Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностика профпригодности (Этапы профессионального отбора).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Сравнение группы с высокими оценками ОР и низкими оценками ОР по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).
Таблица 3 - Экспертная оценка нравственных качеств (НК) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны
№ п/п |
Выборка |
Методика |
Шкала |
Средние значения |
Уровень достоверности |
1 |
n выс. = 483 n низ. = 408 |
FFI |
E (экстраверсия) |
x выс. = 31,75 ст = 4,68 x низ. = 31,00 ст = 5,03 |
p £ 0,05 |
Чем выше уровень экстраверсии, тем выше экспертная оценка нравственных качеств |
|||||
2 |
n выс. = 124 n низ. = 138 |
ISTA |
С (конструктивная тревога) |
x выс. = 7,90 ст = 2,05 x низ. = 7,42 ст = 2,34 |
p £ 0,05 (на границе) |
Чем выше уровень конструктивной тревоги, тем выше экспертная оценка нравственных качеств |
|||||
3 |
n выс. = 198 n низ. = 156 |
МПК |
Служение |
x выс. = 36,50 ст = 8,54 x низ. = 39,25 ст = 7,46 |
p £ 0,01 |
Чем выше значение шкалы «Служение», тем ниже оцениваются экспертами нравственные качества сотрудника охраны |
|||||
4 |
n выс. = 137 n низ. = 154 |
ВСК |
Настойчивость |
x выс. = 11,23 а = 2,88 x низ. = 10,334 а = 3,31 |
p £ 0,05 |
Чем выше значение шкалы «Настойчивость», тем выше экспертная оценка нравственных качеств |
Сравнение группы с высокими оценками НК и низкими оценками НК по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).
Таблица 4 - Экспертная оценка умственных способностей (УС) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны
№ п/п |
Выборка |
Методика |
Шкала |
Средние значения |
Уровень достоверности |
1 |
n выс. = 205 n низ. = 57 |
ISTA |
А1 (конструктивная агрессия) |
x выс. = 9,07 а = 2,44 x низ. = 9,92 а = 1,58 |
p £ 0,01 |
Чем выше уровень конструктивной агрессии, тем ниже экспертная оценка умственных способностей |
|||||
2 |
n выс. = 276 n низ. = 78 |
МПК |
Менеджмент |
x выс. = 24,33 а = 12,73 x низ. = 31,50 а = 8,23 |
p £ 0,01 |
3 |
n выс. = 276 n низ. = 78 |
МПК |
Стабильность |
x выс. = 45,75 ст = 8,63 x низ. = 41,25 ст = 10,28 |
p £ 0,01 |
Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем выше оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны |
|||||
4 |
n выс. = 276 n низ. = 78 |
МПК |
Предпринимательство |
x выс. = 22,20 а = 10,93 x низ. = 25,50 а = 12,21 |
p £ 0,05 |
Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем ниже оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны |
|||||
5 |
n выс. = 233 n низ. = 58 |
ВСК |
Настойчивость |
x выс. = 10,64 ст = 3,16 x низ. = 11,58 ст = 2,7 |
p £ 0,05 |
Сравнение группы с высокими оценками УС и низкими оценками УС по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При оценке профессиональной успешности в охранной деятельности кандидатам на должности младшего и среднего начальствующего состава отделов охраны ИУ и СИЗО предлагается использовать пакет психодиагностических методик, состоящий из: Пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста (информативна шкала Е (экстраверсии). Я-структурного опросника Г. Аммона (информативны шкалы С (конструктивная тревога), А1 (конструктивная агрессия), а (адаптация—психопатология), (3 (адаптация—психическая активность). Индивидуально-типологического опросника (информативна шкала Con (конфликтность). Методики «Мотивация профессиональной карьеры» (информативны шкалы: М (менеджмент, Ст (стабильность), Сл (служение), П (предпринимательство). Методики «Оценка уровня волевого самоконтроля» (информативна шкала Н (настойчивость).
При отборе необходимо обратить внимание на выраженность значений этих шкал (средние значения и стандартные отклонения приводятся в таб. 6-8). Значительное отклонение результатов по большинству информативных шкал психодиагностических методик (более одного стандартного отклонения) может свидетельствовать о низком или высоком прогнозе профессиональной успешности в охранной деятельности. Предлагаемые рекомендации ориентируют не на выявление абстрактных профессионально важных качеств, а на более реальные характеристики, полученные в ходе регрессионного анализа при опросе непосредственных начальников, которых прежде всего интересуют отношение к работе, нравственные качества и умственные способности подчиненных, на определение которых и направлены предлагаемые психодиагностические методы. Данный алгоритм психодиагностического обследования касается первоначального отбора кандидатов в охранные подразделения УИС, проводимого психологами пенитенциарных учреждений. Результаты психодиагностики помогут психологу совместно с кадровыми аппаратами принять решение о направлении кандидата для дальнейшего обследования в ЦПД и ВВК территориальных органов УИС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барановский Н.Н., В.М. Демин. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб УИС: Методические рекомендации. М.: НИИ ФСИН России. 2016. 52 с.
- Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки//Юридическая психология. №2. 2016.
- Борисов С.В. Математическая модель процессов приобретения и утери навыков // Проблемы инженерной психологии и эргономики. - М.: ВНИИТЭ, 2014. - С. 150-152.
- Давыдов А.А. Коэффициент интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие. - 7
- Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников органов внутренних дел, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2016. С. 14.
- Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Медицина, 2014. - 240 с.
- КотикМ.А. Психология и безопасность. 3-е изд. - Таллин, 2015. - 405 с.
- Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: Учеб. пособие. - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2015. - 238 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2014. - 440 с.
- МариненкоН.В. Уроки безопасности. - М.: Профиздат, 2016. - 130 с.
- Межотраслевые методические рекомендации по профессиональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013.
- Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013.
- Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психологическая коррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов ОВД, действующих в экстремальных (боевых) условиях. Дисс. канд. психол. наук. М. 2015.
- с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/
- Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Дисс. док-ра психол. наук. М., 2014.
- Файнбург Г.З. Основы организации управления профессиональными рисками: Учеб. пособие / Сер. Управление профессиональными рисками. Под ред. Г.З. Файнбурга. - Вып. 1. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2017. - 148 с.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2014. - 440 с. ↑
-
МариненкоН.В. Уроки безопасности. - М.: Профиздат, 2016. - 130 с. ↑
-
Борисов С.В. Математическая модель процессов приобретения и утери навыков // Проблемы инженерной психологии и эргономики. - М.: ВНИИТЭ, 2014. - С. 150-152. ↑
-
Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013. ↑
-
Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников органов внутренних дел, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2016. С. 14. ↑
-
Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психологическая коррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов ОВД, действующих в экстремальных (боевых) условиях. Дисс. канд. психол. наук. М. 2015. ↑
-
Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Дисс. док-ра психол. наук. М., 2014. ↑
-
Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки//Юридическая психология. №2. 2016. ↑
-
Источник всех психодиагностических методик, приведенных в тексте: Научно-техническая лаборатория «Интроспекция», Межрегиональная психологическая лаборатория УФСИН России по Ярославской области. Psychometric Expert. Многофункциональная среда разработки баз данных и психодиагностических экспертных систем. Версия 6. Ярославль 2008. ↑