Файл: Основные особенности некоммерческих спортивных организаций на примере МАОУДОД СДЮСШОР «Сибиряк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на территории Российской Федерации существует более тридцати видов (форм) некоммерческих организаций. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 6 главы 4, и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении устойчивого и приемлемого качества предоставляемых ими услуг. Во-первых, некоммерческие организации не могут гарантировать соответствие своей деятельности некоторым требованиям из-за недостатка собственной материально-технической базы. Во-вторых, у некоммерческих организациях нет устойчивого опыта управления качеством и формализации поддерживающих процедур. В-третьих, некоммерческие организации сталкиваются с текучкой профессиональных и подготовленных кадров, в связи с существенно худшими условиями для своих работников. И, наконец, у них нет достаточных инвестиций, позволяющих преодолеть барьер входа на рынок с социальными услугами широкого спектра.

Целью курсовой работы является выявление основных особенностей некоммерческих спортивных организаций.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы деятельности некоммерческих спортивных организаций;

- проанализировать деятельность исследуемой некоммерческой спортивной организации;

- предложить мероприятия по совершенствованию деятельности некоммерческой спортивной организации.

Объектом исследования является МАОУДОД СДЮСШОР «Сибиряк».

Предметом исследования является деятельность некоммерческой организации МАОУДОД СДЮСШОР «Сибиряк».


1. Теоретические основы деятельности некоммерческих спортивных организаций

1.1. Понятие физкультурно-спортивных организаций и особенности их функционирования

Сфера физической культуры и спорта – это область преимущественно некоммерческой (нонпрофитной) деятельности. Деньги в этой сфере появляются, как правило, не на основе коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, общественных и благотворительных организаций, различных фондов, спонсоров и др.

Как известно, суть рынка – это акт обмена, т.е. совершение сделки, подразумевающей плату. Однако в системе физической культуры как сфере преимущественно некоммерческой деятельности плата за физкультурно-спортивные услуги предполагается далеко не всегда.

Закономерен вопрос, а имеет ли вообще рыночная сделка в системе физической культуры место? Зарубежные маркетологи Ф. Котлер и Э. Роберто дают следующие ответ на этот вопрос: «Сделка имеет место всегда, даже в сфере нонпрофита: сфера досуга, телевидение обеспечивают обмен свободного времени людей на развлечение; политика – время и гражданскую позицию (голосование) на надежды лучшей жизни; благотворительность – деньги мецената на спокойную совесть и так далее». Таким образом, понятие сделки в системе физической культуры весьма специфично и имеет расширенное толкование – здесь наличествует обмен свободного времени людей на занятия физическими упражнениями и спортом, но далеко не всегда осуществляется оплата этих занятий.

В физической культуре и спорте, как сфере преимущественно некоммерческой деятельности, субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем. Так, типичные потребители спортивных услуг – это дети, подростки, учащаяся молодежь. Работа с ними признана в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики. Однако в большинстве случаев потребляемые услуги оплачиваются не ими, а частично – родителями, частично – за счет бюджетных средств, средств благотворительных, заинтересованных спонсоров, меценатов и т.п.


Таким образом, очевидно, что в сфере физической культуры и спорта действуют как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. При этом не всегда можно с уверенностью утверждать, какой из этих рынков первичен. В ряде случаев вначале определяются целевые программы работы с определенными категориями потребителей, затем ищутся доноры для поддержки этих работ; нередки также ситуации, когда потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, изъявивших желание оплатить определенные виды работ с потребителями.

Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п., испытывают на себе активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления соответствующих услуг.

Это вмешательство проявляется:

- в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг, которое осуществляется посредством принятия и проведения в жизнь законов, постановлений и иных нормативно-правовых актов и налоговых положений;

- в финансировании отрасли «Физическая культура и спорт»;

- в разработке и реализации целевых государственных программ по физической культуре и спорту как элемента товарной политики;

- в лицензировании, аттестации и аккредитации учреждений и организаций физкультурно-спортивного профиля, экспертизе реализуемых ими программ физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с населением по ассортименту и качеству;

- в формировании и поддержке спроса населения на физкультурные услуги (в первую очередь средствами маркетинговых коммуникаций);

- в подготовке квалифицированных кадров, развитии приоритетных специальностей, соответствующих требованиям рынка физкультурно-спортивных услуг.

Рынок отрасли «Физическая культура и спорт» имеет узкую территориальную локализацию. Это связано с тем, что в поисках услуг потребители склоны выбирать близко или удобно расположенные физкультурно-спортивные сооружения. Кроме того, характеристики спроса и предложения физкультурно-спортивных услуг, условия функционирования спорторганизации, параметры реализуемых ею маркетинговых программ во многом определяются характеристиками территории и проживающей на ней потенциальной клиентуры.

К числу особенностей рынка физкультурно-спортивных услуг следует отнести высокую динамичность рыночных процессов, которая обусловлена:

- изменчивым характером спроса на физкультурно-спортивные услуги, подверженного в значительной степени влиянию моды и временного фактора;


- динамичностью предложения на этом рынке, объясняющейся гибкостью отраслевой структуры услуг (обладая высокой мобильностью, физкультурно-спортивные организации имеют широкие возможности для быстрого и гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры);

- высокой степенью дифференциации физкультурно-спортивных услуг, обусловленной широтой спектра реализуемых в этой сфере педагогических технологий (программ, методов, форм, средств, методик, методических приемов обучения и тренировки, включая методы и формы контроля и оценки).

Рыночный успех организаций, оказывающих и продающих физкультурно-спортивные услуги, в огромной степени зависит как от персонала спортивных организаций, так и от «качества потребителей» (демографических, антропометрических характеристик реальных и потенциальных клиентов, уровня их здоровья, функционального состояния, физического развития, физической подготовленности, спортивного мастерства и т.п.).

Данное обстоятельство обусловлено спецификой процесса оказания услуги – активным взаимодействием производителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для налаживания и расширения коммуникативных связей, с другой – увеличивает требования к профессиональным качествам, квалификации, опыту, этике и общей культуре продуцента услуг, задает необходимость направленного поиска и отбора целевых потребителей.

Итак, физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций [6].

Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.


Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации [6].

1.2. Понятие и особенности некоммерческих спортивных организаций

Физкультурно-спортивные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Коммерческие организации оказывают физкультурно-оздоровительные услуги, организуют спортивные мероприятия, но в силу того что данные услуги осуществляются на платной основе, зачастую они становятся недоступными широким слоям населения [21, с. 509].

Основная функция некоммерческой организации – реализация уставных целей. А именно:

‒ обеспечение управления, содержания и эффективного функционирования государственных спортивных объектов;

‒ создание условий для подготовки спортивного резерва;

‒ развитие физической культуры и спорта, в том числе адаптивного спорта;

‒ предоставление услуг в области физической культуры и спорта;

‒ популяризация здорового образа жизни среди населения.

Основными задачами некоммерческих организаций являются:

‒ удовлетворение потребностей общества в спортивных и физкультурно-оздоровительных услугах;

‒ пропаганда и популяризация физической культуры и спорта, среди населения, ‒ обеспечение необходимых условий для физического совершенствования населения;

‒ участие в развитии физической культуры и спорта на территории Российской Федерации;

‒ обеспечение спортивной подготовки и высших достижений по видам спорта, утвержденным Министерством спорта Российской Федерации и включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

‒ реализация региональных государственных и целевых программ в сфере физической культуры и спорта.

Некоммерческие организации (НКО) не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей [21, с. 510].