Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностика профпригодности (Этапы профессионального отбора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнение группы с высокими оценками ОР и низкими оценками ОР по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).

Таблица 3 - Экспертная оценка нравственных качеств (НК) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны

№ п/п

Выборка

Методика

Шкала

Средние значения

Уровень достоверности

1

n выс. = 483 n низ. = 408

FFI

E

(экстраверсия)

x выс. = 31,75

ст = 4,68 x низ. = 31,00 ст = 5,03

p £ 0,05

Чем выше уровень экстраверсии, тем выше экспертная оценка нравственных качеств

2

n выс. = 124 n низ. = 138

ISTA

С

(конструктивная тревога)

x выс. = 7,90

ст = 2,05 x низ. = 7,42 ст = 2,34

p £ 0,05 (на границе)

Чем выше уровень конструктивной тревоги, тем выше экспертная оценка нравственных качеств

3

n выс. = 198 n низ. = 156

МПК

Служение

x выс. = 36,50

ст = 8,54 x низ. = 39,25 ст = 7,46

p £ 0,01

Чем выше значение шкалы «Служение», тем ниже оцениваются экспертами нравственные качества сотрудника охраны

4

n выс. = 137 n низ. = 154

ВСК

Настойчивость

x выс. = 11,23

а = 2,88 x низ. = 10,334 а = 3,31

p £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Настойчивость», тем выше экспертная оценка нравственных качеств

Сравнение группы с высокими оценками НК и низкими оценками НК по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).

Таблица 4 - Экспертная оценка умственных способностей (УС) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны

№ п/п

Выборка

Методика

Шкала

Средние значения

Уровень достоверности

1

n выс. = 205 n низ. = 57

ISTA

А1

(конструктивная агрессия)

x выс. = 9,07

а = 2,44 x низ. = 9,92 а = 1,58

p £ 0,01

Чем выше уровень конструктивной агрессии, тем ниже экспертная оценка умственных способностей

2

n выс. = 276 n низ. = 78

МПК

Менеджмент

x выс. = 24,33

а = 12,73 x низ. = 31,50 а = 8,23

p £ 0,01

3

n выс. = 276 n низ. = 78

МПК

Стабильность

x выс. = 45,75

ст = 8,63 x низ. = 41,25 ст = 10,28

p £ 0,01

Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем выше оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны

4

n выс. = 276 n низ. = 78

МПК

Предпринимательство

x выс. = 22,20

а = 10,93 x низ. = 25,50 а = 12,21

p £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем ниже оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны

5

n выс. = 233 n низ. = 58

ВСК

Настойчивость

x выс. = 10,64

ст = 3,16 x низ. = 11,58 ст = 2,7

p £ 0,05


Сравнение группы с высокими оценками УС и низкими оценками УС по различным психодиагностическим методикам (достоверность различий средних значений по tst).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При оценке профессиональной успешности в охранной деятельности кандидатам на должности младшего и среднего начальствующего состава отделов охраны ИУ и СИЗО предлагается использовать пакет психодиагностических методик, состоящий из: Пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста (информативна шкала Е (экстраверсии). Я-структурного опросника Г. Аммона (информативны шкалы С (конструктивная тревога), А1 (конструктивная агрессия), а (адаптация—психопатология), (3 (адаптация—психическая активность). Индивидуально-типологического опросника (информативна шкала Con (конфликтность). Методики «Мотивация профессиональной карьеры» (информативны шкалы: М (менеджмент, Ст (стабильность), Сл (служение), П (предпринимательство). Методики «Оценка уровня волевого самоконтроля» (информативна шкала Н (настойчивость).

При отборе необходимо обратить внимание на выраженность значений этих шкал (средние значения и стандартные отклонения приводятся в таб. 6-8). Значительное отклонение результатов по большинству информативных шкал психодиагностических методик (более одного стандартного отклонения) может свидетельствовать о низком или высоком прогнозе профессиональной успешности в охранной деятельности. Предлагаемые рекомендации ориентируют не на выявление абстрактных профессионально важных качеств, а на более реальные характеристики, полученные в ходе регрессионного анализа при опросе непосредственных начальников, которых прежде всего интересуют отношение к работе, нравственные качества и умственные способности подчиненных, на определение которых и направлены предлагаемые психодиагностические методы. Данный алгоритм психодиагностического обследования касается первоначального отбора кандидатов в охранные подразделения УИС, проводимого психологами пенитенциарных учреждений. Результаты психодиагностики помогут психологу совместно с кадровыми аппаратами принять решение о направлении кандидата для дальнейшего обследования в ЦПД и ВВК территориальных органов УИС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барановский Н.Н., В.М. Демин. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб УИС: Методические рекомендации. М.: НИИ ФСИН России. 2016. 52 с.
  2. Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки//Юридическая психология. №2. 2016.
  3. Борисов С.В. Математическая модель процессов приобретения и утери навыков // Проблемы инженерной психологии и эргономики. - М.: ВНИИТЭ, 2014. - С. 150-152.
  4. Давыдов А.А. Коэффициент интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие. - 7
  5. Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников органов внутренних дел, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2016. С. 14.
  6. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М.: Медицина, 2014. - 240 с.
  7. КотикМ.А. Психология и безопасность. 3-е изд. - Таллин, 2015. - 405 с.
  8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие челове­ка с техническими системами: Учеб. пособие. - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2015. - 238 с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2014. - 440 с.
  10. МариненкоН.В. Уроки безопасности. - М.: Профиздат, 2016. - 130 с.
  11. Межотраслевые методические рекомендации по профессиональному подбору на ос­новные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013.
  12. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому професси­ональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013.
  13. Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психологическая коррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов ОВД, действующих в экстремальных (боевых) условиях. Дисс. канд. психол. наук. М. 2015.
  14. с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/
  15. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Дисс. док-ра психол. наук. М., 2014.
  16. Файнбург Г.З. Основы организации управления профессиональными рисками: Учеб. пособие / Сер. Управление профессиональными рисками. Под ред. Г.З. Файнбурга. - Вып. 1. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2017. - 148 с.

  1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2014. - 440 с.

  2. МариненкоН.В. Уроки безопасности. - М.: Профиздат, 2016. - 130 с.

  3. Борисов С.В. Математическая модель процессов приобретения и утери навыков // Проблемы инженерной психологии и эргономики. - М.: ВНИИТЭ, 2014. - С. 150-152.

  4. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому професси­ональному подбору на основные профессии промышленности и народного хозяйства. - М.: Имидж, 2013.

  5. Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников органов внутренних дел, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2016. С. 14.

  6. Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психологическая коррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов ОВД, действующих в экстремальных (боевых) условиях. Дисс. канд. психол. наук. М. 2015.

  7. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Дисс. док-ра психол. наук. М., 2014.

  8. Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки//Юридическая психология. №2. 2016.

  9. Источник всех психодиагностических методик, приведенных в тексте: Научно-техническая лаборатория «Интроспекция», Межрегиональная психологическая лаборатория УФСИН России по Ярославской области. Psychometric Expert. Многофункциональная среда разработки баз данных и психодиагностических экспертных систем. Версия 6. Ярославль 2008.