Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости - региональный гендерный аспект (Формы и источники финансового обеспечения социальной политики в сфере занятости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

- в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

- в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

- во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. [4]

В соответствии со статьёй 38 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. [4]

Правила оказания материальной помощи гражданам и условия ее выплаты устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере демографии, уровня жизни и доходов, социального страхования, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты безработных и др. является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое образовано на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Полный перечень функций Министерства определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610. Аналогичные органы государственной власти, реализующие государственную политику на субфедеральном уровне, функционируют во всех субъектах РФ.

В ходе проведённого анализа можно сделать следующие выводы, что система финансового обеспечения безработных, также как и социальной политики, в целом, основана на законодательном разграничении расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Меры финансового обеспечения зависят от приоритетности общегосударственных задач и категорий граждан, что проявляется в дифференциации форм финансовой поддержки.


2 Анализ государственной социальной политики в сфере занятости в России

2.1 Оценка финансового обеспечения социальной защиты безработных в России

Финансовое обеспечение безработных является важным направлением государственной социальной политики. О масштабах мероприятий, реализованных в рамках государственной политики занятости в Российской Федерации в предкризисный период, годы международного финансового кризиса и в посткризисный период, в том числе в рамках дополнительных мероприятия на рынке труда можно судить по приводимым ниже данным (таблица 1).

Таблица 1 - Численность граждан, получивших государственные услуги государственной службы занятости за год, млн. человек*

В миллионах человек

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность трудоустроенных граждан из числа ищущих работу по поводу трудоустройства

4,0

4,0

3,4

2,9

Численность граждан, получивших государственную услугу по профориентации

3,9

3,7

3,5

3,0

Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, приступивших к временным работам в свободное от учебы время

1,0

1,0

0,9

0,8

Численность зарегистрированных безработных:

1,5

0,8

0,5

0,4

- приступивших к оплачиваемым общественным работам

0,4

0,4

0,3

0,3

- приступивших к профессиональному обучению

0,2

0,3

0,3

0,3

- получивших государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда

0,2

0,2

0,2

0,2

- получивших государственную услугу по психологической поддержке

0,08

0,08

0,08

0,07

приступивших к временным работам

0,2

0,3

0,2

0,08

- получивших государственную услугу по содействию самозанятости

0,03

0,02

0,02

0,01


* Источник: Составлено автором на основании http://www.gks.ru

Данные таблицы 1 позволяют также сделать вывод о том, что основным направлением деятельности государственной службы занятости в 2013–2016 годах являлось осуществление мер, относимых к пассивной политике занятости, в т. ч. трудоустройство безработных, предоставление гражданам государственных услуг по профориентации, а также привлечение населения к временным и общественным работам.

Информация о финансировании конкретных видов мероприятий по содействию занятости населения, в том числе направленных на решение проблем безработицы и безработных, а также о расходах на их финансирование из федерального бюджета содержится в федеральных законах о федеральном бюджете.

Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика показателей безработицы и расходов на выплату пособий по безработице в Российской Федерации, в процентах*

* Источник: Составлено автором на основании http://www.gks.ru

Дополнительные мероприятия на рынке труда предусматривали в основном те же меры, которые использовались в Российской Федерации в целях содействия занятости.

К числу относительно новых мер на рынке труда относятся: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; организация стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; содействие развитию малого предпринимательства.

Следствием увеличения уровня безработицы на современном этапе, как показывают расчеты на основе материалов государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также прогноза Минэкономразвития России явилось устойчивое снижение суммарных расходов федерального бюджета на содействие занятости населения в процентах к ВВП в 2013–2016 годах (таблица 2).

Таблица 2 - Расходы федерального бюджета на содействие занятости населения по данным государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»*

В процентах к ВВП

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Всего расходы по Госпрограмме на мероприятия по содействию занятости населения

0,111

0,108

0,107

0,104

т. ч.:

на реализацию мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения

0,002

0,005

0,001

0,001

на социальные выплаты безработным

0,075

0,058

0,062

0,061


* Источник: Составлено автором на основании http://www.gks.ru

При этом, как следует из данных таблицы 2, на 2013–2016 годы ассигнованиях федерального бюджета на содействие занятости населения расходы на социальные выплаты безработным, то есть на мероприятия пассивной политики занятости, кратно превышают расходы на реализацию мероприятий активной политики занятости населения и на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения.

В рамках плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2016 году (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р) в числе первоочередных мероприятий, направленных на содействие изменению структуры занятости, предусмотрено в 2016 году:

1) реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации - 52,2 млрд. руб.;

2) Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными – 30 млрд. руб.

В соответствии со статьями 7.1-1 и 22.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), а также содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).

Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:

- оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;

- суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;

- оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.

Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:


- оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;

- суточные расходы за время следования к новому месту жительства;

- единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.

Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Услуга по оказанию содействия в переезде безработным гражданам в другую местность для временного трудоустройства в 2015 г. оказана 7424 безработным гражданам.

Услуга по оказанию содействия безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) в 2015 г. оказана 330 безработным гражданам. Численность членов семей безработных граждан, переселившихся в другую местность составила 369 человек, в том числе трудоспособных - 131 человек.

Таким образом, предусмотренные объемы бюджетных ассигнований на предоставление расходов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с учетом вышеизложенных данных численности и уровне безработицы в России могут расцениваться как достаточно обоснованные.

Что касается объемов финансирования дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

2.2 Особенности финансового обеспечения социальной защиты безработных в Оренбургской области

Финансовое обеспечение социальной защиты безработных в Оренбургской области осуществляется в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы». [16]