Файл: Разработка оперативного финансового плана (Понятие и особенности планирования на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Планирование на предприятии занимает важное положение в линии развития предприятия в условиях рынка. С его помощью в единую систему увязываются общенациональные интересы государства и хозяйственные интересы отдельного предприятия. Планирование направлено на развитие производственных процессов и увеличение прибыли (дохода) предприятия.

Оперативное финансовое планирование является инструментом прогнозирования платежеспособности и финансовой устойчивости организации в краткосрочной перспективе. Планирование поступления и использования финансовых ресурсов гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом и контрагентами, обеспечивает финансирование деятельности предприятия.

В рамках оперативного финансового планирования составляют платежный календарь, кассовый план, кредитный план, оперативный бюджет движений денежных средств.

Наиболее сложной задачей оперативного финансового планирования является организация процесса оперативного и достоверного сбора данных для построения финансовых планов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Степень разработанности проблемы. Исследовали оперативное финансовое планирование в своих работах следующие отечественные и зарубежные авторы: Ю.П. Анискин, Л.Ю. Грудцина, М.Г. Лапуста, Е. Аккерман, Ф. Аналоуи, Й.Х. Пихлер, К.-Х. Шмидт, М.У. Сасьени и др. Проблемы теории и практики финансового планирования рассматриваются в работах отечественных учёных: М.А. Алексеевой, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, М.И. Бухалкова, А.Н. Жилкиной, Д.В. Кислова, В.В. Ковалёва, Е.С. Стояновой, В.Е. Хруцкого, эти же проблемы исследовали зарубежные авторы: Дж.К. Ван Хорн, Б. Коласс, Ж. Перар, М.У. Сасьени, А. Фалуди, Д. Хан, Д.К. Шим, Д.Г. Сигел и др.

Нужно заметить, что проблемы оперативного финансового планирования на малых и средних предприятиях разработаны недостаточно. Таким образом, актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы постановки и совершенствования финансового планирования на малых и средних предприятий и определили выбор темы настоящего исследования.


Таким образом, оперативное планирование деятельности предприятия любого вида деятельности по прежнему остается актуальным.

Целью данной работы является разработка оперативного финансового плана.

Объектом исследования является ООО «Смена»Redline.

Предмет исследования - методы разработки оперативного финансового плана.

Основные задачи курсовой работы состоят в следующем:

- рассмотреть теоретические основы разработки оперативного финансового плана;

- разработать оперативный финансовый план организации.

В курсовой работе использованы материалы периодической и специальной литературы.

1. Теоретические основы разработки оперативного финансового плана

1.1. Понятие и особенности планирования на предприятии

План - не что иное, как официальный документ. В нем отражается прогноз будущего развития организации, обязательно есть не только промежуточные, но и конечные задачи, а также цели, которые стоят перед ней или ее отдельными подразделениями. В плане всегда отражаются механизмы координации всей текущей деятельности, стратегия для самых неожиданных случаев. [20, с. 141]

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и  содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты.

Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. [11, с. 52]

При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи. Можно с уверенностью говорить о том, что планирование как функция управления - это стремление по возможности  заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают все благоприятные условия для нормального развития и функционирования предприятий, входящих в конкретную организацию.[6, с. 121]


Планирование как функция управления обязательно предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который определяет четкую последовательность достижения поставленных целей. Существует несколько видов планирования. [19, с. 33]

Первый - от достигнутого уровня. Данный способ не призван нацеливать коллектив фирмы на поиск резервов, при помощи которых можно было бы повысить эффективность производства. То есть, как все есть сейчас, так пусть будет и в следующем году.

Второй вид планирования называется оптимальным. Оно стремится достигнуть более высоких итоговых результатов. Этот способ является более прогрессивным.

И третий вид - адаптивное планирование. Оно позволяет более гибко реагировать на различные изменения во внешней среде. То есть их можно учитывать в процессе планирования и эффективнее к ним приспосабливаться. [9, с. 124]

Планирование в менеджменте является одной из важных и основных функций. В широком смысле этого понятия «планирование в менеджменте» подразумевается деятельность, которая направлена на определение конкретных задач и целей для организации (предприятия), а так же распределение или перераспределение необходимых ресурсов для выполнения и реализации поставленных при планировании задач.

Существует еще более узкое и специфическое понятие такого термина – составление необходимых документов, которые должны разъяснить, как правильно скоординировать действия персонала, сочетании процессов производства направленных на эффективную организацию производства. [15, с. 102]

По срокам планирование в менеджменте может подразделяться на:

-Долгосрочное планирование, которое охватывает срок не менее пяти лет, суть и смысл данного вида планирования сводится к разработке целевых программ на перспективу, его еще называют иногда стратегическим планированием;

-Средне срочное планирование предусматривает разработку планов на сроки от одного года до пяти лет, его еще называют тактическое планирование в менеджменте;

- Краткосрочное планирование в менеджменте подразумевает разработку планов на сроки менее года, как правило, такие оперативные планы могут включать мероприятия даже на один на день. [17, с. 109]

При этом обязательно при планировании на разные сроки все планы с меньшим сроком планирования должны включать в себя отдельные этапы или части мероприятий, которые описаны в планировании на один уровень выше. Единственное что все планы от более крупных (долгосрочных) до краткосрочных должны раскрывать больше подробностей и деталей по каждому мероприятию.


Теперь что касается разновидности планов составляемых при планировании. [27, с. 108]

Во-первых, существуют «планы-цели», их используют, как правило, в условиях неопределенности на длительные сроки планирования. Так же существуют планы, предусматривающие выполнение повторяющихся и традиционных мероприятий. Такие планы предусматривают стандартные расписания, но могут быть расширены пунктами на случай форс-мажорных обстоятельств. Для неповторяющихся и не стандартных мероприятий составляются специальные специфические планы. Их содержание и структура всецело зависит от сложившейся ситуации.[31, с. 141]

Планирование в менеджменте так же имеет и несколько принципов.

Во-первых, в данном мероприятии участвует как можно большее число сотрудников, что позволяет качественно охватить все сферы деятельности и заметно повысить тем самым эффективность работы.

Следующим принципом служит непрерывность планирования. То есть планы должны постоянно корректироваться и дополнятся и тем самым, отодвигая срок реализации нововведений на будущее, что позволит скоординировать действия подразделений и ясно увидеть направление развития предприятия. [25, с. 14]

Исходя из предыдущего принципа непрерывности рождается следующий – гибкость. Реализация такого принципа позволяет проводить корректировку планов согласно сложившейся в данный момент обстановке и ситуации. [16, с. 77]

Далее планы должны быть экономичными, то есть затраты на их составление не должны быть больше чем получаемым за счет этого выгоды и доходы.

Ну и последним принципом планирования является подкрепление любого плана необходимыми материальными и финансовыми средствами оборудованием и персоналом.

Кроме этого для планирования в менеджменте используются два основных метода. [18, с. 25]

Первый это бюджетный метод планирования – представляет собой представление материалов табличным способом, он способен отразить все поступления и распределения (перераспределения) ресурсов по структурным подразделениям и сферам деятельности организации.

И второй способ это балансовый – он представляет собой согласование всех расходов и поступлений за определенный период времени (отчетный). Составляется данное планирование на основе баланса который представляет собой табличный документ, отражающий все источники доходов и расходов, их размеры и стоимость.

Итак, выше приведены основные понятия и основы планирования на предприятии используемого в менеджменте. Используя их можно построить процесс планирования грамотно и эффективно. Кстати, по мнению многих экспертов в области менеджмента планирование позволяет осуществлять и контроль за процессами, а контроль как функция менеджмента это одна из ключевых позиций успешного бизнеса и производства. [13, с. 44]


1.2. Методы оперативного финансового планирования

Нормативный метод, суть которого заключается в том, что на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в денежных ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется следующая система норм и нормативов: [19, с. 101]

1. Федеральные нормативы.

2. Республиканские, краевые, областные, автономных образований нормативы.

3. Местные нормативы.

4. Нормативы предприятий

5. Отраслевые нормативы. [17, с. 241]

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории РФ, для всех отраслей и предприятий. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное и социальное страхование и др. Республиканские, краевые, областные, автономных образований нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах страны. Они охватывают ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам предприятий (малые предприятия, АО и т.д.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий - монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений. Нормативы предприятий разрабатываются самими предприятиями и используются ими для регулирования производственного процесса и финансовой деятельности, для контроля за использованием денежных ресурсов, для др. целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся: [21, с. 98]

1. Нормы потребности в оборотных средствах.

2. Нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия.

3. Нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары.

4. Нормативы распределения денежных ресурсов и прибыли.

5. Нормативы отчислений в ремонтный фонд. [12, с. 88]

Вторым методом финансового планирования является расчетно-аналитический метод. Суть его состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в план. периоде, рассчитывается плановая величина этого показателя. Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями м.б. установлена не прямо, а косвенно на основе анализа их динамики и связи. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки. [22, с. 38]