Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Теоретические основы психологических проблем адаптации ребенка в первом классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе связано с таким явлением как психологическая (школьная) дезадаптация.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Ряд авторов Ковалева Л.М., Ю.А. Александровский выделяют пять подгрупп детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации.

Подгруппа I - «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

  • хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;
  • успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;
  • не жалуются на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического;
  • не проявляют асоциальных форм поведения.
  • Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно сверстниками успешно. У них можно высокая мотивация здоровья обучения и высокая при познавательная активность.

Как Подгруппа II - «Группа здоровья риска». Возможно поведение возникновение школьной реагировать дезадаптации, требующая начинающемся психологической поддержки. адаптации Дети обычно показатель плохо справляются с отклоняющееся учебной нагрузкой, жалуются не проявляют реакций видимых признаков риска нарушений социального основании поведения. Часто важный сфера неблагополучия у высоком таких детей организм достаточно скрытого всегда личностного плана, у мотивации учащегося возрастает IV уровень тревожности и Возможно напряженности как дезадаптация показатель неблагополучия высоком развития. Важным психологической сигналом о начинающемся наблюдений неблагополучии может поддержки служить неадекватный возможны показатель самооценки не ребенка при свидетельствует высоком уровне справляются школьной мотивации, учебной возможны нарушения в важный сфере межличностных асоциальное отношений. Если Часто при этом Помимо увеличивается число неадекватный заболеваний, это этой свидетельствует о том, сложностей что организм высокая начинает реагировать асоциальное на возникновение побеги сложностей в школьной них жизни из-за может снижения защитных учащегося реакций.


Подгруппа Ш - «Неустойчивая риска школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV - «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V - «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: психические – задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства или соматические – наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.

Процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково и включает в себя несколько составляющих и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.

Большую роль в успешности адаптации играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Наличие отрицательных личностных качеств и переживание психологического дискомфорта провоцируют развитие дезадаптации. Так как понятие адаптации является комплексным, и к условиям школьного обучения приспосабливаются все системы организма ребенка, то и исследовать, насколько ребенок адаптирован к школе, необходимо комплексно, учитывать психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу и уровень интеллектуального развития.

Выводы по первой главе

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.


Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

2. Теоретическая разработка условий по психологической адаптации ребенка в первом классе

2.1. Включение первоклассников в систему коллективных отношений

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в систему коллективных отношений на уроке создают групповые формы работы. В качестве подготовительной работы на уроках используются сочетания фронтальной и индивидуальной формы работы. В классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной  работы нужно давать дифференцированно[6, с. 34].

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, нужно перейти к обучению работы в парах «учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Познакомить групповые детей с правилами нет общения: как вы сидеть за ручей партой, при взаимопроверке разговоре смотри паре на собеседника, ответ тихо говори в качестве паре, называй разговоре товарища по из имени, как ученик соглашаться, как руки возражать, как ли помогать, как парах просить о помощи. будет Необходимо научить партой внимательно выслушивать способствуют ответ, тактично  работают исправлять и дополнять, возражать справедливо оценивать. справедливо Для этого задание вызывается любая карточкам пара к доске. готовятся Предварительно показать После детям, как готовы нужно работать будет на доске.

Первое, чему нужно учить первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание.

Второе:  важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты. Так, заранее готовятся несколько вариантов текста для  диктантов по изучаемой теме. Каждому ученику выдаётся один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:


  1. один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает; следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
  2. ученики обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;
  3. далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
  4. работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые знает диалогические  сочетания, перемещаются обучают друг деятельность друга по товарищей своим карточкам[12, с. 32].

      приемы Для организации учат работы в паре ученик сменного состава то необходимо иметь писал навыки организации чем работы в паре над постоянного состава. записывает При организации работа работы в парах перемещаются важно учитывать необходимо ряд особенностей:

  1. проверяют каждый участник адаптации занятий попеременно парах выступает в роли особенностей то «ученика», то «учителя»;
  2. формы ближайшая цель « тетрадями ученика» и « учителя» – коллективных учить всему ученики тому, что образуя он знает знания сам;
  3. деятельность интересов каждого участника задания занятий имеет включающих общественно-полезную окраску, текст потому что знает он не особенностей только учится, попеременно но и обучает знаю других;
  4. основной ошибками принцип работы – учению все по свободно очереди учат открывают каждого и каждый потому всех;
  5. каждый других отвечает не ним только за Кроме свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
  6. полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

       Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

  1. Кроме того для адаптации первоклассников можно задействовать следующие приемы и формы работы, включающих учеников в систему коллективных отношений: Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники  школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники  в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
  2. Рассказ о себе.  «Раскрыть»  каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах.
  3. Вхождение в коллектив.  адаптировать Детей, которые слов испытывают трудности первоклассники межличностного общения (застенчивые, содружества малообщительные, агрессивные, целью несдержанные, эгоистичные и т.п.), только необходимо адаптировать к школы системе межличностных целесообразность отношений, проведя с Можно ними тренинг искать по формированию тоже навыков коммуникативной первоклассники компетентности.
  4. Заочное Учитывая знакомство. Дети глазах часто стесняются можно подойти и завязать ему знакомство, вступить в может игру с понравившимся тренинг им одноклассником. адресами Это гораздо завязать легче сделать, коллективные пообщавшись вначале Говорить по телефону запомнить или электронной Межличностные почте. Можно телефонными предложить детям своих обменяться телефонными системе номерами и электронными электронной адресами. Важно развит подвести каждого Межличностные ребенка к мысли, из что одиноко и мнени тревожно может обязаны быть не то только ему, завязать но и его дети одноклассникам. Телефонный ребенка звонок поможет дела справиться с этими перечень неприятными чувствами.
  5. межличностных Общее дело. приподнять Ничто так первоклассники не сплачивает  дело коллектив, как них общие дела. подвести Необходимо продумать вступить их перечень, Заочное направленность, целесообразность и из регулярно проводить знакомство коллективные дела другом для создания классного содружества.

В процессе подготовки и обсуждения коллективного творческого дела  происходит активное общение детей,  объединенное  общей целью.   Учитывая то, что у младших школьников недостаточно развит опыт общения, можно предложить им придерживаться следующих правил:

  • Выступать по очереди.
  • Выслушивать каждого, после чего можно задавать вопросы.
  • Не отвергать предложения товарища, искать в каждом из них что-то полезное.
  • Не ссориться, избегать резких слов.
  • Говорить доказательно, обосновывать свое предложение.
  • Уважать мнение товарища, даже если не согласен с ним.

После того, как каждая группа определяет свою идею, проводится ее своеобразная презентация. От каждой группы выступают представители, которые знакомят класс со своим проектом. Учащиеся задают выступающей группе вопросы, касающиеся возможностей осуществления данного проекта, высказывают свои предложения. После выступления всех групп можно провести  голосование, в процессе которого каждый имеет возможность определить наиболее привлекательное для себя творческое дело. На следующем этапе учащиеся в 2 группах приступают к планированию осуществления выбранного творческого дела. Каждый учащийся получает свое задание, за выполнение которого отвечает перед своей группой.

В процессе совместной деятельности по подготовке и проведению коллективного творческого дела учащиеся вступают в  общение друг с другом, что позволяет педагогу осуществлять наблюдение за развитием их навыков общения, корректировать их[13, с. 34].

Освоение детьми технологии взаимодействия в группе при выполнении творческого или учебного задания сплачивает ученический коллектив, помогает детям более уверенно себя чувствовать в классе, приучает предлагать свою помощь и принимать при необходимости помощь товарища. Все это способствует более комфортной эмоциональной обстановке в процессе учебной и внеучебной деятельности.

2.2. Освоение первоклассниками правил поведения в школе

Одним из важных направлений в работе по адаптации первоклассников к школьной жизни – обучение их правилам поведения в школе.

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами.