Файл: Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения (Социально-экономические факторы, влияющие на уровень жизни).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЬЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Прогнозирование социальной политики
1.2. Количественные и качественные методы в изучении и прогнозировании социального самочувствия
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РФ
2.1. Социально-экономические факторы, влияющие на уровень жизни
3.1. Характеристика Белгородской области
3.2. Анализ социального самочувствия и его прогнозирование на примере жителей Белгородской области
Для оценки уровня благосостояния населения нами был проведен анализ основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения России (Таблица 2).
Таблица 2.
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [4]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. |
39807 |
44053 |
48515 |
49996 |
51227 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. |
23221 |
25928 |
27767 |
30467 |
30738 |
Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году |
105 |
104 |
99 |
97 |
94 |
Реальная начисленная заработная плата работников организаций, в процентах к предыдущему году |
108 |
105 |
101 |
91 |
101 |
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году |
105 |
103 |
101 |
96 |
97 |
Величина прожиточного минимума в процентах к предыдущему году |
102 |
10810) |
110 |
121 |
101 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения |
10,7 |
10,8 |
11,2 |
13,3 |
13,5 |
Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб. |
4611 |
5205 |
5554 |
5965 |
6852 |
Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году |
98,1 |
105,7 |
99,0 |
93,0 |
107,3 |
В период 2014-2018гг. наблюдается падение реальных доходов населения, снижение уровня начисленных пенсий, рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, следует отметить, что реальная заработная плата продолжила восстановительный рост. В целом, за рассматриваемый период наблюдается низкие темпы роста уровня благосостояния населения страны.
В результате исследования выявлены следующие основные проблемы уровня жизни населения страны:
· диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики;
· проблемы в области здравоохранения: недостаточный уровень развития системы профилактики заболеваний, бесплатной медицинской помощи;
· проблемы в области жилищно-коммунального хозяйства: рост стоимости коммунальных услуг, высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры;
· демографические проблемы: низкий уровень рождаемости;
· высокая доля малообеспеченных граждан с доходами ниже прожиточного минимума
· низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок;
· низкий уровень инновационной активности.
В результате исследования нами предложены следующие направления повышения уровня жизни населения страны:
1. Демографическое направление: развитие программы доступного жилья для семей со средним уровнем доходов, что будет способствовать повышению уровня рождаемости.
2. Поддержка и развитие высокотехнологичных отраслей экономики.
3. Развитие малого и среднего бизнеса для модернизации экономики.
4. Повышения уровня инвестиций в социальную сферу, а именно в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку.
5. Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал.
6. Развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.
7. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
Таким образом, решение проблем повышения уровня благосостояния граждан, преодоление бедности приобретают все большее значение в стратегии развития современных государств. В результате исследования определено, что для повышения показателей уровня жизни населения России необходимо повышать объемы и качество оказания социальных и медицинских услуг, расширять программы в сфере занятости, способствовать снижению роста безработицы, развитию программ переобучения и переподготовки кадров, здравоохранения, пенсионного обеспечения, созданию системы по улучшению жилищных условий.
2.2. Прогнозирование и планирования социального развития и уровня жизни населения Российской Федерации
Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. Необходимость прогнозирования социального направления заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а так же сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Анализируя процессы развития социальной сферы российского государства постсоветского периода, исследователи, как правило, выделяют два этапа: первый период (1992–1999), в течение которого реализация социальной политики осуществлялась по принципу ситуативного реагирования и антикризисного управления и только в этом смысле отвечала целям поддержки и защиты народонаселения страны, и второй (с 2002 г. и по настоящее время), характеризующийся отказом от уравнительно- ситуативных принципов проведения социальной политики и переходом к построению эффективной системы социального управления, соответствующей требованиям социального государства.337 В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями.
В настоящее время действует план деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015-2020 годы, который сформирован на основании поручений Президента Российской Федерации.
В данном плане были поставлены цели, которые должны быть достигнуты к 2020 году:
- Достойный труд, справедливая зарплата;
- Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;
- Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку;
- Социальная защита приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;
- Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.
Для достижения первой цели, государство планирует расширить возможности трудоустройства граждан, обеспечить лучшие условия труда, определять размер заработной платы работника от его квалификации и профессиональных достижений, а также продолжать защищать права граждан. Согласно плану деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, уже в 2016 году зарплата работников была повышена в 1,2 раза, по сравнению с 2013 годом. По данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации в 2017 году в 3 квартале составили 30,5 тысяч рублей в месяц. В целом по России наблюдается устойчивая тенденция прироста численности населения (в среднем на 0,3% ежегодно) и среднедушевых денежных доходов населения в месяц (в среднем на 11% ежегодно). В 2018 году планируется установить базовые оклады по профессионально- квалификационным группам, реализовать региональные программы содействия повышению мобильности трудовых ресурсов и региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда.
Что касается пенсий, то согласно плану, обеспечен рост трудовой пенсии по старости в соотношении с прожиточным минимумом пенсионера, в 2018 году увеличится на 1,89 раз, по сравнению с 2015 годом. В этом году в Южном Федеральном округе средний размер назначенных пенсий составляет 11 тыс рублей в месяц, ссылаясь на Федеральную службу государственной статистики. Так же создан механизм гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства, и это лишь малая часть того, что уже реализовано и только будет, согласно Плану.
Суммарный коэффициент рождаемости на 2017 год составил 1,7%, доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей составляет 16,7%. Только государственные стратегии и программы, дополненные региональными особенностями и проблемами, их поэтапная реализация в каждом отдельном регионе могут вытащить Россию из демографической депрессии, поэтому планируется принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2019 года.
Еще в 2016 году были установлены, как и планировалось, порядок расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, механизм общественного контроля в сфере социального обслуживания социальных услуг, принята государственная программа «Доступная среда» на 2013-2020 годы и т.д. Все, что было запланировано в данной категории, согласно плану деятельности Министерства труда и социальной защиты выполнено.
И, наконец, последняя категория - государственная гражданская служба - открыта и профессиональна, в которой запланированные цели реализовались еще в 2015 году. В 2018 году планируются лишь количественные показатели.
29 февраля 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин дал интервью телеканалу НТВ, в котором поделился прогнозами насчет уровня жизни населения РФ: за 2017 год цифра малоимущих граждан увеличилась в абсолютном выражении на три миллиона. То есть было 16 млн, стало 19 млн людей, которые находятся ниже черты прожиточного минимума, что составляет 13 % населения. Безработица в РФ будет находиться где-то в пределах 6% по 2018 году. Но, по моему мнению, данные, приведенные Топилиным не совсем реальны, так как согласно Федеральной Службе по труду и занятости, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом
по Российской Федерации, составила только на 1 апреля 2018 года 1 062,0 тыс. человек.
В основе государственных решений по управлению ресурсами и действиями должны лежать не только знания о состоянии социума и тенденциях его развития, но и информация об отношении населения к проводимой государством социальной политике. Все вышеперечисленное говорит о том, что государственные органы, планируя и прогнозируя социальную жизнь общества, все же опираются на реальные потребности граждан и реализуют заданный план. Это хорошая тенденция для Российской Федерации, и я уверенна, все поставленные задачи будут выполнены и, в дальнейшем, действовать на постоянной основе.
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Характеристика Белгородской области
Отличительные особенности. Белгородская область когда-то была частью Курской и Воронежской областей. Когда Российское государство только вставало на ноги, воюя с южными соседями и защищая мир и процветание, эти земли были пограничными территориями и на них как грибы после дождя росли крепости, составившие Белгородскую оборонительную черту. Помимо защиты от неприятеля, эти земли издавна были житницей благодаря черноземам, которых здесь в изобилии. Другое богатство Белгородской области – ее полезные ископаемые, особенно руды. На территории области находится и знаменитый поселок Прохоровка, близ которого в 1943 году произошло крупнейшее танковое сражение во Второй мировой войне.
Географическое местоположение. Белгородская область находится на западе Российской Федерации, в Центральном Федеральном округе, на границе с Харьковской областью Украины. Таким образом, через Белгород проходят важные транспортные пути из Москвы в Крым. Территория области – это лесостепная зона, и хотя она расположена на Среднерусской возвышенности, средняя высота над уровнем моря составляет всего 200 м. Рек, особенно крупных, здесь сравнительно немного, зато много прудов, аж 1100.