Файл: Договорные конструкции (Договор энергоснабжения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Роль договора энергоснабжения

Т.М. Рассолова указывает на тот факт, что в настоящее время реформирование электроэнергетики находится на стадии переходного периода, которая характеризуется существенным расширением законодательной базы.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) предусматривает создание на оптовом рынке электроэнергии организованной системы договоров.

Следует отметить, что до сих пор концептуального правового акта, регулирующего правоотношения, возникающие при энергоснабжении, к сожалению не существует.

Содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации девять статей (статьи 539 - 548), касающиеся договора энергоснабжения, не могут полностью урегулировать тот пласт отношений, которые возникают при подаче и потреблении энергии. Разрозненность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере энергоснабжения, их различный правовой статус, подчас даже противоречивость друг другу, отсутствие единого нормативного акта приводит к многочисленным спорам между энергоснабжающими организациями и абонентами (потребителями энергии), и, как следствие, к совершенно противоположным решениям судов.

Основной задачей энергосистемы является снабжение потребителей электроэнергией в нужном количестве и при необходимом качестве. Проблема надежности энергосистем (как и других технических систем) за последние 2-3 десятилетия резко обострилась. Это вызвано следующими причинами:

• резким увеличением сложности энергосистем, включающих миллионы потребителей, тысячи узлов и элементов, увеличение их мощности;

• экстремальностью условий эксплуатации многих элементов энергосистем;

• повышением требований к качеству работы;

• увеличением ответственности функций выполняемых энергосистемой, высокой экономической и технической ценой отказа;

• полной или частичной автоматизацией, и как следствие, исключением или уменьшением непосредственного контроля человеком работы энергосистемы и ее элементов.

От надежности электроснабжения зависят промышленность, быт, сельское хозяйство. Зависимость эта такая сильная, что ее нарушение приводит к огромному материальному ущербу, имеющему масштабы национального бедствия. Поэтому обеспечение надежности энергетических систем является ключевой проблемой современной экономики.


Надежность электрической системы - это термин комплексного характера, который включает в себя надежность системы генерации, надежность основной электрической сети, а также надежность распределительной сети.

Существенное влияние на надежность оказывает снижение показателей качества электроэнергии. Проблема низкого качества электроэнергии может приводить к значительным убытками, связанными с отказами и сбоями в работе технологического оборудования и как следствие, снижением объемов выпуска продукции, а также выходом оборудования из строя. Критически важные системы есть на любом производстве и проблемы качества электроэнергии могут стать причиной их полной остановки в любое время [12, с. 487].

В мировой практике решение проблемы качества поставок электроэнергии одновременно идет по двум направлениям: технологическому и нормативному.

1. Технологический подход предполагает развертывание территориальных систем контроля и управления качеством электроэнергии, создание системы управления надежностью сложным технологическим объектом, позволяющей взвешено выстраивать баланс между затратами на содержание оборудования и рисками возникновения потерь по его вине. Под управлением надежностью понимается расчёт, контроль и прогнозирование показателей надежности сложного технологического объекта на основании анализа его эксплуатационных данных.

2. Нормативный (законодательный) подход предполагает создание технических регламентов и стандартов, регламентирующих отношения поставщика и потребителя электроэнергии с учетом ее качества.

Таким образом, комплексная система управления качеством и надежностью электроэнергии - это система методических, технических и организационных мероприятий.

Управление качеством позволяет: предупреждать нарушения вместо их обнаружения; управлять процессами вместо их прерывания; анализировать систематические и случайные действующие факторы; прогнозировать локальное и глобальное воздействие на процессы; обеспечить стабильность производства на основе управления; совершенствовать технологию и ее компьютеризацию.

Однако вносить помехи и снижать качество электроэнергии может как производитель, так и потребитель энергии. Например, не выявленный вовремя потребителем и не устраненный реактивный характер нагрузки приводит к дополнительным токам в электросети, следствием чего могут стать дополнительные падения напряжения в соединительных цепях, износ коммутационного оборудования и т.д.


В связи с тем, что качество электроэнергии зависит не только от производителя, но и от потребителя возникает проблема ответственности за нарушения в электроснабжении.

Ст. 6 Федерального закона РФ «Об электроэнергетике» гласит, что «общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики».

При возникновении перерывов электроснабжения ответственность возлагается, как правило, на энергоснабжающую организацию. Между тем отказы электрооборудования имеют место и во внутренних системах электроснабжения, которые находятся в ведении собственников объектов. Поэтому потребитель также должен принимать меры к поддержанию качества электроэнергии в пределах норм, при этом взаимоотношения между поставщиками и потребителями должны строиться на договорных отношениях, в том числе и в части разграничения ответственности за качество электроэнергии.

Таким образом, в обеспечении качественного и надежного электроснабжения должны принимать участие как производители через создание комплексной системы управления качеством и надежностью электроэнергии (совершенствование технологий, обеспечение стабильности производства, прогнозирование, контроль, учет и т.д.), так и потребители через надлежащее исполнение своих обязательств перед поставщиками электроэнергии [12, с. 334].

Глава 2. Договор энергоснабжения в системе договоров

Договор энергоснабжения – это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Продолжение научных исследований в рамках этого подхода можно встретить в современной литературе. Так, Е. В. Блинкова предлагает в целях эффективного правового регулирования и правоприменения установить в гражданском законодательстве единую (модельную) юридическую конструкцию договора снабжения ресурсами через присоединенную сеть для снабжения энергией, газом, паром, теплом, питьевой водой, нефтью и нефтепродуктами, другими товарами для промышленных и бытовых нужд, что позволит также избежать неурядиц при появлении новых продуктов, снабжение которых будет осуществляться через присоединенную сеть непрерывно в силу промышленной или бытовой необходимости.


2.1 Правовая природа договора

Для наглядности проблемных ситуаций представляется необходимым обратиться к ряду судебных казусов, находившихся на рассмотрении Арбитражного суда Волгоградской области.

Так, по данным С.С. Алексеева в 2004 г. на рынке услуг топливно-энергетического комплекса Волгограда появился новый коммунальный оператор, которому во временное владение и пользование был передан комплекс имущества коммунальной инфраструктуры, относящийся к водопроводно-канализационному хозяйству города. В этой связи данный хозяйствующий субъект приступил к деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Волгограда. Для этой цели им была проведена договорная кампания, в ходе которой с более чем 4500 абонентами (юридическим лицами) были заключены договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

В то же время некоторые абоненты, не согласные с предложенными условиями договоров, касающимися порядка расчетов, ответственности за несвоевременные расчеты с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, порядка проведения контрольных мероприятий и др., обратились в арбитражный суд с исками о понуждении коммунального оператора к заключению договоров на условиях их протоколов разногласий. При рассмотрении судебных споров организация водопроводно-канализационного хозяйства подтвердила то обстоятельство, что спорные положения договора действительно не урегулированы законодательством и не согласованы сторонами. Вместе с тем около 4500 абонентов в той или иной форме согласились с данными условиями (подписав договоры без разногласий, подписав протоколы согласования разногласий, которыми спорные положения оставлялись в редакции водоснабжающей организации, начав пользование соответствующими услугами без обращения в суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора).

В этой связи, по мнению коммунального оператора, необходимо констатировать наличие сложившегося в сфере водоснабжения и водоотведения обычая делового оборота, которым должны быть урегулированы спорные правоотношения.

Неизбежно возникает вопрос о том, насколько обоснованны приведенные доводы субъекта рынка коммунальных услуг [4, с. 507].

Ответ на данный вопрос, думается, должен быть положительным.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, а совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) также считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (ст. 438 ГК РФ).


В этой связи, действительно, подписание почти всеми абонентами договоров на отпуск воды и прием сточных вод, а также фактическое пользование услугами водоснабжения и водоотведения после истечения срока на акцепт (даже без формального подписания договора) является подтверждением того, что между сторонами соответствующие договоры являются заключенными. Это обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о том, что закрепленные в договорах положения относительно вопросов, не нашедших положительного разрешения в законодательстве, получили широкое распространение в отношениях абонентов и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Иными словами, деловые круги города (хозяйствующие субъекты) в своей взаимосвязи, не оспорив в подавляющем большинстве в судебном порядке полученные оферты, приняли «правила игры» на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, предложенные коммунальным оператором.

Поскольку данный субъект являлся единственным поставщиком питьевой воды в Волгограде в связи с передачей именно ему во временное владение и пользование всего комплекса имущества коммунальной инфраструктуры, альтернативные правила не могли бы сформироваться параллельно, ведь в силу ст. 539 ГК РФ заключение договора энергоснабжения (а именно к такой категории договоров в соответствии со ст. 548 ГК РФ относится договор о снабжении водой) возможно только при наличии присоединенной сети к источнику энергии.

В этой связи можно прийти к выводу о том, что положения по «пробельным» моментам законодательства, выработанные коммунальным оператором в системе отношений с абонентами, должны признаваться обычаем делового оборота в сфере коммунальных услуг и, безусловно, применяться, например, к отношениям организации водопроводно­канализационного хозяйства и новых абонентов, имеющих намерение подключиться к системам водоснабжения и канализации.

Здесь необходимо, правда, сделать одну оговорку.

Подобный вывод будет справедлив не для всех без исключения случаев, когда один субъект в своих хозяйственных связях выработал определенные правила. Если на рынке соответствующего товара (услуги) в этом же регионе имеются иные хозяйствующие субъекты, по-иному действующие в аналогичных ситуациях, то вряд ли можно говорить о наличии обычая делового оборота, поскольку, как уже отмечалось, требуется относительное единообразие в применении обычаев для конкретной сферы деятельности в одной и той же местности [9, с. 306].