Файл: История развития менеджмента (МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В нынешнее время трудно назвать более важную и многостороннюю сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства в зарубежных странах накоплен в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов . В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую,точное копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Ни одна корпорация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения, выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде, всего, четкого планирования. Особое внимание древние греки уделяли вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих. Сократ дает понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил ,что главным в управлении является то,что челове­ка нужно поставить на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. В Римской империи же в системе управления государством ярко выражалась линейная структура. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно,структура управления была изменена. В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник. Эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию тео­ретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли анг­лийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и ДавидРикардо. Отметим,что огромный вклада в раз­витие управленческой мысли и практики управления внес английский социал-утопист Роберта Оуэна. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета кото­рого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалисти­ческом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выво­дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя­тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла­гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.


Ф. Энгельс указывал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталки­ваться многие ученые в своих исследованиях. До эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усилилась в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю­щие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания менеджмента как управления особого рода являются:

- индустриальный способ организации производства;

- развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являются спрос, предложение и цена.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработа­ли более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желае­мых результатов. Ученые и исследователи управленческих проблем на протяжении всей истории развития менеджмента предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Объяс­няется это тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны че­тыре важнейших подхода, которые позволили выделить че­тыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах. Слово «менеджмент» происходит от английского (management – «управление, руководство, администрирование») и означает особую профессиональную деятельность. Эта деятельность заключается в управлении организациями. То есть ключевым словом в определении понятия «менеджмент» является именно «управление». Причем менеджментом принято называть такое профессиональное управление организациями, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.


Менеджмент  (от англ. management –управление, руководство,  заведование , администрирование»)  - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются. экономическими.

 Исходя из вышесказанного, можно дать точное описание понятиям «руководство» .

Руководство - постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента -обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Управленческое воздействие может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1).

рис.1 Управения менеджмента

Важным элементом процесса управления является обратная связь – передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь – это осуществление менеджером кантроля за работой подчиненных, а также возможность узнать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишен возможности эффективно управлять объектом.

Как мы видим, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником – это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми.

При этом важно, чтобы «субъект управления» – тот, кто управляет, – имел четкие ответы на следующие вопросы:

1)       Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны прийти?)

2)       Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? Каких результатов мы уже достигли?


3)       Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?)

4)       Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие – нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?)

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

1.  Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

2.  Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

3.  Человеческие (работники, персонал организации).

4.  Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.).

5.  Временные (рабочее время).

 Как мы видим, управление – это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также – такта, чувства меры и внимательного отношения к людям. Но зато если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат – продукция, которую производит предприятия, или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем». Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент – это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями. Борис Мильнер «Теория организации» А разве нужно постоянно управлять людьми, если они и без того знают, что им нужно делать? Может быть, группа людей сможет обойтись без менеджера? Как правило, любая работа – и простая, и тем более сложная – требует координации и управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какая заработная плата должна быть назначена за ту или иную работу. И тому подобное.


Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них – другие задачи. У каждого – своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса – управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер – создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом. И многое-многое другое... Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности, или в общем – управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными(рыночными) организациями. Таким образом, менеджмент – это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, так называют любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного – public administration).

Менеджмент – это профессиональное управление социально-экономическими системами.

В современном языке термин «менеджмент» означает (рис. 2):

  • вид профессиональной деятельности;
  • категорию людей (представителей определенной профессии);
  • аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);
  • процесс управления организацией;
  • науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);
  • искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджуспециалиста в области управления – менеджера).