агентов спортсменов, которая получила широкое распространение в этой сфере.

В науке трудового права на возможности осуществления работником своих прав через представителя в свое время обратил внимание Б. К. Бегичев. Исследуя проблему правосубъектности в трудовом праве, он выделил группу прав, «которые не требуют обязательного личного участия управомоченного и которые могут осуществляться через представителя». К ним он отнес право на получение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью работника, право на обращение за защитой нарушенных трудовых прав и интересов и др.

Много позже В. М. Лебедев справедливо отмечал, что возможность или необходимость передачи части своих правомочий у субъектов трудового права возникает в тех случаях, когда они вступают или уже находятся в отношениях:

а) имущественного характера,

б) процедурных,

в) процессуальных[8].

В этих случаях закон действительно не всегда требует обязательного личного участия субъекта в их реализации.

Вместе с тем ст. 15 и 56 ТК РФ предусматривают личное участие работника в трудовых отношениях и не допускают возможности заключения им трудового договора через своего представителя. Кроме того, Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 181 «О частных агентствах занятости».

И хотя, как отмечал Ю. П. Орловский, в КЗоТ РСФСР 1922 г. имелась специальная статья о фактическом представительстве (ст. 32 предусматривала, что ответственность в случаях фактического представительства возлагается на работодателя), мы полагаем, что в современном трудовом праве нет сколько-нибудь серьезных оснований для становления и развития института представительства, как, например, в гражданском праве, поскольку трудовое правоотношение не допускает возможности замены субъектов. Личный характер труда — основа трудовых отношений. Таким образом, участие в трудовом отношении агентов спортсменов весьма спорно. Отдельные спортивные федерации уже предприняли попытку ограничить участие агентов в спорте [15].