Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что на практике существует ряд основных теорий относительно лидерства в организации, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА

2.1 Принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива

Говоря о принципах взаимодействия лидера и трудового коллектива, стоит отметить, что в настоящее время от лидера требуется выполнять больше, при этом имея в расположении меньше, а также увеличивать прибыль. Данная цель является довольно трудновыполнимой и требует от каждого вклада в общее дело.

На практике принято выделять следующие основные принципы взаимоотношений лидера и трудового коллектива.[7]

Формирование культуры, которая опирается на идеях сотрудничества и поддержки. Суть данного принципа в том, что успешные лидеры на собственном примере показывают то, чего хотят получить от других. Основная идея состоит в том, что если вы хотите наладить в рабочей среде поддержку, а также сотрудничество среди сотрудников, требуется быть отзывчивым и оказывать помощь каждому на предприятии. Уважительно отношение формируется на доверии, искреннем общении и признательности сотрудникам за осуществленный вклад. На предприятии должна быть такая степень открытости, которая позволит лидеру эффективно общаться с подчиненными. В открытого рода атмосфере лидеры учитывают мнению других, а также получают ценные данные о работе предприятия. И согласно полученным данным они корректируют свои действия.

Формирование согласованной стратегии и цели предприятия. Суть данного принципа в том, что каждый знает, в каком направлении, а также куда именно двигается предприятие. При такой системе осуществить намеченные задачи проще. Когда происходит освещение видения, а также стратегий по всему предприятию и все отделы компании знают, куда двигается и развивается организация, то данный процесс будет намного эффективнее. Когда каждый ясно понимает, почему компания придает его деятельности такое значение и ценность, это позволяет понять, что нужно делать сотруднику в определенный момент времени. Повышенный уровень энтузиазма к деятельности, а также повышенная продуктивность решения проблем дает также точную цель. В случае, если есть данные о том, чего именно необходимо добиться, то увеличивается решительность для достижения данной цели.


Формирование чувства ответственности также является важным принципом. За определением цели следует ответственность за осуществление данной цели. Лидеру требуется предоставить сотрудникам механизм, либо средства, которые требуются для того, чтобы достичь успех и возложить ответственность за создание данного успеха. Данный факт значит предоставить им полномочия, а также свободу творческого подхода к осуществления ранее согласованных показателей. Кроме того, необходимо присутствие дисциплины, а также границ свободы. Снижение уровня условий осуществления деятельности формирует крайний уровень неудовлетворенности, а также низкий уровень вовлеченности сотрудников к деятельности в целом.[8]

Формирование атмосферы, которая повышает эффективность использования труда сотрудников также неотъемлемый принцип взаимоотношений лидера и трудового коллектива.

Стоит понимать, что наиболее ценным активом является именно персонал, ввиду чего задачей лидера является распределение сотрудников туда, где максимально используются его навыки. От грамотного сочетания нужд предприятия, а также способностей, выигрывают все. В такого рода обстановке довольно высоко ценится трудовая деятельность работников, а также поощряется атмосфера доверия. К таким ценностям также относятся те, которые есть в успешной компании.

Принцип формирования интереса в рабочей деятельности.

До тех пор, пока у сотрудников нет интереса в деятельности, надеяться на что то эффективное довольно сложно. Как сотрудники, так и лидеры должны иметь интерес к своей деятельности. Причем обе стороны должны принимать участие в процессе, в продуктивность и успешность которого они верят. Совершенствуется такого рода отношение в том случае, если есть принцип сотрудничества и поддержки в коллективе, а также коммуникационная деятельность, определена точная цели и сформированы роль. Улучшение каждого из аспектов автоматически формирует это.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на практике существует довольно большое число принципов взаимоотношений лидера и трудового коллектива, каждый из которых имеет свои характерные черты.

2.2 Особенности практического применения модели И. Адизеса


Согласно мнению И. Адизеса, для того, чтобы быть успешным, предприятие должно быть эффективным как в текущей обстановке, так и в долгосрочной перспективе. Чтобы решить данную задачу, компании требуется наличие разных свойств. Другими словами, предприятие должно уметь осуществлять такие функции, как:[9]

  • производство результатов;
  • администрирование;
  • предпринимательская деятельность;
  • интеграция и применение командной деятельности.

Стоит отметить, что И. Адизес также полагает, что большая часть предприятий успешно осуществляют только некоторые функции.

Причем каждая из функций направлена на осуществление определенной задачи (табл. 1).

Таблица 1. Роль PAEI-функций

Кроме того, необходимо также отметить, что И. Адизес выделять такие стадии жизненного цикла компании, как (рис. 1).[10]

Рисунок 1 – Стадии жизненного цикла организации по И. Адизесу

Необходимо более детально изучить стадии жизненного цикла предприятия по вышеуказанной модели.

Так, стадия ухаживания характеризуется тем, что предприятие еще не сформирование и есть только в качестве идеи. Ввиду чего функция предпринимательства проявляется больше всего. На данной стадии предприниматель либо берет ответственность, либо отказывается.[11]

Далее на стадии младенчества внимание резко меняется с идеи на создание результата. Процесс управления предприятием не формализован, а также нет определенных процедур и бюджета.[12]

После чего следует стадия Давай-Давай. Данная стадия отличается тем, что у предприятия есть ориентированность на результат, который дополняется видением перспектив. Она работает довольно оперативно, изучая любую возможность как приоритет. Решения принимаются, главным образом, интуитивно. Основатели такого рода стадии характеризуется чрезмерным уровнем самонадеянности. Предприятия показывают большие амбиции относительно последующего результата и роста в целом. Осуществление управления на данной стадии является реактивным.

Стадия юности характеризуется тем, что на нем осуществляются три основных события, а именно:[13]

  • делегирование полномочий, т.е. руководящий состав признает, что не имеет возможности больше быть специалистом по всем управленческим вопросам;
  • изменения в руководящем составе, т.е. осуществление перехода от предпринимательского управления к профессиональному;
  • переориентирование целей, т.е. переход от принципов больше-лучше, к лучше – больше.

Стадия расцвета (табл. 2) характеризуется тем, что на нет предприятие опирается на результат. Для того, чтобы достичь продуктивности, у предприятия есть планы, а также инструменты управления. Кроме того, она четко замечает свои перспективы и отслеживает изменения своего окружения. На данной стадии темпы роста довольно стабильны и могут быть спрогнозированы.

Таблица 2. Характеристики стадии "Расцвет" <1>

Стадия стабильности подразумевает, что для предприятия, которое располагается на данном этапе, характерны:

  • ориентированность на результат;
  • институализация управленческого механизма;
  • дружеская атмосфера.

Стадия аристократизма состоит в том, что на данном этапе большую значимость приобретают отношения. Сотрудники стараются избежать конфликтных ситуаций. Для того, чтобы осуществить данную цель, предприятие уменьшает разные изменения. Согласно мнению И. Адизеса, на данной стадии определить менеджера можно по одежде и стилю общения.

Стадия ранней бюрократизации состоит в том, что на данном этапе неутешительные результаты деятельности предприятия преобразуются в очевидные. Руководящий состав вместо осуществления поиска решений проблемы, акцентирует внимание на причине их образования. То есть, начинается поиск “крайнего”.

Стадия бюрократизации характеризуется тем, что на данной стадии предприятие фактически изолируется от внешнего окружения, оставляя для контактов только небольшие каналы.

Стадия смерти характеризуется тем, что на ней предприятие не показывает ни результатов, ни администрирования. Компания на данном этапе прекращает свою работу.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что каждая компания, в той или иной мере проходит данные стадии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства является довольно важным ввиду развития экономической системы государства.

В данной работе были решены следующие задачи:

  • изучена сущность и виды лидерства в организации;
  • исследованы основные положения известных теорий лидерства;
  • проведен анализ основных принципов взаимодействия лидера и трудового коллектива;
  • изучены особенности практического применения модели И. Адизеса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / Т.П. Авдулова - М.:ИНФРА,2015. - 124 с.
  2. Андреева, Г.М. - Социальная психология. / Андреева Г.М. - Аспект Пресс, 2016. - 376 с.
  3. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Т.34. / Ф.А. Брокгауз - СПб.: Миля, 2015. - 664 с.
  4. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В. Бендас Вопросы психологии // - 2015-№1 - С.120-123.
  5. Басаков М.И. Трудовое право. - М: МарТ, 2015. - 774 с.
  6. Бердычевский В.С., Д.Р. Акопов. Трудовое право. - Ростов н/ Д: Феникс, 2015. - 127 с.
  7. Васильев В.Л. Матрица «Типы лидерских групп, направление активности лидеров» // Управление персоналом // - 2015 С. 71.
  8. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский - изд.-М.: Экономист, 2015. - 670 с.
  9. Вергилес Э. В. «Теории лидерства» М.: 2016г. 464 с.
  10. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2016. 566 с.
  11. Воронцов В. П. Руководство персоналом организации. М. 2016. 353 с.
  12. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник / Герчикова И. Н. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 510 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biblioclub.ru.
  13. Дилтс Р. НЛП: навыки аффективного лидерства / перевод с английского Н. Мигаловской / Р. Дилтс - СПб.: Питер, 2016. - 224 с.
  14. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. 2016. 65 с.
  15. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография. / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. - 288 с.
  16. Журавлев, А.Л., Шорохова, Е.В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. / Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2016. - 288 с.
  17. Журнал «На стол руководителю» №14 2016. 23 с.
  18. Кричевский, Р.Л. Если Вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский - М.: Дело,1993. - 352 с.
  19. Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом / А.И. Кочеткова -М.:ТЕИС,2015. - 56 с.
  20. Куликова, Е. Спящее лидерство / Е. Куликова // Эксперт. - 2017. №4. - С.61-63.
  21. Карделл,Ф. Психотерапия и лидерство / Ф. Карделл СПб., Изд-во "Речь", 2016. - 230 с.
  22. Коновалов, Н. С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. / Н.С. Татарникова - Н. Новгород, 2015. - 180 с.
  23. Кричевский Р.Л. , Е. М. Дубовская «Социальная психология малой группы»учебное пособие М.:Аспент пресс, 2016г. - 123 с.
  24. Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управление» М.: Норма 2016г. - 345 с.
  25. Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2015г. - 464 с.
  26. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов н /Д, 2016.
  27. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2016.
  28. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 2016.
  29. Лафта Джавал Кадем «Менеджмент» М.:КноРус, 2015г. 132 с.
  30. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. - М: Дело, 2016 . - 253 с.
  31. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. / Ф. Хедоури - М.: Дело, 2016. - 800с.
  32. Михненко П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. — 520 с.
  33. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 2015. - 592 с.
  34. Петровская, А.В., Шпалинская, В.В. Социальная психология коллектива / В.В. Шпалинская - Москва, «Просвещение», 2015 - 122с.
  35. Психология управления: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: Инфра-М, 2016. - 332 с.
  36. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 773 с.
  37. Самыгин, С. И., Столяренко, Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2015. - 512 с.
  38. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие / Семенова И. И. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 199 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biblioclub.ru
  39. Сергеева, О.Б. Лидерство и управление как компетенции руководителя среднего звена / О.Б. Сергеева // Управление персоналом №19 - 2015 - С.57-60.
  40. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 416 с.
  41. Сероштан Н.А. и др. Социология труда. - Харьков: Основа, 2016.
  42. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е.В. Шорохова и др. - М.: Наука, 2017. - 664 с.
  43. Тарасенко, В.Л. Матрица «Типы лидерских групп-направление активности лидеров»// Управление персоналом // - 2015-№4 - С. 58-71
  44. Татарникова, Н. С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. / Н.С. Татарникова - Н. Новгород, 2017. - 180 с.
  45. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие. / А.А. Урбанович - Мн.: Харвест, 2016. - 640 с.
  46. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб пособие. - М.: Инфра. - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2015.
  47. Фарухов В. П. «Руководство персоналом организации» М.:Аспект Пресс, 2016г. 221 с.
  48. Филиппов А.В. Управление кадрами на предприятии. - М.: Знание, 2016. - 112 с.
  49. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - Санкт-Петербург: Энергоатомиздат, 2016. - 441 с.
  50. Шалагинова, Л.В. Психология лидерства / Л.В. Шалагинова - СПб. Речь, 2015. - 464 с.
  51. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М.: Процесс, 2017. 67 с.
  52. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. - К.: Украина, 2016. 653 с.
  53. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2016. - 786 с.